АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОЦ.01 РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО
рабочая программа по литературе (10 класс)
Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Развитие речи и письмо» является частью программы профессиональнойподготовкидлялицсограниченнымивозможностямиздоровьяизчиславыпускниковспециальной (коррекционной) образовательной школы VIII видапо профессии 19727 Штукатур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progrrazvrechiipismomsh_1.docx | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Саранский строительный техникум»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦ.01 РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО
Профессия: 19727 Штукатур
2023 г.
Одобрена П(Ц)К преподавателей Разработана на основе
общеобразовательных дисциплин Федерального государственного
образовательного стандарта
Протокол № 1 от 30 августа 2023 г. среднего общего образования и
Председатель П(Ц)К профиля профессионального
______________/О.Н.Ивлева образования
Заместитель директора по УР
_____________/ Н.Г.Кулакова
Разработчик: Н.В.Мосевнина, преподаватель русского языка и литературы ССТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………......4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО»
1.1.Областьпримененияпрограммы
Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Развитие речи и письмо» является частью программы профессиональнойподготовкидлялицсограниченнымивозможностямиздоровьяизчиславыпускниковспециальной (коррекционной) образовательной школы VIII видапо профессии 19727 Штукатур.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Развитие речи и письмо» входитвобщеобразовательныйцикл
1.3. Планируемыерезультатыосвоенияучебной дисциплины:
В данной адаптированной образовательной программе по дисциплине «Развитие речи и письмо» принципкоррекционнойнаправленностиявляетсяведущим.Внейконкретизированыпутиисредстванаправлениянедостатковобщегоречевогоразвитияинравственноговоспитаниядетейсограниченными возможностями здоровья. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихсяуотдельныхобучающихсяспецифическихнарушений,накоррекциювсейличностивцелом.
При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких чертхарактера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членамиобщества.
1.4.Цели и задачи учебной дисциплины:
Врезультатеосвоенияучебной дисциплиныпредполагаетсядостижениеследующихцелей:
Цели обучения:
- формированиепредставленияорусском языкекакдуховной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национальногосвоеобразия русскогоязыка, его эстетической ценности; овладение культурой межнационального общения;
- воспитание гражданина и патриота;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития;готовностик трудовойдеятельности,осознанномувыборупрофессии;
- воспитание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
Задачи обучения:
- развитие познавательного интереса к русскому языку;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- расширение и активизация словаря;
- развитие умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
1.5. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
- создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться справочниками, словарями русского языка;
- использовать профессиональную лексику.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать /понимать:
- основы культуры устной и письменной речи;
- основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
- нормы речевого этикета в различных сферах общения;
- признаки и композиционное построение основных типов текста;
- характерные черты функциональных стилей русского языка, сферы их применения.
Аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативноеидр.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных вэлектронномвиденаразличныхинформационныхносителях;
говорениеиписьмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применятьвпрактикеречевогообщенияосновныеорфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдатьвпрактикеписьмаорфографическиеипунктуационныенормы
современногорусскоголитературногоязыка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
томчисле приобсуждениидискуссионныхпроблем;
использоватьосновныеприемыинформационнойпереработкиустногои
письменноготекста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа;приобщениякценностямнациональнойимировойкультуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельнойдеятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческойдеятельности;.
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевыхсредств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения засобственнойречью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевомувзаимодействию,межличностномуи межкультурномуобщению,
сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизнигосударства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному
учебному предмету.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная нагрузка | 82 |
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка | 80 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 40 |
практические работы | 40 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы | Количество часов |
Профиль профессионального образования | |
технический | |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессия СПО 19727 Штукатур |
Введение. Роль языка в жизни общества. Русский язык – один из богатейших языков мира. | 2 |
Фонетика | 4 |
Лексикология | 4 |
Морфемика | 6 |
Морфология | 38 |
Служебные части речи. Междометия | 8 |
Синтаксис и пунктуация | 12 |
Прямая и косвенная речь | 2 |
Повторение и обобщение пройденного материала. | 2 |
Промежуточная аттестация в форме зачёта 2 | |
Итого | 80 |
Консультации | 2 |
Всего 82 |
Календарно-тематический план дисциплины «Развитие речи и письмо» для обучающихся по
адаптированной образовательной программе. Группа МШ-1
Наименование разделов, тем, уроков | Содержание учебного материала | Всего часов |
Введение | Содержание учебного материала | 2 |
Роль языка в жизни общества. Русский язык – один из богатейших языков мира. Практическое занятие: Составление предложений с данными словами. | ||
Фонетика | Содержание учебного материала | 4 |
Звуки и буквы. | ||
Практическое занятие: Устный пересказ текста по опорным словам. Деловое письмо. Автобиография. | ||
Лексикология
| Содержание учебного материала | 4 |
Лексическое значение слова. | ||
Практическое занятие: Составление правил на тему «Береги лес». Анкета. | ||
Морфемика
| Содержание учебного материала | 6 |
Состав слова. Словообразование. Устное сочинение по репродукции картины И.Левитана. «Золотая осень» (и на основании собственных наблюдений) | ||
Практическое занятие: Составление пословиц из частей Объяснительная записка Подготовка к сочинению (вспомнить данный вид работы). | ||
Проверочный диктант по темам «Фонетика.Лексика. Морфемика.» | ||
Морфология | Содержание учебного материала | 38 |
Имя существительное как часть речи. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Объяснительный диктант по темам «Правописания глаголов. НЕ с глаголом». Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие прилагательные. Подготовка к сочинению (вспомнить данный вид письменной работы; чтение примерных текстов). Имя числительное как часть речи. Разряды числительных Диктант по темам «Имя прилагательное. Имя числительное». Наречие как часть речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Подготовка к сочинению (вспомнить данный вид письменной работы; чтение примерных текстов) | ||
Практические занятия: Объявление. Работа с текстом (определить тему и основную мысль). Расписка. Сочинение на тему «Пушкин в Михайловском» (с опорой на план, данные выражения, репродукцию картины Ню Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе Михайловском»). Мини – сочинение на тему «Любимый праздник». Изложение «Две подруги». Подготовка к изложению (вспомнить данный вид письменной работы; чтение примерных текстов). Доверенность. Составление памятки о правилах поведения во время производственной практики (по вопросам и опорным словам - глаголам). Сочинение на тему «Зима – чудесная пора» (на основе собственных наблюдений). Составление связного текста. | ||
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. | Содержание учебного материала | 8 |
Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Словарный диктант по теме «Служебные части речи». | ||
Практические занятия: Дополнение словосочетаний предлогами. Заметка в газету «О наших делах». Сочинение на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» | ||
Синтаксис и пунктуация | Содержание учебного материала | 12 |
Словосочетание. Второстепенные члены предложения. Простое предложение. Главные члены предложения. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | ||
Практические занятия: Составление словосочетаний Составление текста на тему «Правила поведения в транспорте» Дополнение предложений однородными членами. Сокращение текста. Краткий пересказ. Преобразование простых предложений в сложные с опорой на данные слова. Сочинение на основе личных наблюдений «Чему я научился, обучаясь в техникуме» | ||
Прямая и косвенная речь | Содержание учебного материала | 4 |
Повторение и обобщение пройденного материала. | ||
Практическое занятие: Резюме. | ||
Зачёт. Тест. | 2 | |
Итого | 80 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому оснащению
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- наглядные и электронные пособия;
- учебная доска.
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
3.2. Информационное обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- А.И. Дунев, В.А.Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк «Русский язык и культура речи» под редакцией проф. В.Д. Черняк, 2019 г.
- Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура речи» - Изд.: Инфра-М, 2020 г.
Дополнительные источники:
- А.А. Акишина, Н.И. Формановская «Этикет русского языка» - Изд.: Ленанд, 2019 г.
- А.Б.Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2018 г..
- Ю.А. Бельчикова «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: Аст-Пресс Книга, 2018 г.
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2019 г.
5. А.И Власенко, Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» -
Изд..: «Просвещение», 2018 г.
6. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия»,
2019 г.
Интернет-ресурсы
- Библиотека научной и учебной литературы - http://www.iu.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/
- Интерактивные словари русского языка. - http://www.slovari.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения и знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Чтение и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...
Адаптированные рабочие программы учебных дисциплин
АРП для обучающихся с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины "География" (для лиц с ОВЗ)
Фрагмент адаптированной РП...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса
Программа предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала художественных ...