ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_5klasse_malchik-zvezda.rar | 747.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
Задачи:
Образовательные:
содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки.
Развивающие:
содействовать развитию речевой деятельности ;
содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;
содействовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
содействовать воспитанию культуры речи;
содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;
создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема на доске, рисунки детей.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ПЛАН:
1.Что может нести людям красота?
2.Что делает людей некрасивыми?
3.Какая красота может изменить мир в лучшую сторону?
СХЕМА:
Смотри приложение.
АФОРИЗМЫ:
1.Не наружность нужно украшать, но быть красивыми в духовных начинаниях.
Фалес
2.При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И. Шевелёв
3.Одним и дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.
Ч. Бакстон
ХОД УРОКА:
- СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:
- Итак, ребята, мы с вами закрыли последнюю страницу сказки английского писателя
О. Уайльда «Мальчик- звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:
Что такое истинная красота человека?
Что эта красота несёт миру?
Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?
- Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:
1.Что может нести красота людям?
2.Что делает людей некрасивыми?
3.Какая красота может изменить мир к лучшему?
На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.
- БЕСЕДА УСТАНОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.
Каждое произведение литературы – всегда «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора, которые помогут разобраться в прочи-
танном.
Сказка О. Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку
ВОПРОС:
- Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)
(На фоне музыки Л.В. Бетховена учитель просит учеников).
Закройте, ребята, на минуту глаза и представьте ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.
ВОПРОС:
- Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Можно сидя и с закрытыми глаза-
ми).
- А тем временем на мою ладонь спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.
ВОПРОС:
- А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом «ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая».
Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)
ВОПРОС:
- А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали
увидеть Мальчика- звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).
УЧИТЕЛЬ: Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?
- РАБОТА С ТЕКСТОМ.
ВОПРОС:
- Давайте вспомним, как начинается сказка?
(Лютый мороз, веточки обламывались, Горный Водопад застыл в воздухе, потому что его поцеловала Королева Льда).
ВОПРОС:
- Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 34-35 «Вокруг тебя мир» от слов «Первый сказал…, второй сказал…).
ВОПРОС:
- Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?
ВОПРОС:
- А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? ( «В доме, где живут люди с каменны-
ми сердцами, всегда будет стужа». ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова?)
- Итак, Дитя- звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.
ВОПРОС:
- И каким же вырос Дитя-звезда? (описание внешности в тексте стр. 36). После этого вопроса АНАЛИЗ РИСУНКОВ, в которых дети отразили красоту Мальчика- звезды.
ВЫВОД: Мальчик-звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.
ВОПРОС:
- Но что принесла красота Мальчику- звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).
ВОПРОС:
- А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).
ВОПРОС:
- Что принесла красота Мальчика- звезды другим людям?
- Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?
(Другим людям красота Мальчика- звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). А ЧТО ЖЕ ДЕТИ? ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.
ВОПРОС:
- Так что же может нести красота людям?
( Красота Мальчика- звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная кра-
сота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).
ВОПРОСЫ:
- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?
( Встреча с нищенкой).
- Как Мальчик- звезда отнесся к своей матери?
- Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?
( Некрасивы чувства Мальчика- звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолк-
нул от себя самого близкого на свете человека – МАТЬ).
- Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?
( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).
ВОПРОС:
- Получил ли Мальчик- звезда наказание за свои поступки?
- Было ли это наказание страшным для него?
- Какие чувства испытываете вы в этот момент?
( Да, Мальчик- звезда наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т. к. кро-
ме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПО-
ТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот мо-
мент).
ВОПРОС:
- Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема стр. 39)
( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).
- РАБОТА СО СХЕМОЙ.
Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?
( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)
- ая ступень – ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.
ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?
Поднимемся выше: 2- ая ступень – СТРАДАНИЕ.
ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?
( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-
ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».
3 ступень – ТЕРПЕНИЕ.
ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?
4- ая ступень – МИЛОСЕРДИЕ.
5- ая ступень – ДОБРО.
ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он соверша-
ет теперь?
( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИН-
НОЙ КРАСОТЫ).
5.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
ВОПРОС: - Какое вознаграждение получает Мальчик- звезда за свою доброту, милосер-
дие, терпение, страдание в конце сказки?
( К нему возвращается красота внешняя).
- Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим стр. 45. ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.
- НО как прежде ли?
( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).
ВОПРОС:
- Когда же он стал по- настоящему красив?
( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).
- Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.
ВОПРОС: - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?
ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?
( Он стал властелином города. См. стр. 46).
Мальчик- звезда правил недолго. Но ВОПРОС: - За что же помнят его люди?
( Не за его красоту, а за его ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).
И образ Мальчика- звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.
ВОПРОС: - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?
( Это сочетание ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).
- ВЫВОДЫ:
Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внут-
ренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).
ОБРАТИМСЯ К АФОРИЗМАМ, над которыми вы работали дома.
ВОПРОС: - Какой, по вашему мнению, афоризм отражает тему нашего урока?
- А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?
ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:
Самолюб никому не люб.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В VII КЛАССЕ.
ПЕЙЗАЖ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ».
ЦЕЛИ: 1) дать понятие о пейзаже в литературном произведении;
2) определить роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»;
3) показать связь человека и природы в произведении «Бежин луг».
ХОД УРОКА:
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
- Сегодня мы продолжим изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Мы уже знаем, что этот рассказ вошел в сборник «Записки охотника» и занимает видное место в нем.
На прошлом уроке мы говорили о том, из каких частей состоит этот рассказ. В ваших тетрадях записан примерный план «Бежин луга». Откройте тетради, посмотрите на план и скажите:
- Что занимает основное место в рассказе «Бежин луг»?
(описание сцены у костра, сюда вошли и характеристики мальчиков, и их истории)
- Сколько историй слышит охотник? О чем они?
(13 историй: о домовом и лешем, водяном и русалке, оборотнях и вставших из гроба мертвецах, о небесном предвиденье и гаданье о смерти, о таинственных голосах погибших людей (лесника Вавилы и мальчика Васи, т. е. о всякой «нечисти»)).
Мы видим, что окружающий мир мальчики представляли себе во многом непонятным и загадочным.
- А с чего начинается и чем заканчивается произведение?
(поэтическим описанием великолепной среднерусской природы)
На уроках русского языка и литературы при изучении стилей и типов речи мы знакомились с типом речи, который называется описание. Мы описывали предметы и действия. А сегодня мы познакомимся с описанием природы.
- А как мы называем описание природы? Каким словом? (пейзаж)
II. ТЕМА УРОКА.
Тема нашего урока «Пейзаж в литературном произведении. Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Учащимся сообщаются цели урока.
Этот термин встречается не только в литературе, но и живописи. На доске несколько репродукций картин, где изображена природа. Обратите внимание:
- Как создает пейзаж художник?
(рисует кистью и красками)
- А как создается пейзаж в литературе? Что использует писатель?
(в литературе пейзаж писатель создает словами, используя изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) В литературе есть понятие «образность».
III. ПОНЯТИЕ О ПЕЙЗАЖЕ.
- Итак, вы отметили, что рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается пейзажем, или описанием природы.
Но признайтесь честно, что иногда вы читаете не всё, что написано в произведении. Кое-что хочется пропустить. Например, описания природы. Нам, читателям, интереснее читать диалоги героев или описания их действий, как они борются, побеждают. Хочется побыстрее узнать финал произведения. А некоторые описания (например, описания природы) задерживают действия. И читатель иногда пропускает эти описания. Ведь так?
Но вы должны уяснить, что писатель создает описания природы вовсе не из вредности и не для украшения. Делает он это только тогда, когда это необходимо, когда эти описания помогают раскрыть смысл произведения.
Вернемся к рассказу «Бежин луг». И. С. Тургенев построил своё произведение так, что ночь с порожденными ею страхами обрамлена светлыми картинами двух прекрасных июльских дней.
Обратите внимание на схему, записанную на доске.
1 день.
Ночь: сцена у костра,
истории мальчиков.
2 день.
В центре этой схемы ночь, 1 рамка – первый день, 2 рамка – второй день. Вот эта рамка и есть обрамление.
Дома вы должны были найти описания природы, особенное внимание уделить описанию первого дня и второго дня.
Перечитаем I абзац, обращая внимание на изобразительные средства.
IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
1. ЧТЕНИЕ I АБЗАЦА.
- Итак, мы увидели описание погожего летнего дня.
Какое чувство вызывает эта картина?
(чувство радости, спокойствия. В этом описании мы видим только небо, именно там и сейчас ищет приметы землепашец. Оно не только поэтично, но и точно до последней крохотной детали, В этом отрывке автор смотрит на природу глазами труженика- крестьянина, который хорошо знает народные приметы, Неслучайно отрывок заканчивается словами: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».)
Найдем изобразительные средства.
Эпитеты: небо ясно, прекрасный день, знойная засуха, светлое солнце, приветно лучезарное солнце, лиловый туман, могучее светило, алое сияние, трогательная кротость, чистый воздух, золотисто-серые облака, потемневшая земля.
Метафоры: земля не пылает пожаром, засверкает змейками, вихри-круговороты, играющие лучи.
Олицетворения: хлынули играющие лучи, кроткий румянец, облака проникнуты светом и теплотой, гуляют вихри.
Сравнения: блеск облака подобен блеску кованого серебра; облака не трогаются с места, подобно островам; облака, как дым; вечерняя звезда, как бережно несомая свечка.
ВЫВОД: это описание насыщено эпитетами, много сравнений.
2. За картиной дня идет описание вечера и скитаний заблудившегося охотника. Попробуем с вами проследить шаг за шагом путь охотника. И обратим особое внимание на то, как передано его состояние. Проследим, как меняется картина природы и настроение охотника. ЧТЕНИЕ II АБЗАЦА со слов: «… я решился, наконец, вернуться к себе домой».
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК
1. Неизвестные места… 1. … остановился в недоумении. … оглянулся,
спустился с холма.
2. Неприятная сырость… 2. …точно вошел в погреб.
3. … густая мокрая трава… 3. … жутко.
4. …пустынное поле… 4. … я остановился, пошел вправо, странное
чувство овладело мной, сердце у меня сжалось.
5. … ночь росла, как грозовая туча.
6. … отовсюду лилась темнота.
7. … все чернело и утихало.
8. … вздымался угрюмый мрак.
- Мы увидели, как ночью знакомые места становились таинственными: кругом было смутно, угрюмо, глухо. Природа такая кроткая, ясная и приветливая днем, ночью становится совсем другой. Из-за этого сразу меняется настроение охотника.
- А не меняется ли наше настроение, когда меняется погода? Сравните наше настроение в светлый и в пасмурный день.
Значит, человек – часть природы, и все, что в ней происходит, отражается в нашем настроении и на наших чувствах.
- Так какую роль играет пейзаж в литературном произведении?
(Пейзаж помогает писателю вызвать определенное настроение у читателя, а читателю помогает понять чувства и переживания литературного героя. Следовательно, между пейзажем и душевной жизнью героя всегда есть связь. Отделить природу от человека нельзя. Человек и природа взаимосвязаны.)
3. В следующей основной части текста произведения, которую мы назвали «В ночном» также есть описания природы.
- Какие описания вы нашли?
(Это путь ребят в ночное и описание яркого пламени костра.)
- Для чего дано описание ночи?
(Этот пейзаж подготавливает читателя к быличкам, которые охотник услышит у костра. Ночная природа создает ощущение таинственности. Мальчики увлеченно рассказывают, а рядом с ними продолжает жить своей жизнью природа.)
Например, после рассказа Ильюши о домовом Павлуша слышит, как в реке плеснула щука, а с неба звездочка покатилась. Или после рассказа Ильюши и Павлуши о Тришке идет описание ночи.
А в конце рассказа ребята слышат посвист куличков в небе.
В рассказе «Бежин луг» мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра. Эти силы добра в этом рассказе олицетворяет природа. И заканчивает свое произведение И. С. Тургенев описанием начинающегося дня.
4. ЧТЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО АБЗАЦА.
Здесь Тургенев изображает природу, как живое существо. Этот пейзаж завершает произведение на радостной, мажорной ноте, хотя есть в нем и неожиданный постскриптум – справка о трагической гибели Павлуши.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Итак, сборник «Записки охотника» и вошедший в него рассказ «Бежин луг» - это прекрасный, грозный и непостижимый мир природы, окружающий человека.
Тургенев воспитывал в себе умение видеть и слышать все, что находится вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведениям Михаила Пришвина.
Урок литературы в 6 классе с творческими отчетами групп по заданным произведениям....
Урок внеклассного чтения в 9 классе по произведению А.С.Пушкина "Каменный гость"
Урок по произведению Пушкина "Каменный гость"...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"
Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»
Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...
"Минувшее проходит предо мною" урок внеклассного чтения в 9 классе по произведениям А.С.Пушкина
Урок внеклассного чтения по историческим произведениям А..С.Пушкина "Борис Годунов", "Капитанская дочка, ""Полтава" построен в форме игры "Город"...
Урок внеклассного чтения в 5 классе по произведению М.Пришвина «Времена года»
Разработка урока по литературе в 5 классе...