Исследовательская работа для обучающихся 9 классов
материал по литературе (9 класс)
Тема: К вопросу о коммуникативности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Цель работы: Проследить, как Пушкин А.С. создает у читателей ощущение непринужденной беседы (отталкиваемся от слов А.Вознесенского: «Ну, что делает Пушкин в своем романе? Он просто гениально треплется!»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_a.e._issledovatelskaya_razrabotka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа для обучающихся 9 классов
Тема: К вопросу о коммуникативности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Цель работы: Проследить, как Пушкин А.С. создает у читателей ощущение непринужденной беседы (отталкиваемся от слов А.Вознесенского: «Ну, что делает Пушкин в своем романе? Он просто гениально треплется!»)
Задачи:
- Выявить состояние литературы и языка пушкинского времени
- Отношение Пушкина к задаче романа
- Познакомиться с новыми терминами, углубить представление об уже известных
- Сделать текстологический анализ:
- Языковые средства контакта (обращения, личные местоимения в романе)
- Открытый финал
- Ямб как средство коммуникации
Примерная структура работы:
- Введение
- Основная часть (О коммуникативности романа (языковые средства (обращения; личные местоимения); Открытый финал; Ямб как средство коммуникации)
- Заключение
Примерное содержание работы
Введение
«Ну, что делает Пушкин в своем романе? Он просто гениально треплется!». Эти слова Андрея Вознесенского удивили и заинтересовали нас, не приходилось встречаться с таким восприятием романа. Ведь «трепаться» – это болтать, разговаривать (разговорный стиль).
Следует отметить, что во второй половине ХХ века слово «трепаться» было популярно в среде интеллектуалов именно в значении «непринужденное общение».
Таким образом, сформулировалась проблема исследования:
как Пушкин, гениальный художник слова, создает у читателей ощущение свободной непринужденной беседы, («трепотни» по Вознесенскому)?
Другими словами, какие художественные средства использовались поэтом для создания комфортной ситуации общения писателя с читателем. Ведь создавая художественное произведение, автор всегда предполагает найти читателя-собеседника, единомышленника, то есть работает на ситуацию общения. Таким образом, художественное произведение выступает посредником между писателем и читателем. Это общение людей, разделенных пространством и временем, называют дистантным общением.
Вячеслав Иванов говорит, что, прежде всего, образ автора дает основание для подобной трактовки романа: «поэт выступает приятелем Евгения, хорошо осведомленным как о нем самом, так и о всяких лицах и обстоятельствах случившейся с ним истории; и он ее рассказывает друзьям в тоне непринужденной доверчиво беседы». Также отмечено: «трепетную непосредственность личных признаний» автора в романе. Сам Пушкин в письмах к Марлинскому рекомендует ему взяться за роман: «…и пиши его со всею свободой разговора или письма…», «…Роман требует болтовни; высказывай все начисто».
Б.М. Эйхенбаум обратил внимание на особое состояние литературы и языка пушкинского времени, которое, на наш взгляд, помогает глубже понять данную проблему: все движется к разговорному языку.
Во-первых, происходит процесс слияния разговорного и книжного языка («простонародное и книжное наречие»), и Пушкин завершил это слияние, создав литературный язык.
Во-вторых, создается говорной стих, (помимо декламативного и напевного).
В-третьих, литература движется от стиха к прозе, и «Евгений Онегин» знаменует собой тенденцию внести в стих прозаическое течение фразы…», важна для общения. Ведь стихами, тем более декламативным (например, оды) непринужденное общение не построишь.
Ю.Н. Тынянов отмечает, что «разговорная интонация вторгается в стих» романа.
В других случаях Тынянов видит отрывистую интонацию диалога, повторения, интонацию недосказанного слова и т.д.
Особо он отмечал разговорные интонации авторских ремарок, обращений, «авторские словечки», которые делают образ автора чрезвычайно ярким значительным и, на наш взгляд, коммуникабельным:
«Представь меня.» - «Ты шутишь?...» - «Нету» (III, 2).
Исследователь видит отрывистую интонацию диалога, повторения, интонацию недосказанного слова и т.д.:
«Князь на Онегина глядит.
- Ага, давно ж ты не был в свете» (VIII, 17), (отрывистая интонация, недосказанное слово).
Особо он отмечал разговорные интонации авторских ремарок, обращений, «авторские словечки», которые делают образ автора чрезвычайно ярким значительным и, на наш взгляд, коммуникабельным:
«И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой! …» (II, 12).
«Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк» (IV, 18).
«Гм! Гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?» (IV, 20).
Работы литературоведов, на наш взгляд, свидетельствуют о коммуникативной направленности романа.
В своем исследовании мы решили 1) остановиться на характеристике речевого общения между Пушкиным (автором) и читателем с точки зрения языковых средств контакта; 2) на коммуникативных возможностях ямба; 3) «открытом» финале романа.
Основная часть работы
Для того, чтобы возник речевой контакт, нужны хотя бы два коммуниканта, нужно, чтобы собеседники хотели общаться и желали понять друг друга. Таковыми являются А.С. Пушкин, скрывающийся в романе за маской автора, и читатель, взявший «Евгения Онегина» не по принуждению.
Для взаимопонимания коммуникантов необходимо соответствие знаний, жизненного опыта и интеллекта. Но не всегда это бывает, поэтому один из коммуникантов должен быть ярче, сильнее, значительнее, он должен вести общение, проявляя больше инициативы и умений расположить собеседника. Пушкин (автор), - на наш взгляд, ведущий коммуникант в названной нами речевой ситуации.
Чтобы привлечь внимание читателя, войти с ним в речевую ситуацию общения, Пушкин (автор) пользуется такими средствами языкового контакта, как обращения и личные местоимения.
Вот обращения из романа, которые использует Пушкин (автор), общаясь с читателями:
- друзья Людмилы и Руслана (I, 2);
- мои богини (I, 19);
- насмешливый читатель (I, 56);
- други(I, 58);
- поклонник мирных аонид (II, 30);
- друзья мои (III, 13);
- мои поэты (III, 27);
- милые друзья (III, 31);
- мой читатель (IV, 18);
- читатель благородный (IV, 20);
- достопочтенный мой читатель (IV, 22);
- братья (IV, 38);
- друзья (IV, 45);
- читатель (VI, 40);
- милые друзья (VI, 46);
- добрые ленивцы (VII, 4);
- читатель (VIII, 48);
- мой читатель, …друг, недруг (VIII,39).
Называя читателями, прежде всего, друзьями, автор высоко оценивает и располагает их к себе. Отношение Пушкина к друзьям нам известно по такому высказыванию: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня – первые из порядочных людей…». Пушкин знал цену слова, и, если он называл читателей друзьями, то так оно и было.
Пушкин использует в общении с читателем местоимения «мы с вами», «вы», «ты». Чаще всего - «ты». Татьяна в порыве страсти тоже обращается к Онегину на «ты». Онегин же, даже сгорая отлюбви, никогда не употребляет это местоимение, как и обращения. Если Пушкин своим «ты» приближает читателя к себе, то Онегин, даже желая привлечь Татьяну, остается отстранено холоден, потому что на «вы».
Таким образом, среди героев романа Автор (Пушкин) – самый коммуникабельный герой.
Эффект непринужденного общения Пушкина со своими читателями создают лирические отступления (это общеизвестно) и, на наш взгляд, «открытый» финал.
Непринужденное общение обычно не заканчивается какими-то выводами, умозаключениями, нравоучениями, подведением итогов, эпилогом, ведь эта дружеская «болтовня», «трепотня». Так и Пушкин делает у романа конец «открытым», обрывает на полуслове, полудействии:
«Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор незапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим…».
«Открытый» финал романа, - на наш взгляд, свидетельство непринужденной беседы.
Мы знаем, что ямб – любимый пушкинский размер, который поэт довел до совершенства (Б.М. Эйхенбаум: «Пушкин – мастер четырехстопного ямба»).
Стихи читают, слушают, исполняют, ими наслаждаются, но стихами обычно не общаются. Пушкин создает такой ямб (такие стихи), посредством которого осуществляет свое общение с читателями. Надо отметить, что ямб, вообще, лучше, чем какой-либо другой размер, «передает поступательное движение, им очень удобно вести рассказ, разговор, он энергичен, упруг, вмещает в себя оттенки различных чувств от нежно-лирического, от мечтательного и философского раздумья до порывов гневного негодования». (В хорее, например, нет разговорной интонации). Но … «ямб «Онегина» - блещет … своей разговорностью», - отмечает Б. Эйхенбаум.
Как же это делается? Представляем вашему вниманию некоторые наши наблюдения.
Идеальный четырехстопный ямб: /__ __ / / __ __/ / __ __/ / __ __//.
Онегинская строфа должна была бы представлять собой 14 стихов идеального четырехстопного ямба.
В действительности в романе онегинская строфа остается внешне неизменной: количество строф, рифмовка и размер, но в ней велико внутреннее разнообразие ритма, и ощущение монотонности (повторяемости, ведущей к мелодичности стиха) не возникает.
Внутренняя ритмичность ямбического стиха нарушается пиррихиями.
Например, глава 1, строфа 1 – из 14 строк - 6 с пиррихиями, что составляет ≈43% от общего числа строк; глава 2, строфа 20 – из 14 строк - 9 с пиррихиями, что составляет ≈64,3% от общего числа строк; глава 3, строфа 31 – из 14 строк - 11 с пиррихиями, что составляет ≈79% от общего числа; глава 6, строфа 8 – из 14 строк - 9 с пиррихиями, что составляет ≈64,3% от общего числа строк; глава 7, строфа 24 – из 14 строк - 13 с пиррихиями, что составляет≈93% от общего числа строк.
«Меняющееся ритмическое разнообразие ямба» усиливает разговорность размера.
В прозе соотношение сильных (ударных) и слабых (безударных) слогов 1:2 (Холшевников). Пушкинские ямбы в онегинской строфе очень близки к этому соотношению, например, в главе 1, строфе 1 сильные соотносятся со слабыми как 47:71 (≈1:1,5); в главе 7, строфе 24 сильные соотносятся со слабыми как 41:76 (≈1:1,9).
Стихотворная речь у Пушкина приближается к разговорной, прозаической речи. Именно пиррихий 1) облегчает стих и 2) движет его к разговорной речи, тем самым способствует его коммуникабельности.
Заключение
Выводы по поставленным задачам.
На наш взгляд, Пушкин сознательно стремился превратить чтение романа «Евгений Онегин» в непринужденную дружескую беседу («трепотню» по Вознесенскому»). Известны рекомендации Пушкина писателю-современнику: «…Роман требует болтовни». Именно для этого, по нашему мнению, он вводит третьего главного героя (Автора) и дает ему «возможность высказывать все начисто». Сам стих подходит к границе прозаической речи.
Удивительно, как поэт понимает поэта: «болтовня» - «трепотня». Только, гениальная.
Список литературы
- Пушкин, А.С. Евгений Онегин [Текст] – М., 2001. – 239 с.
- Иванов, В. О Пушкине. Роман в стихах [Текст]// «Литература в школе», №3, 991.
- Корякин, Ю. Лицей, который не кончается… [Текст]// «Юность», №6, 1974.
- Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст] – М., 1988. С. 6-158.
- Лотман, Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы [Текст]. – М., 2000. – 256 с.
- Рождественский, В.С. Читая Пушкина [Текст]. - Ленинград, 1962.
- Словарь терминов [Текст] / под ред И.П. Ильина. – М., 2001. – 344 с.
- Тынянов, Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» [Текст]// Ю.Н. Тынянов Поэтика. История литературы. Кино. - М. 1977.
- Холшевников, В.Е. Мысль, вооруженная рифмами [Текст]. - Ленинград, 1984..
- Эйхенбаум, Б.М. Путь Пушкина к прозе [Текст]// Б.М. Эйхенбаум. О прозе – Ленинград, 1969.
- Эйхенбаум, Б.М. Проблемы поэтики Пушкина [Текст]// Б.М. Эйхенбаум. О поэзии - Ленинград, 1968.
- Эйхенбаум, Б.М. Мелодика русского стиха [Текст] – М., 1964
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися
В данной статье раскрывается проблема оргнанизации исследовательской работы обучающихся в условиях образовательного учреждения....
Исследовательская работа с обучающимися на опытном участке
В процессе осуществления опытно - практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца....
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Исследовательская работа с обучающимися во внеурочной деятельности
из опыта работы...
Доклад на научно-практическую конференцию исследовательских работ среди обучающихся "Физкультура, спорт, здоровье-будущее России"
Содержание работы по теме "Мониторинг физической подготовленности обучающихся 5-9 классов в МОАУ СОШ с. Озерное":1. Теоретические аспекты мониторинга физического развития в проце...
Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися
Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...
Исследовательская работа для обучающихся 10-11 классов
Тема: Понятие "душа" в романе Стивена Кинга "Зеленая миля". Цель работы: выяснить, как понятие «душа» раскрывается через характеристику героев романа Стивена...