Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…» 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…»
Тип урока: Постановка учебной задачи. Комбинированный урок с использованием личностно-ориентированных технологий /встречных
усилий/,ИКТ-технологии и технологии развития критического мышления.
Учитель: Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань
Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература: Учебник для 5 класса в двух частях
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.
Цель урока: формирование внутренней мотивации (удовольствие от деятельности) к изучению нового материала.
Задачи: а) обучающая: систематизация материала по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»; обучение анализу произведения через
эпиграф;
б) развивающая: формирование навыков анализа, синтеза, обобщения через исследовательскую деятельность;
в) воспитывающая: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания
строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к родителям.
Образовательные ресурсы: электронная презентация «Приемы мотивации на уроках литературы»; справочник афоризмов.
Методы обучения: деятельностный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы организации взаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная
Основные понятия: притча, сказка, легенда, сюжет, композиция, идея, греховность, жертвенность, покаяние, добро, милосердие, эгоизм,
черствость, гордыня, зло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 25.3 КБ |
master-klass.ppt | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…»
Тип урока: Постановка учебной задачи. Комбинированный урок с использованием личностно-ориентированных технологий /встречных
усилий/,ИКТ-технологии и технологии развития критического мышления.
Учитель: Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань
Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература: Учебник для 5 класса в двух частях
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.
Цель урока: формирование внутренней мотивации (удовольствие от деятельности) к изучению нового материала.
Задачи: а) обучающая: систематизация материала по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»; обучение анализу произведения через
эпиграф;
б) развивающая: формирование навыков анализа, синтеза, обобщения через исследовательскую деятельность;
в) воспитывающая: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания
строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к родителям.
Образовательные ресурсы: электронная презентация «Приемы мотивации на уроках литературы»; справочник афоризмов.
Методы обучения: деятельностный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы организации взаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная
Основные понятия: притча, сказка, легенда, сюжет, композиция, идея, греховность, жертвенность, покаяние, добро, милосердие, эгоизм,
черствость, гордыня, зло.
Основные этапы организации учебной деятельности /приемы/ | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностные УУД | Формы организации взаимодействия | ||||
#1054;рганизационно-психологический настрой «Погружение в тему» | Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности Создание проблемной ситуации и ситуации «затруднения». Фиксация новой учебной задачи. | Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность; обращается за помощью к детям в формулировании целей и задач урока; организует погружение в проблему с помощью вопросов создания ситуации затруднения:Ваша активная работа на уроке поможет мне более точно сформулировать тему урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу, посмотрим, насколько вы были точны.Прочитайте высказывание А.П. Чехова, которое является эпиграфом к уроку. Напомню: эпиграф поясняет замысел, идею, главную мысль содержания текста. Как вы понимаете эту фразу?.Скажите: все ли прекрасно в главном герое сказки?Почему автор не наделил своего героя именем? | Целеполагание.Читают высказывание А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли». Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Осмысливают эпиграф к уроку, уточняют лексическое значение, высказывают предположения по постановке учителем целей и задач, слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Предлагают варианты формулирования темы урока. | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.Самоопределение. Смыслообразование | Фронтальная | |
2. Контрольно- подготовительный «Согласен - не согласен». Выбор. Взаимодействие». Совместное исследование проблемы. | Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Прогнозирование степени усвоения пройденного материала. | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение по вопросам, создает ситуацию успеха и реабилитации каждого в группах через фразу «Я уверена, что все вы прочитали произведение Уайльда». Вопросы: - Задумались ли вы над тем, что такое звезда?В каком случае мы говорим о человеке как о звезде?Что имел в виду Уайльд, дав такое название сказке? | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Расширяют представление о жанровой специфике легенды, сказки, притчи. Обобщают полученную информацию о взаимосвязи литературы и искусства. Ведут диалог с автором. | Делятся впечатлениями о прочитанной сказке. Отвечают на вопросы учителя. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексию своих действий; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество. Создают ассоциативный ряд к слову «звезда» (сияние, неотразимость) | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Сопоставляют, сравнивают, соотносят с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Находят сходство. | Происходит «реабилитация» слабоуспевающих учащихся, так как каждый в группе осознает свою значимость, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой. | Групповая | |
3. Создание ситуации вызова. Постановка учебной цели. «Цель и цели» /Вызов. Обращение за помощью/. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Мотивация на осознанное участие в деятельности. Формирование реальной субъективной позиции каждого ученика. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.формирует реальную субъективную позицию каждого ученика, создает ситуацию преодоления,ставя вопросы: - Готовясь к уроку, вы выполняли задания, требующие определенных усилий. Это были ваши исследования. Какие учебные цели, важные для вас лично, вам удалось реализовать? В каком жанре оно выдержано. Я выдвигаю три предположения: легенда, притча, сказка. С чем согласны и что отвергаете? - Что объединяет эти жанры? - Вспомните легенду о юноше Нарциссе. Согласны ли вы с тем, что в поведении мальчика-звезды и Нарцисса есть общее? - Вспомните притчу о блудном сыне, соотнесите с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая мысль объединяет их? | Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Фиксируют в графические модели и в буквенной форме выделенные связи и отношения. | Пересказывают легенду о юноше Нарциссе, притчу о блудном сыне. Воспринимают ответы обучающихся, высказывают собственное мнение. На основе ответов фиксируют обобщения в виде опорного конспекта «Жанровые особенности сказки». | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Прогнозируют результаты уровня усвоения материала. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; осознают личную ответственность за принятие и освоение социальной роли ученика. | Фронтальная Индивидуальная | |
4. Сотворчество. Конструирование нового способа действия. /Театрализация Исследование/ | Реабилитация детей, не способных к учению. Построение ориентированной основы нового способа действия.Социализация материала урока. Формирование информационного запроса. Реализация созданной мотивации в собственный опыт ученика. | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Организует учебное исследование для выделения понятия. Создает условия для сценического исполнения важных эпизодов сказки «Мальчик-звезда». Создает проблемные ситуации, ставя вопросы: - Обратимся к тексту. Какой эпизод, на ваш взгляд, является центральным? -Проинсценируйте или прочитайте в лицах. -Определите главную мысль. - Назовите глаголы действия мальчика-звезды, характеризующие его с положительной стороны (возрождение души). Какое состояние героя они характеризуют? /Покаяние/. (Не отринь меня, одари любовью, простер руки, зарыдал). - Окажись вы рядом с ним, какой вопрос хотели бы задать? - Приходилось ли вам в чем-то каяться? Каково при этом было состояние души? - Как изменилось поведение мальчика-звезды после покаяния и прощения? Подтвердите текстом. - Подберите к ключевым словам антонимы, характеризующие героя с отрицательной стороны: жертвенность, покаяние, добро, милосердие. (Эгоизм, гордыня, зло). | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Подбирают костюмы для выступления в соответствии с эпохой, распределяют роли. Осуществляют поиск необходимой информации. Используют общие приемы решения задач, ориентируются в разнообразии способов их решения. Читают эпизод покаяния. Осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме «Я тоже грешен». Инсценирование, чтение в лицах эпизодов встречи мальчика с матерью, покаяние в черствости. Анализируют лексику сказки; подбирают антонимы к ключевым словам: жертвенность милосердие покаяние добро | Участвуют в обсуждении содержания материала, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаются за помощью в подготовке заданий; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество в определении главной мысли. | Высказывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за выполнение опережающего задания. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к творческому заданию, выражают положительное отношение к процессу исследования, адекватно понимают причины успешности или неуспешности деятельности. | Индивидуальная Групповая | |
5. Возврат к началу урока. /Сравнение. Сопоставление. Консультация/. Переход к этапу контроля частных задач. | Диагностика результата деятельности. Создание основы для мотивации на следующем уроке. | Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи: -Как вы понимаете последние строки сказки? Что вы почувствовали в них? Как автор выразил свое отношение к герою? К какому выводу ведет нас писатель?Что за «болезнь» привела героя к ранней смерти? (Муки совести). Каким же должен быть человек? - Сформулируйте тему нашего урока. Корректирует тему урока. Записывает на доске. Домашнее задание. Консультация. /Дифференциация/. А) Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Согласен ли ты с афоризмом А.П. Чехова»? «Роль покаяния, прощения в жизни героя. Б) Составить карту скитаний мальчика-звезды. В) Мальчик-звезда у нас в гостях. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Формулируют тему урока. Исследуют «подтекст». | Учатся формулировать собственное мнение по теме урока и позицию. | Осуществляют самоконтроль. Самостоятельно формулируют тему и цели урока, конкретизируют предположения, выдвинутые в начале урока. Сравнивают, обобщают. | Проявляют самостоятельность и личную ответственность. Понимают значение знаний для человека и принимают его. | Фронтальная Индивидуальная | |
6. Самостоятельная работа. «Кластер» | Первичный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль за правильностью выполнения способа действия. | Организует дифференцированную коррекционную работу, дает возможность выбора в выполнении творческого задания- создание кластеров: «Коллективный портрет группы» (положительное, отрицательное, необходимо воспитать), «Портрет мальчика-звезды» (лицо, одежда, душа) Создает условия для контрольно-оценивающей деятельности. | Выполняют коллективную работу, анализируют, письменно группируют в отдельные блоки идеи, создают опорный сигнал по теме, контролируют и оценивают результат своей деятельности. | Строят рассуждения и обобщают полученную на уроке информацию. Анализируют продукт коллективного творчества (кластер «Коллективный портрет группы» (положительное, отрицательное, необходимо воспитать), «Портрет мальчика-звезды» (лицо, одежда, душа) | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности. | Определяют внутреннюю позицию. Умеют выделить нравственный аспект поведения героя и соотносить с собственными поступками. | ||
7. Рефлексия. Применение общего способа действия для решения частных задач. /Оценка. Самооценка/. | Коррекция отработки способа. Создание мотивации на перспективу. | Отмечает степень вовлеченности учащихся - Я доверяю экспертам оценить реальные достижения каждого в группе. - Поделитесь своими мыслями. Какие задачи выполнили? Над чем еще предстоит работать? Спасибо за сотрудничество! | Применяют новый способ синтеза. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Рефлексия своих действий. Акцентируют внимание на задачах, поставленных в начале урока, их выполнении, дальнейшей работе по анализу произведений на основе эпиграфа. | Прогнозируют результаты уровня усвоения материала. | Понимают значение знаний для человека. Получило развитие желание строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к родителям. | Фронтальная |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся анализировать произведение через эпиграф Получат возможность научитьсяработать с текстом сказки; находить центральные эпизоды, содержащие главную мысль; проводить сравнение, сопоставление; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, тему урока на основе выявленных в ходе совместной деятельности нравственных проблем; создают опорные сигналы по теории литературы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивают правильность выполнения действия, реализуют личностную образовательную траекторию. | Проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству и решению моральных дилемм, готовность следовать в поведении нравственным устоям. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок внеклассного чтения. 5 класс
Первый этап погружение в тему
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов
Второй этап. Контрольно-подготовительный Беседа Рассказ учащихся легенды о юноше Нарциссе Постановка проблемы Рассказ учащимися притчи о блудном сыне Беседа по картине Рембрандта « «Возвращение блудного сына» "Согласен - не согласен"
«Возвращение блудного сына»
Третий этап. Цель и цели
Четвертый этап. сотворчество. Театрализация. Исследование. Лексическая зарядка (подобрать антонимы к ключевым словам) « Кластер»
От греха к покаянию Не отринь (меня) Одари(любовью) Простёр (руки) Зарыдал
Антонимы Жертвенность - Добро - Милосердие - Покаяние -
Антонимы Жертвенность - эгоизм Добро - зло Милосердие - черствость Покаяние - гордыня
Кластер « Мальчик – звезда» «Мальчик- звезда» лицо одежда душа
Кластер «Я» Я ( черты характера) положительные отрицательные Что воспитываю в себе
Пятый этап. Возвращение к началу
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов
Тема урока «От греха к покаянию». «Роль покаяния в жизни героя». В человеке всё должно быть прекрасно!»
Домашнее задание Сочинение по теме « Согласны ли вы с афоризмом А.П.Чехова?» «Роль покаяния, прощения в жизни человека». Составить карту-схему скитаний мальчика-звезды. Прочитать и проанализировать любое произведение Уайльда.
Шестой этап. Осмысление результатов, оценивание ответов. Какие цели и задачи нам удалось реализовать? рефлексия
ученик учитель III этап Создание ситуации вызова. Постановка учебной цели I этап. Введение. Организационно-психологический настрой. VI этап Рефлексия. IV этап Сотворчество. V этап Возврат к началу урока. II этап. Контрольно-подготовительный ( на основе изученного) Модель урока ( создание внутренней мотивации ) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».
Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...
Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"
Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"
Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»
Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...
В человеке все должно быть прекрасно… по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».
Цели урока:1. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира.2. Показат...