Современные технологии в духовно-нравственном воспитании школьников
статья по литературе по теме
Статья из опыта внеурочной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья из опыта внеурочной исследовательской работы | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в духовно-нравственном воспитании школьников
Люди, жившие в разные эпохи, в разных странах, в разных культурных средах, всегда высоко ценили нравственную воспитанность. И в настоящее время развитие нравственных чувств, нравственного сознания, нравственного поведения, формирование детской души на основе традиционных ценностей отечественной культуры является наиболее актуальной задачей воспитания. В современных условиях учитель должен найти в себе силы, знания, мудрость, чтобы решать задачи возрождения духовности и нравственности в нашей жизни в воспитании детей. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо усвоить высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.
Основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Другим важным источником нравственного опыта обучающихся является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.
Путь реализации духовно-нравственной стороны воспитания
- Нравственные знания.
Их можно дать детям как знакомство со многими примерами из литературы, отечественной истории, раскрывающих тему бескорыстного служения Родине, людям.
- Нравственное поведение.
Показать детям применение этических знаний в жизни и вести их к осмыслению необходимости (или возможности) применения этих знаний в своей жизни.
3. Исполнение ребенком нравственных норм. Это необходимый уровень педагогической работы, так как только при достижении этого этапа можно говорить о реализации воспитательных задач. Педагог должен стараться довести ребенка до этого этапа. Критерием уровня духовно-нравственной воспитанности является сформированная система отношений ребенка с миром (с людьми, с собой, с природой) на основе общепринятых нравственных норм.
Чтобы приблизиться к третьему этапу этого пути, учителю следует искать такие методы, формы работы, при которых знания духовно-нравственного содержания не будут представлены на уровне абстрактного изложения или отвлеченного нравоучения. Новое время, новые проблемы духовно-нравственного состояния современного общества требует новых подходов и в системе воспитания, новых технологий.
В данной работе описываю опыт организации исследовательской деятельности обучающихся с применением компьютерных технологий как одной из форм занятий, нацеленных на формирование духовно-нравственных ценностей. Работа с группой обучающихся организована в два этапа.
1 этап – исследовательский
Постановка нравственного идеала
Тут же встает вопрос: что станет объектом исследования? Где тот нравственный ориентир, на который следует равняться? Ответ нашли в своем же прошлом. Издавна у русских людей высший нравственный идеал для человека – любовь к Родине. Приобретение земных добродетелей было связано со служением Отечеству. Этим путем шли герои Русской земли, находя в этом высший смысл жизни. Говорят, нельзя строить будущее не зная прошлого. Современные дети если и знают имена героев отечественной истории, то факты биографии, сведения о личностных качествах выдающихся людей России им практически не известны. В дореволюционной России жития – энциклопедия жизни, любви к Родине, своему краю, подвига русских людей во имя жизни - были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Без восстановления материалов, раскрывающих духовную основу русской истории невозможно решать задачи нравственного воспитания. Да, на уроках литературы, истории дети имеют возможность узнать о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и других выдающихся личностей. Но духовная основа их героических действий зачастую проходит незамеченной.
Именно это можно сказать о талантливом флотоводце, храбром воине, защитнике Родины – Федоре Ушакове. Факты биографии, подробности героических сражений, сведения о личности адмирала и стали объектом нашего исследования.
Исследовательская работа
Включала в себя:
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет;
- обмен информацией с другими членами группы, учителем-руководителем работы; - интерпретацию данных; - сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
В ходе исследования обучающиеся получили не только более глубокие знания об исторических событиях, связанных с именем Федора Ушакова. Им открылись новые интересные факты, относящиеся к истории русского флота. Но самыми значимыми оказались сведения о личности знаменитого флотоводца. Были найдены материалы об истории его семьи, истории создания Санаксарского Рождества Богородичного мужского монастыря, основанного дядей Ушакова, где ныне и похоронен адмирал. Таким образом, стало ясно, насколько глубоки были семейные духовные традиции, сформировавшие личность самого Ушакова. Совсем новыми оказались сведения о недавней канонизации адмирала Ушакова. Были найдены разные иконы, изображающие его святой лик. Материал, рассказывающий об истории орденов и медали Ушакова, говорит о том, что пример мужества, отваги, служения Родине остается идеалом спустя многие годы после смерти Федора Федоровича Ушакова.
2 этап – творческий
В ходе исследовательской работы отобран интересный, новый материал: исторические факты и сведения о личной жизни, портреты, репродукции картин художников, схемы, современные фотографии и др. Главная задача теперь – выбор наиболее удачной формы представления разработанного материала. Мы пришли к мнению, что это будет создание презентации к знаменательной дате – дню памяти Федора Ушакова (февраль)
Основные преимущества данной формы представления работы:
- позволяет разместить довольно обширный текстовый и яркий иллюстративный материал в одной работе ;
- доступность для ознакомления и изучения индивидуально независимо от рамок урока;
- продукт труда очевиден, нагляден, сохраняет свои эстетические свойства на протяжении длительного времени;
- эстетическая ценность (качественно выполненная работа будет достойным экспонатом в вашем рабочем кабинете).
Выше указано, что презентация является необходимым этапом этой работы. Первично работа оформляется в виде слайдов, что дает возможность ее редактировать и совершенствовать. Следующий возможный дальнейший этап – печать и брошюрование. Тогда работа приобретает вид памятного издания школьного журнала или буклета. И последний этап – выступление творческой группы с представлением исследовательской работы.
Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание значимости получаемой информации.
Кроме того, в сознании учеников формируется более объективный и всесторонний взгляд на освещенные нравственные проблемы. Обнаруживается новое видение тех нравственных явлений, о которых раньше им говорилось только словами, яснее осознается их отношение к истинным человеческим ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Эссе "Роль современной школы в духовно-нравственном воспитании детей"
Эссе на тему "Роль школы в духовно-нравственном воспитании детей"...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры» «Информационно – коммуникационные технологии и духовно – нравственное развитие школьников: «Виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий"
В мастер - классе представлена система работы по созданию виртуального музея (региональный компонет по литературе"...
Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...
Патриотическое воспитание как средство развития духовно-нравственных качеств личности школьников.
Данная работа содержит анализ работы по патриотическому воспитанию в школе....