Технологическая карта по литературе А.П. Платонов "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ермакова Елена Зинатуловна

Технологическая карта разработанатдля проведения урока по литературе в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karty_uroka_literatura_ermakova.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ермакова Елена Зинатуловна

Класс: 6-1 ОВЗ (ТНР)

Дата проведения: 19.01.2024

Предмет: литература

Тема урока: Неизвестный цветок. Единение добра, красоты и труда в сказке.

Цель урока: формирование навыков идейно-художественного анализа текста, включающего сказочные и реальные события.

Задачи урока: 

- познакомить учащихся с миром художественных образов А. Платонова на материале сказки-были «Неизвестный цветок»;

- развивать образное мышление, умение анализировать и делать выводы, устную и письменную речь, творческие способности учащихся;

- воспитывать понимание ценности жизни, чувство любви ко всему живому, способность сострадать.

Оборудование: учебник Полухиной В. П, Коровиной В. Я. Литература 6 класс, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный экран.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. 1. Организационный момент

 2. 2. Актуализация знаний

     

 

3. Проверка домашнего задания

 

 

  1. 4. «Открытие нового знания»

5. Работа над темой урока.

6. Закрепление нового материала

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

9. Завершение урока

 Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Можете садиться.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, почему я разметила на ней цветок к нашему сегодняшнему уроку?

Да, верно. А кто автор этой сказки?

Откройте тетради и запишите тему урока.

Какие мы поставим перед собой цели при изучении этого произведения?

Верно, молодцы! Я думаю, что вы со мной согласитесь, что невозможно до конца понять смысл произведения, не зная жизненный путь автора произведения.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Андрея Платонова, а дома вы читали статью о его жизни и творчестве.

Сыграем в игру «Правда – ложь». На ваших столах карточки с утверждениями. Если утверждение верное, поставьте галочку, если неверное – крестик.

  • Андрей Платонов родился 28 августа 1899 года в Воронежской губернии в знатной и богатой семье.

  • Настоящая фамилия писателя – Климентов, псевдоним был образован от имени его отца — Климентова Платона Фирсовича.

  • Андрей был единственным ребенком в семье.

  • Жизнь писателя была трудной. Он прошёл Гражданскую войну, воевал в Великую Отечественную.

  • Андрей Платонов занимался составлением сборников народных сказок и писал свои сказки для детей.

Итак, проверяем. Прочитайте утверждение, скажите верное ли оно. Если неверное, исправьте ошибку.

Используя верные высказывания и свои дополнения, расскажите о писателе.

Сказка-быль создана Платоновым в 1950 году, в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера.

По свидетельству жены писателя, Андрей Платонов писал это произведение, будучи очень больным человеком. Она говорила, что «…эта притча, соткана из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей…»

Андрей Платонович Платонов назвал свое произведение «Неизвестный цветок» сказкой-былью.

 Давайте вспомним, что мы знаем о сказке.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки?

- Что такое литературная сказка?

- Чем она отличается от народной?

- А что же такое быль?

Сейчас поработаем в группах и определим признаки сказки и были в этом произведении.

сказка

быль

Проверим, какие признаки сказки и были вы отметили.

Так почему же А. П. Платонов определил рассказ "Неизвестный цветок" как сказку-быль?

Для того, чтобы анализировать смысл произведения, нужно хорошо знать его содержание. Вспомнить его нам помогут тонкие и толстые вопросы. Что это за вопросы?

Тонкие вопросы:

  • Кто герой произведения?
  • Где рос цветок?
  • Что цветок делал днем, а что – ночью?
  • Когда цветок распустил венчик?
  • Как девочка Даша нашла цветок?
  • Как пионеры помогли цветку?
  • Как изменился пустырь на следующее лето?

Толстые вопросы:

  • Почему цветок неизвестный?
  • Как цветку удавалось выжить на камнях и глине?
  • Как Даша нашла цветок?
  • Как девочка отнеслась к цветку?
  • Почему пионеры решили помочь цветку?
  • Почему новый неизвестный цветок немного лучше и прекраснее прошлогоднего?

После того, как мы с вами вспомнили содержание сказки-были, поработаем в группах и проанализируем, как менялась жизнь цветка.

 

Критерии

До встречи с Дашей

После встречи с Дашей

Условия жизни

Характер, поведение

Внешность

Проверим, что у нас получилось.

  1. Сделаем вывод об изменении условий жизни цветка, его характере, внешности после встречи с Дашей.

Как называется приём, когда неодушевлённые предметы ведут себя как живые?

Что олицетворяет собой цветок?

Да, самое главное для него было жить.

Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел, вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь.

Вспомните биографию писателя и обстоятельства создания сказки. Подумайте, что хотел сказать читателям Андрей Платонов?

Ответьте письменно в тетради на вопрос: По завещанию А. Платонова, каким нам надо быть?

Давайте вспомним о наших задачах, поставленных в начале урока и сделаем вывод, решили ли мы их в процессе нашей работы.

1. Проанализировать произведение.

Какие шаги мы для этого сделали? Что необходимо знать для анализа произведения? Что было сложным?

2. Понять смысл сказки-были, что автор хотел нам сказать своим произведением.

Поделитесь своим мнением.

Пересказать сказку-быль от лица цветка или Даши.

Завершить наш урок я хочу пожеланиями, которые спрятаны в лепестках нашего прекрасного цветка на доске. Давайте прочитаем эти пожелания.

(ученики отрывают лепестки и с обратной стороны читают пожелания)

1) Желаю вам быть такими же неповторимыми, как неизвестный цветок!

2) Желаю вам совершать добрые дела, как пионеры!

3) Желаю вам ценить жизнь так, как неизвестный цветок!

4) Желаю вам быть такими же неравнодушными, как Даша!

5) Желаю вам никогда не быть одинокими!

6) Желаю вам жить в любви и гармонии с миром!

 Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Ответы детей:

- На доске цветок, потому что читали сказку-быль «Неизвестный цветок».

- Андрей Платонов

Записывают: Андрей Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Ответы детей:

- Изучить и проанализировать сказку, понять её смысл, что автор хотел нам сказать своим произведением.

НЕВЕРНО Андрей Платонов родился 28 августа 1899 года в Воронежской губернии в семье простого слесаря - железнодорожника.

ВЕРНО

НЕВЕРНО Семья была очень большой. Андрей был старшим из 10 детей.

ВЕРНО

ВЕРНО

По руке читают утверждения. Исправляют ошибки.

Рассказывают о жизни писателя.

Слушают учителя.

Сказка – один из жанров устного народного творчества. Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказки бывают народные и литературные или авторские.

Литературная сказка – это авторское произведение, часто основанное на фольклорных источниках.

Ее отличие от народной сказки состоит в том, что у произведения есть конкретный автор, она записана, а не передается из уст в уста и имеет один вариант.

Это то, что было на самом деле, реальные события.

Работают в группах.

сказка

быль

Сказочное повествование

(Жил-был…)

Жизнь Даши

Говорящий цветок

пионеры

Жизнь цветка

природа

Проверяют.

ВЫВОД А. П. Платонов определил рассказ "Неизвестный цветок" как сказку-быль потому, что сказочное в нём переплетается с реальностью.

Тонкий вопрос - вопрос, на который можно дать однозначный короткий ответ. Толстый вопрос требует размышлений и развернутого ответа.

Отвечают на вопросы.

Работают в группах

Критерии

До встречи с Дашей

После встречи с Дашей

Условия жизни

Суровые, не хватает питания

Хорошие, удобренная земля

Характер, поведение

Не сдается, борется за свою жизнь, трудится. Одинокий

Вокруг него много цветов

Внешность

Разноцветные листья; ясный, как звезда

Окреп, стал сильнее, у него родился сын.

Представители групп отвечают. Делают вывод.

Олицетворение

Трудолюбие, любовь к жизни, силу воли.

Отвечают письменно на вопрос, а потом зачитывают ответы.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки.  Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, про...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»...

Технологическая карта урока литературы по мказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок" и повести Т.С.Цинберг "Седьмая симфония" 6 класс

Цель урока : формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что все хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь,  расскрытие мыслей писате...