Разработка урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»" (с использованием элементов технологии критического мышления)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
По типу урок – изучение нового материала. В основу построения данного урока положены элементы современных познавательных технологий.
Для достижений поставленных задач использовался личностно-ориентированный подход к работе с учащимися и элементы технологии критического мышления, которые являются важнейшим стимулирующим фактором учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.18 МБ |
konspekt_1.doc | 78 КБ |
issledovanie_0.doc | 223.5 КБ |
rabota_v_gruppah.docx | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.Г. Паустовский Сказка «Теплый хлеб»
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Цели: Рассмотреть, как в сказке К. Паустовского решается проблема «добра» и «зла»? Определить, какие образы помогают раскрыть её содержание? Понять, чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?
Персонажи сказки «Теплый хлеб" Сорока Конь Мальчик Теплый ветер Старики Ребята Бабушка Мельник Панкрат Филька
Правила работы в группе Чётко формулировать свои мысли. Высказывать свою точку зрения. Не перебивать друг друга. Активно участвовать в обсуждении. Высказывания подтверждать текстом.
Как исправить ошибку? Преодоление… Исправление… Раскаяние… Осознание…
4 ступень 3 ступень 2 ступень 1 ступень Осознание ошибки Преодоление стыда и страха наказания. Раскаяние Исправление
Символика цвета в повести
Домашнее задание . Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб». Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского. Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.
Уважаемый Константин Георгиевич, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал… мне бы хотелось…
Предварительный просмотр:
Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель:
обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;
развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;
воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой, цели урока.
Чтение отрывка из сказки под звуки пурги:
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.
Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.
– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
– Какая музыка прозвучала?
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз?
– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?
– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».
II. Работа по теме урока.
1. Стадия вызова и осмысление.
1) Работа по вопросам.
– Кто является героями сказки?
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?
– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?
2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.
Основные правила работы в группе.
- Чётко формулировать свои мысли.
- Высказывать свою точку зрения.
- Не перебивать друг друга.
- Активно участвовать в обсуждении.
- Высказывания подтверждать текстом.
2. Работа в группах.
1 группа (конь Мальчик).
– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?
– Какова его жизнь?
2 группа (Филька).
– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.
– Как Филька назвал коня в злобе?
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).
– Какую историю рассказала Фильке бабушка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).
– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?
– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?
(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
Дополнительные вопросы:
– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?
(Это сорока и летний ветер)
– Как они помогли мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
3. Первичное закрепление.
– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?
(Звучит релаксирующая музыка)
– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?
Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.
Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.
Преодоление
Исправление
Раскаяние
Осознание
– Какова будет первая ступенька?
(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)
– Какова будет вторая ступенька?
(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?
(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
– Какова будет четвертая ступенька?
(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)
И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.
– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?
(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)
– Итак, в чем смысл названия сказки?
(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)
III. Подведение итогов.
1) Выставка рисунков (домашнее задание).
– В какой цвет вы покрасили добро?
(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)
– А как вы изобразили зло?
(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)
2) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание.
Выступление учащихся с сообщением об исследовании слов с цветовой символикой.
3) Анализ финальной части сказки.
Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».
– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)
4) Работа в группах.
1 группа.
На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
2 группа.
Составить синквейн к слову Филька.
(Например: Филька.
Злой, исправившийся.
Ударил, раскаялся, помирился.
Филька обидел коня.
Раскаяние.)
3 группа.
– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.
Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.
Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)
IV. Домашнее задание.
Выбор и запись домашнего задания.
Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».
Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.
Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.
V. Рефлексия.
- Игра «Разговор с писателем». Слайд
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:
«Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»
- Вывод.
– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?
(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)
Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)
Умейте управлять собой,
Во всем ищите добрые начала.
И споря с трудною судьбой,
Учитесь жизнь начать сначала.
Споткнувшись – самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору –
Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.
Предварительный просмотр:
Нашей задачей было исследовать текст рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб», чтобы найти слова с обозначением цвета. Для этого мы при чтении повести подсчитали количество так называемых цветных слов. Таких слов – .
Затем мы провели исследование каждого цвета в отдельности. Получились, на наш взгляд, интересные результаты, которые мы обработали и представили с помощью такого графика:
В результате данного исследования можно сделать вывод о том, что наиболее используемые цветовые детали в рассказе: черный и его оттенки (вороной, темный), белый (седой серый), зеленый, оттенки красного (розовый, румяный, багровый), синий и желтый.
Что же обозначает каждый из этих цветов?
Черный цвет — цвет зла, а в средневековом искусстве – раскаяние. В нашем случае черным цветом автор показывает житейские тяготы, испытания, через которые проходит главный герой.
Белый цвет – символизирует чистоту и свежесть.
Зеленый цвет – мир, надежду.
Красный цвет – цвет энергии, действия и даже милосердия.
Синий цвет означает мудрость, верность.
Желтый – символизирует радость.
Итак, с помощью цвета автору удается передать не только состояние природы, но и переживания главного героя, осмыслить нравственные изменения, происходящие с ними.
Предварительный просмотр:
1 группа (конь Мальчик).
– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?
– Какова его жизнь?
2 группа (Филька).
– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.
– Как Филька назвал коня в злобе?
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).
– Какую историю рассказала Фильке бабушка?
– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?
– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?
1 группа.
На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
2 группа.
Составить синквейн к слову Филька.
- Филька.
3 группа.
– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...
«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»
Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...
Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.
В работе показаны возможные приёмы практического использования элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...