ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
статья по литературе
В статье анализируется возможность и необходимость использования современной литературы на школьных уроках, исследуется ее актуальность, возможность сделать уроки интереснее, научить школьников самостоятельному анализу текстов, так как в отличие от литературы классической, давно изученной, на которую есть готовые ответы на поставленные ее авторами вопросы, анализ современной литературы предоставляет учащимся намного больше возможностей высказывать собственное мнение, учит самостоятельно, а не шаблонно мыслить, не боясь ошибиться, что привело бы к развитию их критического мышления, креативности и фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_shkolnikov_sovremennoy_literaturoy.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Калина В. Г.1
Калина Виктория Геннадьевна - учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Село Чкаловское Приморского края
Аннотация: в статье анализируется возможность и необходимость использования современной литературы на школьных уроках, исследуется ее актуальность, возможность сделать уроки интереснее, научить школьников самостоятельному анализу текстов, так как в отличие от литературы классической, давно изученной, на которую есть готовые ответы на поставленные ее авторами вопросы, анализ современной литературы предоставляет учащимся намного больше возможностей высказывать собственное мнение, учит самостоятельно, а не шаблонно мыслить, не боясь ошибиться, что привело бы к развитию их критического мышления, креативности и фантазии.
Ключевые слова: школа, учителя, современная литература, преподавание.
EDUCATING SCHOOLCHILDREN WITH MODERN LITERATURE
KALINA V. G.1
Kalina Victoria Gennadievna - teacher of Russian language and literature
Municipal budgetary educational institution
Secondary school No. 7
The village of Chkalovskoye, Primorsky Krai
Аnnotation: the article analyzes the possibility and necessity of using modern literature in school lessons, examines its relevance, the opportunity to make lessons more interesting, teach students independent text analysis, since unlike classical literature, which has been studied for a long time, to which there are ready answers to the questions posed by its authors, the analysis of modern literature provides students with much more opportunities to express their own opinion, teaches them to think independently, and not to think in a formulaic way, without fear of making mistakes, which would lead to the development of their critical thinking, creativity and imagination.
Keywords: school, teachers, modern literature, teaching.
Литературные произведения, которые изучают по школьной программе, часто вызывает у школьников протест. Дети читают не то, что заложено в школьной программе по литературе, в ущерб этой самой программе. Что делать? Как пробудить интерес к литературе? Какие приемы есть в распоряжении современного учителя?
Школьная программа не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить искусству чтения, пониманию книги очень сложно. Ученик должен ярко откликаться на прочитанное, видеть события, переживать их. Только приученный к книге школьник обладает даром «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Он рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное, чувствует себя участником событий. Книга вводит в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров, учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Каждая прочитанная книга в школьном возрасте, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная взрослым.
Задача учителя - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
О школьной программе по литературе споры идут десятки лет, а в последние годы все чаще о том, что кроме классической литературы необходимо знакомить учащихся с современной литературой, что представляется важным в ситуации явно снижающегося интереса школьников к классической литературе, которая становится для их восприятия все более сложной и малопривлекательной.
Почему же современная литература нужна для изучения в школе? Считаю, что какие бы вечные проблемы не поднимались в классических произведениях, для подростка будет ближе, интереснее, а главное актуальнее то, о чем говорят люди, которые живут с ними в одном времени. Современная литература, раскрывающая такие проблемы современного общества, как проблема индивидуальности в нынешнем мире, проблема современных технологий и человека, проблема государства и индивидуума, проблемы подростков и многие другие, должна войти в школьную программу из-за своей актуальности.
В ней фигурируют знакомые школьникам реалии, им легче воспринять те или иные события и проникнуться в сюжет, чтобы понять проблему. Таким образом, большинство произведений современной литературы более понятны и вызывают больший интерес у учеников.
Чтение современной литературы обогащает школьников новым опытом. В первую очередь, ученики могут проследить, как изменилась современная литература по сравнению с литературой классической. Необходимо показать школьникам, что и сейчас создаются великолепные произведения, что мир литературы не стоит на месте. Быть может, их увлечет близость описываемых в работе событий к тому времени, в котором живут они сами.
Новые произведения предоставят возможность исследовательской
деятельности, творческого сотрудничества учеников и учителя, что поможет сблизить их.
Живая современная литература дает возможность ученику сравнить себя
с героями современного мира, поэтому нужно совмещать изучение классики произведения современной литературы.
Подводя итоги, считаю, что обращение к нравственным проблемам современности не сильно отличаются от духовных поисков предшественников, но в современной литературе меняется интонация – в ней нет прямых выводов и назидательных сентенций, что позволяет школьникам на уроке высказывать собственные мнения и соображения, не боясь ошибаться.
Список литературы
- Асонова Е. А. Классика в зеркале современной литературы // Детские чтения.
- Бегларян Г. Когда литература стала современной и интересуется ли ей наше поколение? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам IХ Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста – 2017» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ЛЕМА, 2018.
- Гутов А. Г. Классическая и современная литература в школе //Литература в школе. 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.
Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...
Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...
Современные технологии в духовно-нравственном воспитании школьников
Статья из опыта внеурочной работы...
Нравственные основы воспитания школьников в современном российском образовании
Представлен опы работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения....
"Специфика современного и нравственного и гражданского воспитания школьников" (панорама педагогических идей)
В определении современного воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохраняит преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох....
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
Воспитание школьников современной литературой (оттиск статьи)
Оттиск статьи напечатанной в ЖУРНАЛЕ «НАУКА, ТЕХНИКА И ОБРАЗОВАНИЕ»...