Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне |
Приветствие учащихся. Сегодня будем работать с произведением Л.Н.Толстого «После бала». Работать будем в группах. По наибольшему количеству баллов выявим лучшего ученика и по сумме набранных баллов в группе выявим лучшую команду. - Запишите тему урока и эпиграф, к нему мы обратимся попозже.
Эпиграф к уроку: Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие- душевная подлость. Л.Н.Толстой
- Давайте обратимся к жанру произведения. Как вы думаете, к какому жанру относится это эпическое произведение? (прием Установи соответствие).
-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.
Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века Небольшое сообщение в форме презентации о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным" |
Класс заранее разделен на 2 группы
Индивидуальное задание на соответствие жанра и определения жанра в форме презентации (оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы)
Учащиеся слушают выступление, затем могут задать вопросы.
Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, используя материал, полученный на уроках истории. (оценивание своей работы по Листу оценивания защиты презентации, проекта, исследовательской работы)
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Построение речевого высказывания в устной форме
Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества с телем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Вы прочитали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, настроиться на работу в группах. ТЕСТ на знание текста.
Толстой рассказал нам интересную историю из жизни человека. Нам нужно будет ответить на вопрос: Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?
Повторение понятия композиция произведения, повествователь в рассказе. – В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? -Что необычного вы увидели в построении рассказа? | Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом. Затем каждая группа организует проверку внутри группы. Капитан зачитывает варианты правильных ответов, учащийся может произвести самопроверку или взаимопроверку на усмотрение капитана.
Учащиеся выдвигают предположения, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.
| Построение речевого высказывания в устной форме
Формулирование собственного мнения
Владение диалогической формой речи |
| Словарная работа.
По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте.
Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность Противопоставление, контраст, или антитеза, как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?
|
Работа по словарю.
(образы, персонажи, художественные детали)
| Построение речевого высказывания в устной форме
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
|
3 Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. |
| Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4..Первичное усвоение новых знаний Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | 1 Работа в группах. Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа. На балу | После бала | Краски, цветовая гамма | Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. | Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. | Описание внешности главного героя эпизода | Варенька Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. | Солдат Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте» | Звуки, характер музыки | Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. | Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. | Психологическое состояние рассказчика | 1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее); 4 Бесконечно счастлив.
| На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. | Описание полковника | Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. | Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте |
2. Работа с языковыми средствами: 1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу. 2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат). – Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?
|
Работа в группах, участие в дискуссии.
Сравнивают выбранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать состояние души рассказчика на балу и после бала.
| Анализ объектов с целью выделения признаков. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Использование схем, таблиц для решения задачи.
|
5.Первичная проверка понимания Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | - Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
- Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
-Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?
- О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»? - Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
- Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.
| Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу
Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было» Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал» Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль | Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Умение решать проблемы. Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности. Использование схем, таблиц для решения задачи.
|
|
|
|
|
|
Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь? Какие выводы сделаете из этих наблюдений?
- Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.
-Какие уроки можем взять для себя из этого произведения?
| Работа в парах или индивидуально
Учащиеся делают выводы.
| Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме. Уметь слушать и понимать речь других. Умение решать проблемы. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)
|
| 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
7. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению
8. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | -Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? - Обратимся к эпиграфу, который мы записали в начале урока. Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого? Как они связаны с темой нашего урока? Выберите домашнее задание 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?» 2.Составьте синквейн,характризующий эпоху правления Николая 1 3. Напишите мини-эссе «Моё мнение о полковнике».
Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)
| Учащиеся в группах выполняют задание. Самоанализ. Участие в диалоге.
Отвечают на вопросы
Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Формирование границ собственного знания и незнания.
Адекватное восприятие оценки учителя.
Самооценка личности.
|