Технологическая карта урока литературы в 5 классе. П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p.bazhov_kamennyy_tsvetok.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема | П.П.Бажов .Сказ «Каменный цветок» - 5 часов, 2-й урок | |||||
Цель | Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства) | |||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | ||||
Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказа. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | |||
Основные понятия | Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ. | |||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, речь и культура речи. | |||||
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник презентация | |||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | |||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть | Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание» Чтение скороговорки | Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. | Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | Проверка Домашнего задания. Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко,..», стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…» Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке? | Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описпние. Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний | 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове. Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.
2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок» | Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы Реальные события, герои, место, где происходит действие Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста. | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Работа с текстом Цель -развитие читательских умений. | Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».
— Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника? — Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему? | (Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.) («Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.) (Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Составление рассказа о жизни Данилки. Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела. | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа спо тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю | Работа над языком сказа, особенностями речи героев. - Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой). — От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать. — Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»? | Выполняют в парах (Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.) (Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.) | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
| Выполняют задание устно. Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. | Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения. | Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы по мказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок" и повести Т.С.Цинберг "Седьмая симфония" 6 класс
Цель урока : формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что все хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь, расскрытие мыслей писате...