Исследовательская работа с обучающимися во внеурочной деятельности
статья по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_s_obuchayushchimisya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
“Исследовательская работа с обучающимися
во внеклассной деятельности”
Учитель биологии и химии
I кв. категории
Журавлёва Лилия Анатольевна
В настоящее время вопросы вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации близки и понятны каждому учителю. Ведь эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, личность сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Организация обучения по методу проектов предполагает превращение школьника в субъект трудовой деятельности, каждый становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит обучающимся, а выступает в качестве партнёра. Работа над проектами в творческом коллективе даёт возможность школьникам объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Такой метод обучения способствует самоопределению, самореализации личности обучающихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.
Включение метода проектов в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления.
А так как урок не может вместить не только разнообразную деятельность учащихся, но и значительный объём информации, используемый при подготовке проектов. Одним из вариантов решения данной проблемы является использование внеурочной деятельности через работу творческих объединений, клубов по интересам, отрядов.
В школе не первый год существует экологический отряд, в который входят учащиеся, проявляющие интерес к биологии, географии, химии. Работа отряда обширна и многогранна. Ребята исследуют экологические проблемы различных территорий, выполняют задания МГПИ кафедры БЖ и МБД.
Среди членов отряда есть ребята, которые серьёзно увлекаются химией, проводят анализ собранного отрядом материала. Это члены кружка “О тебе и для тебя”. Членами кружка и экологического отряда создано несколько проектов: “Вода: живая или мёртвая”, “Знакомый незнакомец - никотин”, “Белки, которые мы едим”, “Такой разный М.В.Ломоносов”, “Лекарство и время”.
Кружок “О тебе и для тебя” работает по программе, рецензированной областным объединением “Бионика” и имеет лицензию системы дополнительного образования.
Исследовательская деятельность кружка чаще всего приурочена к предметным неделям, конкурсам. Исследовательский проект “Белки, которые мы едим” участвовал в I городском конкурсе исследовательских работ учащихся по химии, а во II городском конкурсе исследовательских работ учащихся по химии был представлен исследовательский проект “Лекарство и время”.
Традиционная классно-урочная система создает «содержание образования», тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.
Проектная деятельность формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью», создаёт личностный опыт. В обобщенном виде — это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и «умений проектирования». Внутренним результатом проектной деятельности для ребенка является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозций, самоопределения и самоутверждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках работы изостудии.
Выступление на семинаре по развитию одаренности обучающихся....
Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...
«Учебно – исследовательская компетентность обучающихся во внеурочной деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС»
В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного пот...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного ...
Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).
Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ). Из ...
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»...