Организация учебно-исследовательской работы с обучающимися
статья по теме

Емельянова Ольга Владимировна

В данной статье раскрывается проблема оргнанизации исследовательской работы обучающихся в условиях образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности обучающихся в школе.

О.В.Емельянова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

Современное общество требует от молодого человека творческого подхода, критического отношения и логического осмысления того потока информации, который как лавина обрушивается на него. В то же время, это позволяет ему самостоятельно активно заниматься всеми видами деятельности, в том числе и в сфере науки. Задача школы помочь обучающемуся реализовать представившиеся возможности.

В связи с этим очевидна задача развития  исследовательских качеств школьников, обеспечивающих их готовность к вхождению в мир научных исследований. В исследованиях  В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других представителей отечественной дидактики рассматриваются условия активизации познавательной деятельности школьников и в их числе развитие научного мышления и научных методов познания в процессе школьного образования. Создание организационно – педагогических условий в школе для развития исследовательской деятельности, позволяет максимально учитывать способности и потребности обучающихся и содействует формированию их исследовательских компетенций, что ведет к повышению качества образования.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере – постановку проблемы, изучение теории по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы.

Система исследовательской деятельности школьников объединяет разнообразные формы ее организации -  олимпиады и конкурсы, участие в сетевых проектах, организация научного общества и участие в конференциях различного уровня.

Для развития исследовательских и аналитических компетенций обучающихся в школе создано научное общество учащихся «Открытый мир», существующее уже более 10 лет.

Основными направлениями работы НОУ являются: включение в учебно – исследовательскую деятельность способных и увлеченных ребят в соответствии с их учебными и научными интересами, обучение их работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования, оказание практической помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы, редактирование и издание работ, представление работ на конкурсах и конференциях.

Свой познавательный интерес обучающиеся направляют на исследование естественнонаучных, гуманитарных и социальных проблем. Учебное исследование с точки зрения ученика – это деятельность, направленная на решение интересующей проблемы, это возможность максимально использовать свои знания и умения и показать публично достигнутый результат.

С точки зрения учителя учебное исследование – это интегрированное дидактическое средство, способствующее не только росту компетенций обучающегося в выбранном для исследования предмете, но и формирование умения сотрудничать с разными людьми и в разных сферах деятельности, т.е формирование коммуникативных компетенции.

Итогом учебно – исследовательской деятельности обучающихся является презентация выполненных работ на конференциях различного уровня – школьного, районного, регионального.

Виды работ обучающихся представляемые для участия на школьной конференции:

1 проблемно-реферативные, предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, их творческий анализ и на этой основе представление собственной трактовки поставленной проблемы;

2 реферативные – в работе анализируется материал первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему;

3  экспериментальные – в основе работы лежит выполнение эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Работа представляет самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий;

4 натуралистические и описательные – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого либо объекта или явления;

5 исследовательские – работы, имеющие собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и вывод о характере исследуемого явления.

Все эти формы творческой деятельности способствуют решению задач углубленного и профильного обучения школьников согласно их интересам.

Научное общество учащихся вносит значимый  вклад в научно-методическое, здоровье сберегающее, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: члены научного общества совместно с педагогами разрабатывают материалы для выступлений на родительских собраниях, внеклассных мероприятиях, создают рекомендации для проведения активных перемен в начальной школе, разрабатывают пособия для проведения уроков.

В условиях перехода школы на новые образовательные стандарты большой интерес к исследовательской деятельности проявляют обучающиеся начальной школы. В научном обществе уже третий год работает секция «первые шаги в науку». Диапазон интересов малышей достаточно широк: «Куклы, в которые мы играем», «Знакомые незнакомцы – обратный словарь», «Дорожные знаки – история и реальность» и др.  

По словам выпускников, навык исследовательской работы, опыт публичных выступлений значительно упрощает обучение в высшей школе. Наши выпускницы Харина Екатерина, Бровкина Наталья, прошедшие школу НОУ, закончив ВУЗ с «красным» дипломом, продолжили свое обучение в аспирантуре по избранной специальности. В данной статье хотелось бы перечислить наиболее интересные темы учебно–исследовательских работ обучающихся нашей школы: «Энергосбережение – миф или реальность», «Гендерные особенности проявления агрессии у подростков», «Экстрагирование ДНК в домашних условиях», «Математика в искусстве», «Перспективы развития автомобильного транспорта» и др.

Многолетний опыт ведения в школе научно–исследовательской работы показывает, что эта работа имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации обучения, самоопределения личности, профилизации образования.

Литература

  1. Гальперин, П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления [Текст] / П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. – 1966. №4. – С.34.
  2. Гафитулин, М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. – С. 21 – 26.
  3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. [Текст] / В.В.Давыдов. – Российская академия образования, 2000. – С. 36 – 43.
  4. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей [Текст] / Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 256 с.
  5. Лернер, И.Я. Проблемное обучение [Текст] /И.Я.Лернер. – М.: Знание, 1974. – 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии требованиями ФГОС

Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициати...

Организация учебно-исследовательской работы обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ....

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии

исследователькой и  деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...

«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»

Руководство проектной деятельностью учащихся  по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные тем...