«Факторы освоения художественного пространства социально-культурной деятельности»
статья по литературе (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Статья «Факторы освоения художественного пространства социально-культурной деятельности» (VII Всероссийской научно-практической конференции «Пути повышения эффективности деятельности предприятий  и качества сервисных услуг») В статье анализируются факторы художественного творчества в социально-культурной деятельности, исследуется психодидактическая эффективность художественной деятельности с позиций исследователей, педагогов и практиков, выявляется специфика формирования система­тизации и перспектив развития художественного творчества.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья46 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бобрышева Наталья Ивановна

ГБПОУ «ВМКР»

bobryshevanatalya@yandex.ru

Социально-культурное пространство обладает глубокими и достаточно объемными по своему разнообразию возможностями, обогащающими творческий процесс. В этом направлении разрабатывается и применяется соответствующая методология: естественнонаучная, философская, психологическая, педагогическая, эстетическая, искусствоведческая. Нам видится огромный потенциал педагогики и психологии в оснащении всех заинтересованных научных направлений относительно понимания содержательного компонента художественного творчества в социально-культурной деятельности, самообразовании и самовоспитании человека, творца себя и окружающей культуры. В данном контексте мы можем конкретизировать и сформировать перспективные линии действенных и возможных моделей творчества в процессе самоподготовки развивающейся личности к освоению художественного пространства социально-культурной деятельности.

Психодидактика художественного творчества в социально-культурной деятельности призвана исследовать, моделировать и формировать развивающие возможности художественного творчества в различных социально-культурных условиях, способствующих самообразованию, реализации личностно-ценностной направленности человека.

Результаты решения исследовательских задач художественной деятельности неотъемлемы от процесса подготовки и самоподготовки человека к социально-культурной деятельности. Они становятся содержанием как объективированных результатов этих видов деятельности, так и их сущностью. В процесс самоподготовки включаются сложные, трудноуловимые компетенции, способствующие созданию и воссозданию социальных, культурных и художественных ценностей, начиная от разнообразных условий, причин возникновения и формирования замысла, возможных его трансформаций, особенностей личности организатора социально-культурного пространства, художника. Многообразный спектр и заканчивается компетенциями, определяющими категории оценки результата социокультурного художественного творчества. Процесс овладения компетенциями в творчестве вызывает интерес дальнейшего постижения собственно художественного замысла и активизацию перспективы самоподготовительной деятельности личности. Здесь возникает необходимость выявления не только психологического содержания самого произведения, но и материализованных результатов художественной мысли интерпретатора. Педагогические исследования анализируют объективные данные востребованных творчеством знаниевых компонентов: оценочные суждения участников социально-культурной деятельности, художников о своём творчестве, о подготовительных материалах, репетициях, эскизах, этюдах, черновиках и подходах к произведениям, технологиях решений исполнительских задач; свидетельства экспертов, очевидцев, критиков и, разумеется, результаты исследовательских показателей, содержания экспериментов.

Для нас возникает необходимость выявить не только механизмы сознания, управляющего художественной деятельностью, но и факторы воздействия художественного творчества на человека. Последнее особенно важно для построения полноценного социально-культурного процесса в искусстве, для подготовки и самоподготовки как художника, так и потребителя. Здесь мы имеем дело не только с творцом, который создает и преобразуется, но и со слушателями, зрителями, огромным и разнообразным спектром восприятия, переработки, запоминания и воспроизведения художественной информации в социально-культурной деятельности.

Овладение социально-культурным пространством и художественным творчеством не может замыкаться на каком-то ремесленническом или потребительском уровне. Сложность художественной и социально-культурной деятельности должна быть представлена во всем структурном разнообразии: в макро-, мезо- и микроструктурном смысловых содержаниях. Такой подход помогает сформировать опору на принцип открытости  -  весьма важный для трудных социальных обстоятельств  профессиональной художественной деятельности. При этом особая важность структурного разнообразия для художественной деятельности выражается в том, что решения исследуемой проблемы в произведении искусства, исполнительском, творческом процессе никогда не бывают исчерпывающими. В художественном содержании всегда остаются грани, требующие нового осмысления и разрешения противоречий. В связи с этим художник, как и организатор, всегда психолог, педагог, создатель, исполнитель, который разрешает проблемы. Он постоянно исследует содержание, замысел, а по сути загадки художественного творения. И мастером становится человек, который такую многообразную деятельность познаёт с радостью, работает с любовью, вкусом и вдохновением. По сути, происходит самообразование личности, движение к гениальности посредством внутреннего творчества. Такое самотворчество неотъемлемо и присуще человеческой природе. Оно заложено в его задатках и легко раскрывается в творчестве ребёнка в проявлениях его памяти, воображения, непосредственной реакции впечатлений.

Отходя от художественного творчества, не воссоздавая его содержания со всей откровенностью и самоотдачей, человек теряет стремление к проникновению, восприятию, воспроизведению, запоминанию, перевоплощению в художественном пространстве социально-культурной деятельности. Даже при нахождении в активном творческом пространстве, активизация собственного творческого процесса может стать для человека лишь технологической обязанностью.

Именно художественное творчество, искусство обогащает социально-культурное пространство, создает плацдарм для собственной творческой деятельности. Однако освоение любого художественного пространства требует соответствующего образования, воспитания и самовоспитания личности, оно требует активизации интереса. Именно социокультурное пространство способно создать мотивационные условия для творчества самоподготовки к нему. Основную трудность художественного творчества для индивидуальности составляют проблемы психологической самоподготовки к восприятию, переработке, запоминанию и воспроизведению художественной информации [5]. Социокультурные технологии способны активизировать в условиях социума динамику индивидуальной психики на художественно-творческие познания и, далее, на процесс самообразования. К примеру, исследователи, деятели искусства и педагоги подчеркивают, что работа над технической стороной создания продуктов творчества должна быть подчинена общей идее произведения. Иногда даже нахождение способа преодоления технических сложностей в искусстве зависит от понимания замысла его создателя. Этим, например, объясняется наиболее убедительное исполнение своих произведений композитором, который понимает содержание своей музыки «изнутри». В зоне особой трудности оказывается участник художественного пространства социокультурной деятельности. Он, как исполнитель или композитор, писатель или артист, воссоздающий свой вариант интерпретации, должен стать творцом. Соответственно, социокультурный процесс должен активизировать интерес художественного пространства. При этом его образовательно-воспитательный и культурный уровень по общим показателям выходит на оптимальный уровень для участников. Любые несоответствия снижают мотивацию к художественному творчеству, а вслед за тем и к социально-культурной деятельности. Негативные процессы можно наблюдать на тонких элементах природы человека, его особо выразительных чертах. К примеру, артистизм исполнителя, его профессионализм и соответствие авторскому замыслу проверяются адекватностью восприятия слушателя, его ощущений, которые воспитываются весьма схоже с процессом образования артиста, исполнителя, автора. Они приобретаются творческим трудом обретения чувств восприятия, самоподготовки к восприятию, переработке, запоминанию и воспроизведению художественной информации [5].

Каждый участник художественного пространства социально-культурной деятельности призван стать интерпретатором при воссоздании естественных авторских чувств, творческой деятельности исполнителя произведения художественного творчества, вариантов его интонирования. Такая возможность достигается при самоподготовке, в процессе многовариантных поисков, проб, сравнений, аналитической исследовательской работы художника.

Художник, как и слушатель, участник социально-культурного пространства формирует волю и содержание психики к творческому импульсу, к его реализации по дидактическим принципам. Процесс созревания замысла - длительная внутренняя работа по переводу внемузыкальных идей в музыкальные. У простого слушателя происходит обратный процесс. Далее формируются средства такого перевода, психический, психофизический, физический инструментарий по приданию им законченной формы. Для исполнителя, в продолжение работы композитора, процесс реализации композиторской идеи ознаменовывается озвучиванием произведения. И процесс самоподготовки музыканта на каждом этапе насыщается важными содержательными средствами, способными наиболее полно раскрыть замысел композитора. Схожими являются средства адаптации слушателя. Для участника социокультурного процесса, как и для художника, важна постоянная работа над произведением и сущностью воплощенной идеи. Это психодидактическая самоподготовка в плане развития и коррекции первоначального замысла, поскольку мировоззрение художника, как и любого человека, меняется в течение его жизни. Музыканту, равно как и слушателю, в своём восприятии просто невозможно реализовать все богатство творческих замыслов, отсюда множество трактовок при последующих исполнениях. Исполнитель на эстраде, в творческой атмосфере концерта, рождает новые образы, которые не могли родиться во время репетиции [1]. И это происходит тоже в результате его психодидактической самоподготовки.

Деятельность исполнителя направлена на наиболее полное раскрытие замысла композитора, создание художественного образа, но в то же время интерпретация произведения тесно связана с внутренним миром исполнителя, его мировоззрением, мыслями, чувствами. Такое многообразие не может вместиться в рамки общепринятого образовательно-воспитательного процесса. Только многоуровневая и многосторонняя психодидактическая самоподготовка, саморазвитие способны вывести художника и слушателя на оптимальный уровень.

Любой субъект художественного творчества самостоятельно переводит доступную ему информацию в известное для него самого словесно-символическое обозначение. Одновременно формируется психическое чувство, которое в свою очередь необходимо переформатировать в психофизическую модальность и соответственное замыслу воспроизведение для аудитории посредством овладения инструментарием. Для художника в состав инструментария входит целый ряд малозависяших от него предметов, явлений, состояний органов чувств аудитории, акустических, временных, цветовых, дизайнерских и прочих соотношений. К примеру, для музыканта огромное значение имеет временной фактор, в рамках которого протекает данное музыкальное произведение. Это лишь один из огромного спектра параметров, которые каждый раз являются чрезвычайно ответственным творческим актом исполнителя, потому что здесь легко вместо цельной музыкальной формы создать нечто «растрепанное, разорванное, не соответствующее намерениям автора и не удовлетворяющее слушателя» [2].

Средства художественного творчества чрезвычайно опосредованы относительно возможностей передачи чувств, образов, красок, эмоций, интонаций, динамики, темпов и т.п. Так, в силу условности нотных обозначений точное исполнение текста не приводит к художественному исполнению, хотя и является предпосылкой к нему. Исполнитель, прежде всего, должен разгадать всю глубину содержащейся в произведении мысли, его внутреннее содержание, его строй, внутреннюю закономерность. Чем глубже и проникновеннее прочтен замысел композитора в нотном тексте, тем исполнение богаче и содержательнее. Значительность музыкальных идей, которые в своей игре передает исполнитель, зависит от тщательности прочтения и внимания к нотному тексту. Поэтому не производит художественного впечатления исполнение произведения на эстраде с целью демонстрации виртуозных технических приемов. Часто приходится слышать высказывания искушенного слушателя: «При всем моем уважении к техническому совершенству, когда я слышу игру некоторых исполнителей, мне всегда хочется, чтобы он технически играл немного хуже, потому что техническое мастерство у них переходит из количества в качество» [1]. Таким образом, мы можем говорить о том, что самый высокий уровень подготовки в своем содержании может не достичь должного и увести художника к стилистически неточному исполнению.

Поэтому и авторские указания исполнения не могут быть приняты как директивные, а должны быть использованы для раскрытия основной идеи произведения, реконструированы в процессе самоподготовки. Необходима психодидактическая коррекция относительно стиля, эпохи, формы и многих других параметров исполнения. Потому что «часто тщательно выставленные композитором оттенки исполнения, акценты, усиления и ослабления звука, изменения темпа выдают скорее недосказанные стороны замысла, чем позитивную характеристику звучания. Сколько у композиторов таких указаний, которые музыкант должен выполнить не столько в реальном звучании, но обращаясь в тончайших намеках к фантазии и воображению слушателя» [1].

Каждое художественное произведение можно интерпретировать, подходя к нему с разных точек зрения, возможны различные трактовки. Поэтому, конечно, необходимо исполнять авторские указания и оттенки. Но они должны преломиться в индивидуальном сознании, в процессе самоподготовки исполнителя. Каждый оттенок должен стать неотъемлемой частью данной, органически единой интерпретации. Авторское указание не должно превратиться в чуждый импульс.

Несмотря на стремление исполнителей наиболее полно раскрыть авторский замысел, «всякая интерпретация раскрывает в первую очередь индивидуальность интерпретатора». Потому что «каков человек - таковы и его дела. И не нужно специально заботиться о том, чтобы ваша индивидуальность проявилась - это неминуемо. Поэтому надо работать не над ноктюрном Шопена, а над самим собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека. Нельзя думать, что человек, будучи ничтожеством, может хорошо играть Бетховена, что он может «глаголом жечь сердца людей». Ничего из этого получиться не может. Музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительности автора» [6].

Г. Нейгауз писал, что когда какой-то студент или пианист играет сонату Бетховена, он видит, слышит, какие картины этот студент видел, какие книги прочел. Богатство внутреннего мира личности исполнителя позволяет ему находить наиболее глубокие и тонкие оттенки авторского замысла. Однако не менее важно, чтобы музыка находила внутренний отклик у исполнителя, чтобы он был захвачен ею. Только тогда в музыке будет «петь его душа», а произведение не останется тем же в различные периоды его жизни. Оно будет жить вместе с интерпретатором, загораясь новым жизненным содержанием, входя в соприкосновение с чувствами, думами и переживаниями исполнителя. Каждый значительный момент в жизни артиста оставит свою печать на исполнении [3]. «Выдающийся артист-исполнитель встает перед слушателем как значительная, многосторонне одаренная, цельная индивидуальность, с темпераментной волей, богатым внутренним миром и тем особым мастерством раскрытия музыкальной формы, которое можно назвать даром художественного предвидения» [7].

Таким образом, анализ социально-культурной, искусствоведческой, мемуарной литературы, педагогических заметок художников и исполнителей позволяет сделать вывод о том, что в оценке природы художественно-творческой деятельности все авторы сходятся в основном - в признании необходимости глубины анализа произведения, раскрытия художественного замысла и духовного богатства личности интерпретатора. Социально-культурное пространство имеет огромные перспективы исследования [4] психодидактических факторов художественного творчества [5]. Их практическое наполнение основывается на реальной потребности человека.

Литература

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 320 с.
  2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. : Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2008. 532 с.
  3. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд. 5-е. М. : Музыка, 1988. 240 с.
  4. Серегин Н. В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности. Барнаул : Изд-во Алтайс. гос. акад. культуры и искусств, 2008. 237 с.
  5. Серегин Н. В. Психодидактика музыкальной деятельности. Барнаул : Изд-во Алтайс.. гос. акад. культуры и искусств, 2014. 180 с.
  6. Стравинский И. Хроника моей жизни / пер. с фр. Л. В. Яковлевой-Шапориной ; ст. и общ. ред. В. М. Богданова-Березовского. Л. : Музгиз, 1963. 276 с.
  7. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М. : Музыка, 1969. 599 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно – творческая деятельность как средство социально-культурного развития детей

В статье рассматривается художественно - творческая деятельность как средство социально - культурного развития детей...

Выступление на МО воспитателей Тема: «Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества»

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными...

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....

Организация проектной деятельности через освоение социокультурного пространства Калининского района

Организация проектной деятельности через освоениесоциокультурного пространства Калининского района. Медведева Ирина Анатольевна,педагог доп.образованияГБОУ СОШ № 96Калининского района Санкт-Петер...