Открытый урок литературы «Твори добро…» по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Андиева Александра Анатольевна

Технологическая карта урока литературы «Твори добро…» по рассказу  Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta.doc131.5 КБ
Office presentation icon dobro.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Андиева Александра Анатольевна

Место работы: МБОУ «СОШ №21»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература (внеклассное чтение)

Класс:    5 «б» класс

Тема:    «Твори добро…» (по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок

               Господа   Бога»)

Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.

Метапредметная связь: русский язык

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1.Дидактическая

- познакомить учащихся с рассказом Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»;

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки;

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности и сострадания;

- гуманного отношения к животным;

- любви к  людям и окружающей природе;

- толерантности.

3. Развивающая

В ходе решения дидактических целей  создать условия для развития:

- критического мышления;

- познавательной активности;

- наблюдательности; 

- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать).

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

     1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

     2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

      1)формируем умение слушать и понимать других;

      2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

      3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

      1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы  по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;

      2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

      3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

      1) формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;

      2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

     3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по заголовку, пятиминутное эссе

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие

Эмоциональный настрой на урок

Вводная беседа

Ребята, я хотела бы начать наш сегодняшний урок с небольшой притчи (краткого иносказательного поучительного  рассказа):            Слайд №2

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм,  ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли основную мысль этой притчи? 

-Записываем основную мысль притчи – «Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло - станет злым, будет нести людям добро – добрым».

Ребят, а вы можете, исходя из вышесказанного  предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? СЛАЙД

А к чему призывает нас этот поучительный рассказ?

Тема урока: «Твори Добро…»  (по рассказу Л.С. Петрушевской  «Котенок Господа Бога»)

 Запись темы урока на доске

Основная мысль в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. 

О добре и зле.

К добру, к совершению хороших поступков.

1) Регулятивные:

Извлечение необходимой информации и ее использование,

конструирование предполагаемого текста по названию.

2) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Изучение нового материала

А кто может предположить, какова будет цель нашего урока?

Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с рассказом Л.С. Петрушевской  «Котенок Господа Бога»

Как вы думаете о чем он?

 Почему у него такое интересное название?

Верны ли ваши предположения, мы скоро узнаем.

Помогают в определении цели урока. Формулируют: будем говорить о борьбе, противостоянии  добра и зла.

Высказывают предположения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Работа  с текстом

(Чтение с остановками)

Приступим к чтению рассказа и познакомимся с его героями:

1

В одной деревне заболела бабушка, заскучала и собралась на тот свет. Она ждала своего сына, но он все не ехал. На письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать. Поставила возле себя бидончик с чистой водой, положила кусок хлеба под подушку и легла читать молитвы.

В эту деревню приехал мальчик с мамой.

Их бабушка чувствовала себя хорошо, «функционировала». У неё был сад-огород, держала скотину, но она не любила, когда её внук рвал в огороде ягоды и огурцы. Из всего этого она собиралась приготовить запасы на зиму.

Однажды гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.

Так кто же является героями рассказа?

Найдите в этом отрывке описание котенка.

СЛАЙД №5

Таким ли вы представляли себе котенка Господа Бога? 

Что же связывает этого котенка с Богом?

Ну тогда нам следует снова обратиться к тексту, чтобы узнать, что же особенного есть в этом животном. Обратимся ко 2 эпизоду.

Ребята, удалось нам найти ответы на вопросы в прочитанном отрывке?

Для чего Бог посылает этого котёнка людям?

В рассказе появляется новый персонаж. Кто он?

А знакомо ли вам значение этого слова?

Словарная работа:

Ангел-хранитель - посланник Бога, являющийся покровителем и защитником человека на протяжении всей его жизни.

Ребята, я бы хотела услышать ваши догадки: почему маленький котенок встречается именно этому мальчику и именно в этот момент?

Вам интересно чем дальше ждет наших маленьких героев? Тогда вернемся к тексту.

Какое новое имя появляется в этом эпизоде?

А кто такой Бес?

Словарная работа:

Бес - злой дух.

Найдите в тексте строки, в которых описывается поведение Беса и его действия.

Как поступает мальчик с котенком?

 А как вы думаете почему?

Кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или Бес?

Можно ли всю ответственность переложить на беса?

ФИЗМНУТКА

Котенок исчез за забором. Что же с ним могло произойти. Ищем ответы на эти вопросы в следующем отрывке.

Так что же случилось с котенком?

Как бабушка отнеслась к незваному гостю?

А что в это время происходит с мальчиком?

Ребята, вам интересно продолжение этого рассказа?

Тогда продолжим чтение.

Ребята, ведь герой рассказа прислушивается в конце концов к Бесу. Получается, что побеждает зло? Эту мысль хотела донести до нас Петрушевская?

Какая концовка у этого рассказа?

Подтвердите эту мысль примерами из текста.

Так кто же, ребята, в рассказе является олицетворением добра и зла?

Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого.

Запись на доске:

Ангел-хранитель

Бес

Плачет

Радуется

Утешает

Беспокоится

Уговаривает не делать зла

Убеждает

Толкает под локоть мальчика

Предлагает поиздеваться над котенком

Нагло улыбается

Болтает

Заводит в чужой сад

Смеётся над ангелом

Ребята, так кем оказался маленький серенький котенок?

И все-таки финал у этого рассказа какой?

Следят по тексту в своих индивидуальных листах

Мальчик, котенок и бабушка.

Однажды гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.

Нет.

Ответы.

2

Котенок подбежал к ребенку, стал тереться о его сандалики. Мальчик обрадовался, захотел его взять себе. Он уже представлял, как будет кормить его, играть, спать с ним.

 И Ангел-хранитель мальчика, находившийся за его правым плечом, радовался, потому что котенка снарядил на белый свет сам Господь, как он всех нас, своих детей, снаряжает. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить.

И каждое живое творение - это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.

Да.

Чтобы испытать их душевные качества, проверить.

Ангел-хранитель.

Ответы.

Два одиноких, скучающих существа встречают друг друга.

3

Мальчик схватил котенка на руки, стал его гладить и осторожно прижимать к себе. А за левым локтем его стоял Бес, которого тоже очень заинтересовал котенок и масса возможностей, связанных с ним.

Ангел-хранитель забеспокоился. А Бес толкнул мальчика под левый локоть и стал уговаривать привязать котенку на хвост консервную банку, бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! И много других разных предложений внес Бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шел с котенком на руках домой.

Дома бабка отругала внука за то, что он принес  блохастого котенка, велела выбросить,  да и  мать не разрешила взять его в город.

Все было кончено, котенка велено было унести откуда взял и бросить там за забор.

Мальчик шел с котенком и бросал его за все заборы, а котенок весело выпрыгивал навстречу ему через несколько шагов и опять скакал, играл с ним.

Так мальчик дошел до заборчика той бабушки, которая собралась умирать, и опять котенок был брошен, но тут он сразу же исчез.

Бес.

Ответы.

А Бес толкнул мальчика под левый локоть и стал уговаривать привязать котенку на хвост консервную банку, бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! И много других разных предложений внес Бес в горячую голову выгнанного мальчика.

Бросает за забор.

Мальчик был выгнанным внуком. “Бабка … его выругала, зачем он несет блохастого в кухню”, а как только “мать вступила в разговор, … все было кончено”. В данный момент мы видим картину происходящего глазами мальчика. Взрослые не хотят понять ребенка, поступиться своими привычками, комфортом. Они не хотят принять не котенка – они отказывают от мальчика. И мальчик их тоже не принимает (не бабушка, а бабка; не мама, а мать – холодно и отчужденно). Они не принимают посланника Господа Бога.

4

И тогда Бес толкнул мальчика под локоть и указал ему на чужой хороший сад, где висела спелая малина и черная смородина, где золотился крыжовник.

Бес напомнил мальчику, что бабка здешняя болеет, что никто не помешает ему наесться малины и огурцов.

Ангел-хранитель же стал уговаривать мальчишку не делать этого, но малина так алела в лучах заходящего солнца!

Ангел плакал, говорил, что воровство не доведет до добра, что человеку-то стыдно брать чужое - но все было напрасно!

Тогда Ангел-хранитель стал напоследок нагонять на мальчишку страх, что бабка увидит из окна.

Но Бес уже открывал калитку сада со словами «увидит, да не выйдет» и смеялся над Ангелом.

А бабушка, лёжа в кровати, вдруг увидела котенка, который влез к ней в форточку. Она была ему рада, приласкала его, накормила хлебом, и он тут же заснул у неё в ногах.

Он попал к больной бабушке.

Обрадовалась.

Он поддается на уговоры Беса и пробирается в чужой сад.

Да.

5

А мы уже говорили о том, что котенок этот был не простой, а был он котенком Господа Бога, с котенком к бабушке пришла радость: приехал её сын с женой и ребенком. Оказалось, что письмо пришло к ним с большим опозданием, поэтому они, не надеясь на почту, сразу решили ехать в деревню. Они тут же принялись за работу: приготовили ужин, решили отремонтировать калитку. Бабушкин внук поцеловал её в носик, взял котенка и пошел в сад по малину. Тут и застал он мальчика-вора.

Бес в трудный для мальчика момент оставил его и просто исчез, а Ангел закрылся рукавом и заплакал, ему было стыдно за мальчика, но тут котенок горячо вступился за ребенка. Воришку пожалели и отпустили.

Что касается бабушки, то ее судьба еще оставила пожить: уже вечером она встала, а наутро сварила варенье, чтобы дать сыночку в город, связала родным носочки.

Вот наша жизнь нужна - вот мы и живем.

А мальчик, оставшись без котенка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки миску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и Ангел-хранитель был безмерно рад и устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.

Нет. Скорее, наоборот. Автор показывает, что зло обязательно будет наказано, а добро добром же  возвращается к человеку.

Хорошая. Добрая.

Что касается бабушки, то ее судьба еще оставила пожить: уже вечером она встала, а наутро сварила варенье, чтобы дать сыночку в город, связала родным носочки.

А мальчик, оставшись без котенка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки миску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и Ангел-хранитель был безмерно рад и устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.

Ангел – добро. Бес – зло.

Заполняют таблицу глаголами из текста.

Посланником Бога. Он призван был вызывать у людей чувство доброты, нежности и заботы.

Все закончилось хорошо. Добро победило зло.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Рефлексия

Вам понравился рассказ Людмилы Петрушевской?

Какие законы доброты вы усвоили  на сегодняшнем уроке? Подумайте, пожалуйста, и запишите свои ответы.

А отдельным ученикам дается задание – «Пятиминутное эссе»

Да.

Записывают Законы Доброты в тетрадь.

Заслушиваются ответы детей.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия

Домашнее задание

Дети оценивают свою работу на уроке

Альтернативное дом. задание:

  1. Написать мини-сочинение «Мои добрые дела»

  1. Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Добре и  хороших поступках

Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Я очень довольна вашими ответами.

И завершить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением Татьяны Мухаметшиной:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость     Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши…

…Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

Я очень надеюсь, что в минуту сомнений вы не послушаете беса, а прислушаетесь к ангелу-хранителю. Пусть он всегда будет рядом с вами.

Спасибо за урок.

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Записывают дом. задание в дневники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

Разработка урока.Зачем творить добро?

В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах....

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ "ТВОРИ ДОБРО"

Урок нравственности "Что такое Добро?".Цели: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях.Задачи:- показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьш...

Конспект урока "Зачем творить добро"

Творить добро –  духовная радость...

Разработка открытого классного часа "Твори добро" для 5 класса

Конспект открытого классного час по нравственному воспитанию в 5 классе"Час  доброты"Цель: -  формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, и  добр...