Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
статья на тему
В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»
Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель
истории и обществознания МБОУ СОШ №2
г. Серпухова, Московской области
Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Именно это качество определяется, как одна из базовых национальных ценностей, лежащих в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это же качество является определяющим для современного молодого поколения согласно Долгосрочной целевой программе Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, ненависти к её врагам, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Для достижения этих целей в нашей школе была составлена программа по патриотическому воспитанию «Мы – граждане великой страны», в соответствии с которой строится вся работа в течение года.
Для успешного воплощения программы в воспитательный процесс школа располагает следующей материально-технической и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
- школьный историко-художественный музей
- кафедра воспитательной работы в лице зам. директора по ВР, совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории
- школьная демократическая республика «Спектр» (конкретно министерство печати и информации и министерство юстиции)
- курс «Духовное краеведение Подмосковья», «Граждановедение»
- кружок «Общественно-политический клуб»
- компьютерный класс
- библиотека, в которой есть интернет-зал
- сотрудничество с городской библиотекой, СИХМ, МВЦ, Домом ветеранов, ДМ «Дружба», экскурсионным бюро
- сотрудничество с ДДиЮ и городской организацией «Содружество юныхсерпуховичей»
В 2009 году за классными коллективами 1-11 классов были закреплены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, проживающие в нашем микрорайоне. С тех пор в течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь, приглашают на классные часы и внеклассные мероприятия. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Георгиевская ленточка» и «Ветеран»: поздравляют всех жителей микрорайона праздничными листовками, посвященными Дню защитника Отечества и Дню Победы.
Традиционным стало проведение в нашей школе следующих мероприятий:
- уроки мужества (ежемесячно);
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил;
- экскурсии в Дом ветеранов, в музеи г. Москвы, по местам боевых сражений при обороне г. Москвы;
- встречи учащихся с поэтом-серпуховичом А.Н.Головановым и ветераном Вооруженных сил Чернобаевым В.П;
- туристический слёт, посвященный памяти А.Барышева;
- декада памяти «Рубежи славы» и месячник, посвященный Дню защитника Отечества;
- празднование Дня Победы;
- организация торжественных линеек памяти;
- вахты памяти;
- конкурсы сочинений и рисунков;
- викторины и брейн-ринги;
- флеш-акции, посвященные Дню героев России и Дню памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
- «встречи трех поколений»;
- работа над социальными проектами;
- краеведческая викторина;
- экскурсии по изучению родного края;
- кружковая работа по туризму.
Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсном движении, имея результаты на муниципальном и региональном уровне. Так, например, в 2011-2012 учебном году школа заняла 2 место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди общеобразовательных учреждений «Наследники славы земли Серпуховской». В конкурсе СМИ, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности, радиопередача о российском гимне заняла 1 место в Московской области. В 2012-2013 учебном году в конкурсе «Государственная символика России в декоративно-прикладном искусстве» работа ученицы 10 класса Пешеходько Е. была признана лучшей в области.
Любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу. Поэтому наши учащиеся, активно выступают на всех городских праздниках, Дне города. В школе работает школьный музей. Оснащением музея занимается краеведческий сектор научного общества учащихся во главе с руководителем музея заведующей библиотекой Березюк Г.А. Работа организована по следующим направлениям:
«Страницы летописи школы»
«Интернациональное движение»
«Великая Отечественная война»
«Великие люди - наши земляки»
«Память сердца…»
В этом учебном году музей участвовал в городском конкурсе школьных музеев и стал лауреатом.
Первым шагом на пути к взрослой жизни, получению социального опыта взаимодействия с учениками, администрацией школы, представителями учреждений городского округа дает деятельность школьной республики «Спектр».Одним из направлений работыэтого объединения являются заседания общественно-политического клуба Совета старшеклассников «Альтернатива». На этих занятиях ребята рассуждают на злободневные темы, высказывают свою точку зрения на интересующие их вопросы. «За» и «против» службы в армии», «Связь поколений», «Уроки истории», «Какие проблемы волнуют молодое поколение?», - вот неполный перечень тем, которые затрагивают старшеклассники на своих заседаниях.
Учащиеся 7-В класса взяли шефство над мемориальной доской памяти А.Барышева, выпускника школы, погибшего в Чечне, а учащиеся 7-А класса - над памятником советскому солдату, который находится напротив проходной завода «Металлист». В течение года учащиеся этих классов проводят субботники по уборке прилегающей территории, в праздничные февральские и майские дни дети несут вахту памяти, принимают участие в торжественном митинге ветеранов завода.
Как непосредственные участники школьных дел и событий, ребята проникаются чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствуют боль и ответственность за её судьбу.
Данная система гражданско-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011
- Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе./ М.:ВАКО,2009
- Отечество: гражданское и патриотическое воспитание./Т.М.Кумицкая, О.Е. Жиренко – М.:ВАКО, 2009
- Пашкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009
- Интернет ресурсы:
http://nauka-pedagogika.com
http://5ballov.gip.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
цели и задачи христианского воспитания детей...
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...
Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...
Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.
Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...
Характеристика современного этапа развития процесса обучения и воспитания лиц с нарушением зрения
На данный момент в России разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности и образовательные потребности лиц с нарушением з...
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Исследование рынка – систематизированный аналитический процесс изучения информации для принятия эффективных маркетинговых решений, основанный на определенных правилах, известных как «этика...
«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.
Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...