Открытый урок в 11 классе по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.

Главное для меня при работе с детьми на уроке литературы- постижение смысла текста, привлечение ребят к активному диалогу через отражение своего «я», воспитание внимательного, вдумчивого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masoshina_2017.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

        

 Открытый урок в 11 классе по рассказу

Ю.Казакова «Вон бежит собака»

Учитель русского  языка и литературы  

Масошина Людмила Валентиновна

Цель урока – выполнить целостный анализ рассказа Ю. Казакова, учитывая аспекты его художественной организации;

  • Сделать вывод о нравственных уроках рассказа;
  • Выполнить творческую работу «Письмо моему современнику».

Вид деятельности обучающихся на уроке:

  • аналитические чтения фрагментами;
  • графическое изображение сюжета;
  • создание смысловых цепочек, фреймов;
  • словарная работа;
  • лингвистический анализ текста;
  • творческие задания;
  • выбор «имени» урока;
  • диалог;
  • работа в группах.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. (О быстроте, скоротечности, суете жизни, о дефиците нравственности и о нравственных проблемах в рассказах Ю.Казакова);
  2. Биографическая справка о писателе Ю.Казакове (сообщение ученика);
  3. Вопросы по осмыслению текста рассказа:
  • О чем рассказ? ( о поезде механика Крымова на природу);
  • Какое чувство осталось после прочтения? (печали, боли, грусти);
  • О каком времени говорится в рассказе? (современная жизнь);
  • Почему он так называется? (собака- это…);
  • Какие сюжетные образы (объекты) представлены в рассказе? (город, автобус, тайное место)
  1. Графическое изображение сюжета. Попробуйте изобразить сюжет графически:

        

                 Город                      Автобус                   Тайное место        

  1. Работа в группах.Аналитическое чтение и работа по карточкам с заданиями. Характеристика объекта. Представление объекта.

1 группа. Город:

Прочитайте описание города. Найдите ключевые слова и средства выразительности, используемые автором для характеристики города, откуда едет Крылов. («Мертво освещенные вечерние города, гул за стеклами- ж-ж-ж-ж, что-то неживое, холодное и одинокое». Производство, завод- ключевые слова).

2 группа. Автобус:

Можно ли сказать, что автобус- это тот же самый город Крымова? Почему в тексте нет подлежащих и так много глаголов? Какие слова повторяет автор при рассказе о пассажирах? (потихоньку, сонно, слегка). (Перед нами масса, нет человеческих лиц, Видим что-то бездушное, механическое, «мчались в черноту», ничего не видно ни вокруг, ни в автобусе, «вокруг темное, неразборчивое». И здесь, в автобусе, все чужие, никому ни до кого нет дела, едут себе тихонько и все).

3 группа. Тайное место:

Какое она, тайное место Крымова? Прочитайте фрагмент текста. Почему он здесь счастлив? Какую проблему ставит здесь перед нами писатель? (природа- это не город и не автобус, здесь герой счастлив, ибо природа облагораживает душу, делает человека лучше, здесь, на природе, к герою приходит озарение).

Вывод по первому этапу работы:

В современном мире, особенно в больших городах люди по сути одиноки, они живут своей жизнью, их волнуют лишь собственные проблемы, счастливы же они наедине с природой?

  1. Герои рассказа и внутренний конфликт Крымова.

Все-таки герой ощущает внутренний конфликт. С чего все начинается? Обращаемся к героям рассказа.

1 группа. Девушка в автобусе. Найдите в тексте слова, характеризующие ее внутреннее состояние. Обратите внимание на детали. Сделайте вывод. (лицо-темное пятно, провалы губ, опущенные ресницы, странный шепот, дрожали губы и руки, скорбное лицо…, будто хочет что-то сказать). Что девушка хотела сказать Крымову и не смогла? Чего ждала она от случайного попутчика? (внимания, сочувствия, возможно, помощи. А если бы он позвал ее с собою! Или хотя бы спросил: что случилось с нею?) А он НИЧЕГО не сделал. Не смог! Почему?

2 группа. Внутренний конфликт героя.  Как меняется состояние Крымова во время поездки? Какие чувства вызывает у него незнакомая попутчица? Сделайте вывод: как наступило прозрение Крымова? Что понял он в конце рассказа? (Он понял, что сделал что-то очень плохое, ведь он МОГ чем-то помочь человеку, узнать о том, что с ним произошло, утешить словом, но не сделал этого, потому что был поглощен собой, своими делами, заботами, желаниями).

3 группа. А причем здесь собака? Найдите в тексте слова о собаке. Зачем автору нужно было вводить ее образ? Что символизирует эта собака? (собака бежит по своим делам, не отвлекаясь на свист(зов), бежит просто так. Собака- это и Крымов, и люди, что живут, бегут по своим делам, не замечая крика о помощи. Все мы немножко собаки. Вспомним у Маяковского «все мы немножечко лошади».)

  1. Определение проблематики рассказа. Фронтальный опрос. Какие проблемы поднимает автор в своем рассказе? (проблема одиночества человека в современном мире, проблема нравственного выбора человека, проблема счастья, проблема человеческого равнодушия и душевной черствости, проблема связи человека с природой и влияние природы на человека).
  2. Составление смысловой цепочки. Посчитайте, сколько раз в рассказе встречается слово «счастье» и производные от него (9 раз). Какой же вопрос по сути задает нам автор? (что есть счастье? Когда чеовек счастлив?) Составляем цепочку:

     ОДИН        …?...        СЧАСТЬЕ

Какие слова вы напишете на месте пропуска? (добро, семья, друзья, милосердие, дом, дети).

  1. Определение основной мысли рассказа.Что же хотел сказать автор своим рассказом? (общий вывод).

(Мы живем как во сне, торопимся куда-то, не замечая, ничего вокруг или не хотим замечать. Не спим ли мы, не живем ли «тихонько», как в том автобусе? Может, и мы – те машины- холодильники, которые проносятся по жизни, как по матовому шоссе, не оставляя следа, не сделав ничего хорошего, не обогрев, не успокоив того, кому нужна помощь? «Идти или не идти?»- спрашиваем мы себя, как Крымов, и не идем, питая свою душевную черствость и равнодушие. И терзаем тоской свое сердце).

  1. Как бы вы назвали рассказ и наш урок по-другому? («Озарение Крымова», «Ай-ай, ну и сволочь же я.», «Когда тоска хватает за сердце», «Идти иои не идти», «Все мы немножко собаки».)- обсуждение вариантов.

  1.  Объяснение финала рассказа. «Что-то красивое, печальное, прекрасное стояло над ним… сострадало и жалело его… Что это?» (Совесть? Бог? Душа? Что-то другое? Объясните.)

  1. В мире мудрых мыслей. Объяснение смысла крылатых выражений.

«Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует»

Ф.Бэкон

«Сострадание правит миром»

Древнеиндейский афоризм

«Сострадание- есть горе о чужом несчастье, зависть- есть горе о чужом счастье»

Плутарх

  1. Творческая работа. Письмо-обращение к моему современнику. «Учитесь сочувствовать»

Литература:

  1. Бидюков Б.Ф. Основы герменевтики. Программа курса. Городской педагогический лицей, г. Новосибирск,
  2. Ильин Е.Н. Рождение урока- М.; Педагогика, 1986
  3. Лекманов О.А.; Свердлов М.И. Заметки о школьной литературе. Из-во Московского культурологического лицея, 2001
  4. Букатов В.М. Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина. М.; Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 1999
  5. Вахромеев В.В. От диалога к полилогу. Федеральный государственный образовательный стандарт: авторская методика преподавания, Якутск, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),

Урок литературы  «Час мужества»  по Сингапурской методике в 7 классе  (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...

Открытый урок по литературе по рассказу В.П. Астафева "Конь с розовой гривой"

Методическая разработка открытого урока по литературе...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...

Открытый урок "Капитан Клюквин" по рассказу Ю. Коваля

Конспект урока по рассказу Юрия Коваля "Капитан Клюквин" (2 урок)....

Презентация к открытому уроку по литературе по рассказу И. А. Бунина "Роман горбуна"

Данный материал направлен на осмысление текста рассказа И. А. Бунина "Роман горбуна", что способствует лучшему восприятию авторского текста....

Мастерская слова. Тема урока «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить кл...