АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОЦ.01 РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО
рабочая программа по литературе (10 класс)

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Развитие речи и письмо» является частью программы профессиональнойподготовкидлялицсограниченнымивозможностямиздоровьяизчиславыпускниковспециальной (коррекционной) образовательной школы VIII видапо профессии 19727 Штукатур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progrrazvrechiipismomsh_1.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Мордовия

«Саранский строительный техникум»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦ.01 РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО

Профессия: 19727 Штукатур

2023 г.

Одобрена  П(Ц)К преподавателей                                    Разработана на основе

общеобразовательных дисциплин                                    Федерального государственного

                                                                                              образовательного стандарта

Протокол № 1 от 30 августа 2023 г.                                 среднего общего образования и

Председатель П(Ц)К                                                          профиля профессионального

______________/О.Н.Ивлева                                            образования

                                                                       Заместитель директора по УР

                                                                           _____________/ Н.Г.Кулакова

 

Разработчик: Н.В.Мосевнина, преподаватель русского языка и литературы ССТ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………......4

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        .9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПИСЬМО»

1.1.Областьпримененияпрограммы

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины  «Развитие речи и письмо» является частью программы профессиональнойподготовкидлялицсограниченнымивозможностямиздоровьяизчиславыпускниковспециальной (коррекционной) образовательной школы VIII видапо профессии 19727 Штукатур.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Развитие речи и письмо» входитвобщеобразовательныйцикл

1.3. Планируемыерезультатыосвоенияучебной дисциплины:

В данной адаптированной образовательной программе по дисциплине «Развитие речи и письмо» принципкоррекционнойнаправленностиявляетсяведущим.Внейконкретизированыпутиисредстванаправлениянедостатковобщегоречевогоразвитияинравственноговоспитаниядетейсограниченными возможностями здоровья. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихсяуотдельныхобучающихсяспецифическихнарушений,накоррекциювсейличностивцелом.

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких чертхарактера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членамиобщества.

 1.4.Цели и задачи учебной дисциплины:

Врезультатеосвоенияучебной дисциплиныпредполагаетсядостижениеследующихцелей:

Цели обучения:        

  • формированиепредставленияорусском языкекакдуховной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национальногосвоеобразия русскогоязыка, его эстетической ценности; овладение культурой межнационального общения;
  • воспитание гражданина и патриота;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,

оценивать их с точки зрения нормативности;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной

адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и

саморазвития;готовностик трудовойдеятельности,осознанномувыборупрофессии;

  • воспитание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

Задачи обучения:

  • развитие познавательного интереса к русскому языку;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • расширение и активизация словаря;
  • развитие умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

        1.5. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • оформлять все виды деловых бумаг;
  • пользоваться справочниками, словарями русского языка;
  • использовать профессиональную лексику.

В результате освоения учебной дисциплины  обучающийся должен знать /понимать:

  • основы культуры устной и письменной речи;
  • основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
  • нормы речевого этикета в различных сферах общения;
  • признаки и композиционное построение основных типов текста;
  • характерные черты функциональных стилей русского языка, сферы их применения.

Аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативноеидр.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных вэлектронномвиденаразличныхинформационныхносителях;

говорениеиписьмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания

различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных

дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применятьвпрактикеречевогообщенияосновныеорфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного

языка;

соблюдатьвпрактикеписьмаорфографическиеипунктуационныенормы

современногорусскоголитературногоязыка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в

томчисле приобсуждениидискуссионныхпроблем;

использоватьосновныеприемыинформационнойпереработкиустногои

письменноготекста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни

для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности

народа;приобщениякценностямнациональнойимировойкультуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков

самостоятельнойдеятельности; самореализации, самовыражения в различных

областях человеческойдеятельности;.

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и

речевыхсредств; совершенствования способности к самооценке на основе

наблюдения засобственнойречью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к

речевомувзаимодействию,межличностномуи межкультурномуобщению,

сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и

общественной жизнигосударства;

понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и

профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному

учебному предмету.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная нагрузка

82

Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка

80

в том числе:

теоретические занятия

40

практические работы

40

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме зачета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы

Количество часов

Профиль

профессионального образования

технический

Аудиторные занятия.

Содержание обучения

Профессия СПО

19727 Штукатур

Введение.

Роль языка в жизни общества. Русский язык – один из богатейших языков мира.

2

Фонетика

4

Лексикология

4

Морфемика

6

Морфология

38

Служебные части речи. Междометия

8

Синтаксис и пунктуация

12

Прямая и косвенная речь

2

Повторение и обобщение пройденного материала.

2

Промежуточная аттестация в форме зачёта                                                   2

   Итого

80

   Консультации

2

    Всего                                                                                 82

Календарно-тематический план дисциплины «Развитие речи и письмо» для обучающихся по

адаптированной образовательной программе. Группа МШ-1

Наименование разделов, тем, уроков

Содержание учебного материала

Всего часов

Введение

Содержание учебного материала

2

Роль языка в жизни общества. Русский язык – один из богатейших языков мира.

Практическое занятие: Составление предложений с данными словами.

Фонетика

Содержание учебного материала

4

Звуки и буквы.

Практическое занятие:

Устный пересказ текста по опорным словам. Деловое письмо. Автобиография.

Лексикология

 

Содержание учебного материала

4

Лексическое значение слова.

Практическое занятие:

Составление правил на тему «Береги лес». Анкета.

Морфемика

 

 

Содержание учебного материала

6

Состав слова. Словообразование. Устное сочинение по репродукции картины И.Левитана. «Золотая осень» (и на основании собственных наблюдений)

Практическое занятие: Составление пословиц из частей

Объяснительная записка Подготовка к сочинению (вспомнить данный вид работы).

Проверочный диктант по темам «Фонетика.Лексика. Морфемика.»

Морфология

Содержание учебного материала

38

Имя существительное как часть речи. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Объяснительный диктант по темам «Правописания глаголов. НЕ с глаголом». Имя прилагательное как часть речи.

Полные и краткие прилагательные.

Подготовка к сочинению (вспомнить данный вид письменной работы; чтение примерных текстов). Имя числительное как часть речи. Разряды числительных

Диктант по темам «Имя прилагательное. Имя числительное». Наречие как часть речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Подготовка к сочинению (вспомнить данный вид письменной работы; чтение примерных текстов)

Практические занятия: Объявление. Работа с текстом (определить тему и основную мысль). Расписка.

Сочинение на тему «Пушкин в Михайловском» (с опорой на план, данные выражения, репродукцию картины Ню Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С.Пушкина в селе Михайловском»). Мини – сочинение на тему «Любимый праздник». Изложение «Две подруги». Подготовка к изложению (вспомнить данный вид письменной работы; чтение примерных текстов). Доверенность. Составление памятки о правилах поведения во время производственной практики (по вопросам и опорным словам - глаголам). Сочинение на тему «Зима – чудесная пора» (на основе  собственных наблюдений). Составление связного текста.

Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Содержание учебного материала

8

Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Словарный диктант по теме «Служебные части речи».

Практические занятия:

Дополнение словосочетаний предлогами.

Заметка в газету «О наших делах».

Сочинение на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»

Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

12

Словосочетание. Второстепенные члены предложения. Простое предложение. Главные члены предложения. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

Практические занятия:

Составление словосочетаний

Составление текста на тему «Правила поведения в транспорте»

Дополнение предложений однородными членами.

Сокращение текста. Краткий пересказ.

Преобразование простых предложений в сложные с опорой на данные слова.

Сочинение на основе личных наблюдений «Чему я научился, обучаясь в техникуме»

Прямая и косвенная речь

Содержание учебного материала

4

Повторение и обобщение пройденного материала.

Практическое занятие:

Резюме.

Зачёт. Тест.

2

Итого

80

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому оснащению

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • наглядные и электронные пособия;
  • учебная доска.

Технические средства обучения:

  • Персональный компьютер

  3.2.  Информационное обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. А.И. Дунев, В.А.Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк «Русский язык и культура речи» под редакцией проф. В.Д. Черняк, 2019 г.
  2. Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура речи» - Изд.: Инфра-М, 2020 г.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Акишина, Н.И. Формановская «Этикет русского языка» - Изд.: Ленанд, 2019 г.
  2. А.Б.Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2018 г..
  3. Ю.А. Бельчикова «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: Аст-Пресс Книга, 2018 г.
  4. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2019 г.

5. А.И Власенко, Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» -    

Изд..: «Просвещение», 2018 г.
6.  Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия»,

2019 г.

Интернет-ресурсы

  1. Библиотека научной и учебной литературы -    http://www.iu.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture/
  2. Интерактивные словари русского языка. - http://www.slovari.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ    ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения и знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров;
  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • грамотно оформлять документацию;
  • пользоваться справочниками, словарями русского языка;
  • использовать профессиональную лексику.

В результате освоения учебного предмета  обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • основы культуры устной и письменной речи;
  • основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
  • нормы речевого этикета в различных сферах общения;
  • признаки и композиционное построение основных типов текста;
  • характерные черты функциональных стилей русского языка, сферы их применения.

  • Проверочные и контрольные работы
  • Индивидуальный устный (письменный) опрос
  • Фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий
  • Выполнение индивидуальных заданий
  • Выполнение практических работ
  • Домашняя работа
  • Сообщения по темам
  • Тестирование
  • Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Чтение и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса

Программа предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала художественных ...