Открытый урок литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина "Лапти"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Галина Алексеевна Верушкина

Открытый урок литературы в 7 классе по рассказу И. Бунина "Лапти" Тема: "Смерть ради жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatury_v_7_klasse_2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «Бояновичская средняя школа»

План-конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

«Смерть ради жизни»

 (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Подготовила  

 Верушкина Галина Алексеевна

учитель русского языка и литературы,

 

 . Бояновичи

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с художественным миром прозы И.А.Бунина на основе его рассказа «Лапти»; попытаться понять раздумья писателя о мире, людях.
  2. Формировать умение анализировать прочитанное; оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
  3.  Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность обучающихся;
  4. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, тетради, ручки.  

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

2. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. 

Цель урока:

- Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг?

 (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.  Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.  На этом уроке мы будем учиться читать не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя». 

3. Актуализация опорных знаний

1-ый слайд.

 Учитель. Иван Алексеевич Бунин большой русский писатель и поэт. Он первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые высокие достижения в области науки и литературы.

Но давайте всё по порядку. Где и когда родился И. А. Бунин?

2-ой слайд.

Ученица. (Акимова Зина) Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870г.  в г. Воронеже (сюда семья переехала, чтобы дать образование старшим сыновьям). В Воронеже Бунины прожили 3,5 года и возвратились в хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.

3-ий слайд.

Ученица. Детство и юность Бунина прошли в полевой усадьбе Бутырки. Вот как об этом писал сам писатель: «Пустынные поля, одинокая усадьба среди них. Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов…»

Пас со сверстниками телят да жеребят, бывал не раз в ночном, рассказывал ребятам услышанные от матери и других сказки и предания. Иван Бунин рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1888 году в гимназию в Ельце, проучился там всего 5 лет. Семья не имела средств, чтобы платить за обучение, и завершить гимназический курс пришлось дома. Осваивать программу гимназии, а потом и университета, ему помогал старший брат Юлий, с которым писатель был очень дружен.

4-ый слайд.

Учитель. С 1888г. И. Бунин начинает печататься. Его литературная судьба складывается счастливо. Он много и удачно переводит с английского и французского.

5-ый слайд. 

Учитель. Февральскую революцию воспринял с болью. И в 1918г. Уезжает из Москвы в Одессу, а затем - за границу, во Францию. Постоянная тоска по Родине день ото дня становится всё глубже. В своём дневнике Бунин записывает: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?»

         Желание вернуться домой было острым и сильным. В 1939г. Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано за три дня до Великой Отечественной войны. Всё, что имело отношение не к войне, отодвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа. Бунину не суждено было вернуться на Родину.

          8 – го ноября 1953г. Писатель скончался в Париже, там же похоронен.

Человек умирает дважды: один раз – физически, второй раз, когда умирает память о нём. Бунин жив, благодаря своим произведениям, оставленным нам в наследство.

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни» по рассказу «Лапти»

  1. Вызов.

 Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (кто не прочитал)

- О войне.  - О смерти.

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

- смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете, как будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.

  1. Осмысление содержания.

Чтение учителем до первой остановки.

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

        Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

         Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

6. Анализ текста.  1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?

+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.

- Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

+ Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

- Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

+ Федор.

- Федор в переводе с греческого означает Бог.

Значит Нефед – это не Бог, но Бунин допускает чудо, а какое посмотрим далее.

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Открываем файл.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

+Вьюжной зимой.

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

+ Пятый день несло непроглядной вьюгой.

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

+ Эпитет – «непроглядная вьюга»

- Что просит больной ребёнок?

+ Больной ребёнок просит красные лапти.

- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни?

+ У крестьянских детей.

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

+ Нефёд был слугой.

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный

 Слайды презентации.

Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

- Похож Нефёд на них? Чем?

- Почему – больше на старца Перова?

- Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?

+ Ответы детей.

- Об этом узнаем из следующего отрывка. (читает Парфёнова Ира. до слов …степном море)

…Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

        И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

+ Да.

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

+ Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

+ Догадывался.

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

+ Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

Нефед не бог, но именно он совершает невозможное.

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

+ Ответы детей.

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

Читает Савкин Антон (до слов…стук в окно)

          …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

          И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

- Переживали ли домашние о Нефёде?

+ Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.  Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно.

Зачитайте из текста.

+ Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

+ Он предвещает что- то плохое.

- Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Его прочитает  Жаберова Марина

          …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим?

+ Так как привезли мертвое тело Нефёда.

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

+ Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

+ Думаю. Что он выздоровеет

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

+Да. Ради жизни мальчика.

-Ребята, а почему рассказ называется «Лапти».

 Ответы детей.

Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда   - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется. 

Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

- Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

Учащиеся.

В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

- Так о чем же этот рассказ.

Учащиеся.

 Этот рассказ о доброте, о самоотверженности. О жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь.

 Вывод: 

Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Лаконичный- отличающийся лаконичностью, немногословный.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

А как вы понимаете слова:

Страдать- самому переживать что-либо.

Милосердие- любить кого-то, проявлять к нему сострадание, помочь в чем-нибудь.

Сострадать- сопереживать какому-то человеку.

Гуманный- тот, кто любит людей.

Оказывали вы когда-нибудь помощь людям? Испытывали ли когда-нибудь беспомощность и приходили ли вам на помощь люди?

Ответы детей.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

V Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

Самостоятельная работа

  1. Как вы понимаете фразу: «В жизни всегда есть место подвигу?»
  2. Определите и запишите главную мысль рассказа?
  3. Поделитесь своим впечатлением о рассказе « Лапти»

VI Рефлексия.

 (Нарисуйте свое настроение на листочках, повесьте их на доску перед уходом). Напишите одно слово, с которым у вас ассоциируется сегодняшний урок.

VII Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

 - Оценки.

VIII Д/з по выбору: 

1) Пересказ рассказа «Лапти»;

2) Составить характеристику Нефёда;

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Открытый урок литературы «Твори добро…» по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»

Технологическая карта урока литературы «Твори добро…» по рассказу  Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»...