Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…» 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Петлина Вера Александровна

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2

 

Предмет:      литература

Класс:           5

Тема урока: Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…»       

Тип урока:  Постановка учебной задачи. Комбинированный урок с использованием личностно-ориентированных технологий /встречных

                       усилий/,ИКТ-технологии и технологии развития критического мышления.

Учитель:     Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань

Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,  В.И.Коровин. Литература: Учебник для 5 класса в двух частях 

                      общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.

Цель урока: формирование внутренней мотивации (удовольствие от деятельности) к изучению нового материала.

Задачи:        а) обучающая: систематизация материала по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»; обучение анализу произведения через

                      эпиграф;

                      б) развивающая: формирование навыков анализа, синтеза, обобщения через исследовательскую деятельность;

                      в) воспитывающая: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания

                     строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к родителям.

Образовательные ресурсы: электронная презентация «Приемы мотивации на уроках литературы»; справочник афоризмов.

Методы обучения: деятельностный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы организации взаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия: притча, сказка, легенда, сюжет, композиция, идея, греховность, жертвенность, покаяние, добро, милосердие, эгоизм,

                     черствость, гордыня, зло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.3 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt355 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…»

Тип урока: Постановка учебной задачи. Комбинированный урок с использованием личностно-ориентированных технологий /встречных

усилий/,ИКТ-технологии и технологии развития критического мышления.

Учитель: Петлина Вера Александровна, ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрань

Базовый учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература: Учебник для 5 класса в двух частях

общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.

Цель урока: формирование внутренней мотивации (удовольствие от деятельности) к изучению нового материала.

Задачи: а) обучающая: систематизация материала по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»; обучение анализу произведения через

эпиграф;

б) развивающая: формирование навыков анализа, синтеза, обобщения через исследовательскую деятельность;

в) воспитывающая: привлечение внимания учащихся к проблемам нравственности в семейном воспитании; развитие желания

строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к родителям.

Образовательные ресурсы: электронная презентация «Приемы мотивации на уроках литературы»; справочник афоризмов.

Методы обучения: деятельностный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы организации взаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия: притча, сказка, легенда, сюжет, композиция, идея, греховность, жертвенность, покаяние, добро, милосердие, эгоизм,

черствость, гордыня, зло.

Основные этапы организации учебной деятельности

/приемы/

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностные УУД

Формы организации взаимодействия

#1054;рганизационно-психологический настрой

«Погружение в тему»

Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности Создание проблемной ситуации и ситуации «затруднения». Фиксация новой учебной задачи.

Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность; обращается за помощью к детям в формулировании целей и задач урока;

организует погружение в проблему с помощью вопросов создания ситуации затруднения:Ваша активная работа на уроке поможет мне более точно сформулировать тему урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу, посмотрим, насколько вы были точны.Прочитайте высказывание А.П. Чехова, которое является эпиграфом к уроку. Напомню: эпиграф поясняет замысел, идею, главную мысль содержания текста. Как вы понимаете эту фразу?.Скажите: все ли прекрасно в главном герое сказки?Почему автор не наделил своего героя именем?

Целеполагание.Читают высказывание А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли». Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Осмысливают эпиграф к уроку, уточняют лексическое значение, высказывают предположения по постановке учителем целей и задач, слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Предлагают варианты формулирования темы урока.

Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.Самоопределение.

Смыслообразование

Фронтальная

2. Контрольно- подготовительный «Согласен - не согласен». Выбор. Взаимодействие». Совместное исследование проблемы.

Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Прогнозирование степени усвоения пройденного материала.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение по вопросам, создает ситуацию успеха и реабилитации каждого в группах через фразу «Я уверена, что все вы прочитали произведение Уайльда». Вопросы: - Задумались ли вы над тем, что такое звезда?В каком случае мы говорим о человеке как о звезде?Что имел в виду Уайльд, дав такое название сказке?

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Расширяют представление о жанровой специфике легенды, сказки, притчи. Обобщают полученную информацию о взаимосвязи литературы и искусства.

Ведут диалог с автором.

Делятся впечатлениями о прочитанной сказке. Отвечают на вопросы учителя. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексию своих действий; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество. Создают ассоциативный ряд к слову «звезда» (сияние, неотразимость)

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Сопоставляют, сравнивают, соотносят с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Находят сходство.

Происходит «реабилитация» слабоуспевающих учащихся, так как каждый в группе осознает свою значимость, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.

Групповая

3. Создание ситуации вызова. Постановка учебной цели. «Цель и цели» /Вызов. Обращение за помощью/.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Мотивация на осознанное участие в деятельности. Формирование реальной субъективной позиции каждого ученика.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.формирует реальную субъективную позицию каждого ученика, создает ситуацию преодоления,ставя вопросы:

- Готовясь к уроку, вы выполняли задания, требующие определенных усилий. Это были ваши исследования. Какие учебные цели, важные для вас лично, вам удалось реализовать? В каком жанре оно выдержано. Я выдвигаю три предположения: легенда, притча, сказка. С чем согласны и что отвергаете? - Что объединяет эти жанры?

- Вспомните легенду о юноше Нарциссе. Согласны ли вы с тем, что в поведении мальчика-звезды и Нарцисса есть общее? - Вспомните притчу о блудном сыне, соотнесите с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая мысль объединяет их?

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Фиксируют в графические модели и в буквенной форме выделенные связи и отношения.

Пересказывают легенду о юноше Нарциссе, притчу о блудном сыне. Воспринимают ответы обучающихся, высказывают собственное мнение. На основе ответов фиксируют обобщения в виде опорного конспекта «Жанровые особенности сказки».

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Прогнозируют результаты уровня усвоения материала.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; осознают личную ответственность за принятие и освоение социальной роли ученика.

Фронтальная

Индивидуальная

4. Сотворчество. Конструирование нового способа действия.

/Театрализация

Исследование/

Реабилитация детей, не способных к учению.

Построение ориентированной основы нового способа действия.Социализация материала урока. Формирование информационного запроса.

Реализация созданной мотивации в собственный опыт ученика.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Организует учебное исследование для выделения понятия. Создает условия для сценического исполнения важных эпизодов сказки «Мальчик-звезда». Создает проблемные ситуации, ставя вопросы:

- Обратимся к тексту. Какой эпизод, на ваш взгляд, является центральным? -Проинсценируйте или прочитайте в лицах. -Определите главную мысль. - Назовите глаголы действия мальчика-звезды, характеризующие его с положительной стороны (возрождение души). Какое состояние героя они характеризуют? /Покаяние/. (Не отринь меня, одари любовью, простер руки, зарыдал). - Окажись вы рядом с ним, какой вопрос хотели бы задать? - Приходилось ли вам в чем-то каяться? Каково при этом было состояние души? - Как изменилось поведение мальчика-звезды после покаяния и прощения? Подтвердите текстом. - Подберите к ключевым словам антонимы, характеризующие героя с отрицательной стороны: жертвенность, покаяние, добро, милосердие. (Эгоизм, гордыня, зло).

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Подбирают костюмы для выступления в соответствии с эпохой, распределяют роли. Осуществляют поиск необходимой информации. Используют общие приемы решения задач, ориентируются в разнообразии способов их решения. Читают эпизод покаяния. Осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме «Я тоже грешен». Инсценирование, чтение в лицах эпизодов встречи мальчика с матерью, покаяние в черствости. Анализируют лексику сказки; подбирают антонимы к ключевым словам: жертвенность милосердие покаяние добро

Участвуют в обсуждении содержания материала, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаются за помощью в подготовке заданий; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество в определении главной мысли.

Высказывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за выполнение опережающего задания. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к творческому заданию, выражают положительное отношение к процессу исследования, адекватно понимают причины успешности или неуспешности деятельности.

Индивидуальная

Групповая

5. Возврат к началу урока. /Сравнение. Сопоставление. Консультация/. Переход к этапу контроля частных задач.

Диагностика результата деятельности. Создание основы для мотивации на следующем уроке.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи:

-Как вы понимаете последние строки сказки? Что вы почувствовали в них? Как автор выразил свое отношение к герою? К какому выводу ведет нас писатель?Что за «болезнь» привела героя к ранней смерти? (Муки совести). Каким же должен быть человек? - Сформулируйте тему нашего урока. Корректирует тему урока. Записывает на доске.

Домашнее задание. Консультация. /Дифференциация/. А) Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Согласен ли ты с афоризмом А.П. Чехова»? «Роль покаяния, прощения в жизни героя. Б) Составить карту скитаний мальчика-звезды. В) Мальчик-звезда у нас в гостях.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Формулируют тему урока. Исследуют «подтекст».

Учатся формулировать собственное мнение по теме урока и позицию.

Осуществляют самоконтроль. Самостоятельно формулируют тему и цели урока, конкретизируют предположения, выдвинутые в начале урока. Сравнивают, обобщают.

Проявляют самостоятельность и личную ответственность. Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Фронтальная

Индивидуальная

6. Самостоятельная работа.

«Кластер»

Первичный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль за правильностью выполнения способа действия.

Организует дифференцированную коррекционную работу, дает возможность выбора в выполнении творческого задания- создание кластеров: «Коллективный портрет группы» (положительное, отрицательное, необходимо воспитать), «Портрет мальчика-звезды» (лицо, одежда, душа)

Создает условия для контрольно-оценивающей деятельности.

Выполняют коллективную работу, анализируют, письменно группируют в отдельные блоки идеи, создают опорный сигнал по теме, контролируют и оценивают результат своей деятельности.

Строят рассуждения и обобщают полученную на уроке информацию. Анализируют продукт коллективного творчества (кластер «Коллективный портрет группы» (положительное, отрицательное, необходимо воспитать), «Портрет мальчика-звезды» (лицо, одежда, душа)

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности.

Определяют внутреннюю позицию. Умеют выделить нравственный аспект поведения героя и соотносить с собственными поступками.

7. Рефлексия. Применение общего способа действия для решения частных задач. /Оценка. Самооценка/.

Коррекция отработки способа.

Создание мотивации на перспективу.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Я доверяю экспертам оценить реальные достижения каждого в группе.

- Поделитесь своими мыслями. Какие задачи выполнили? Над чем еще предстоит работать? Спасибо за сотрудничество!

Применяют новый способ синтеза. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Рефлексия своих действий. Акцентируют внимание на задачах, поставленных в начале урока, их выполнении, дальнейшей работе по анализу произведений на основе эпиграфа.

Прогнозируют результаты уровня усвоения материала.

Понимают значение знаний для человека.

Получило развитие желание строить свои отношения с родителями на адаптивной основе; воспитание уважительного отношения к родителям.

Фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся анализировать произведение через эпиграф

Получат возможность научитьсяработать с текстом сказки; находить центральные эпизоды, содержащие главную мысль; проводить сравнение, сопоставление; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, тему урока на основе выявленных в ходе совместной деятельности нравственных проблем; создают опорные сигналы по теории литературы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценивают правильность выполнения действия, реализуют личностную образовательную траекторию.

Проявляют доброжелательность, готовность к сотрудничеству и решению моральных дилемм, готовность следовать в поведении нравственным устоям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

мастер - класс «Приёмы мотивации учения на уроке в деятельностной парадигме». Из опыта работы Петлиной Веры Александровны, учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №26 г. Сызрани Самарской области

Слайд 2

Урок внеклассного чтения. 5 класс

Слайд 3

Первый этап погружение в тему

Слайд 4

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов

Слайд 5

Второй этап. Контрольно-подготовительный Беседа Рассказ учащихся легенды о юноше Нарциссе Постановка проблемы Рассказ учащимися притчи о блудном сыне Беседа по картине Рембрандта « «Возвращение блудного сына» "Согласен - не согласен"

Слайд 6

«Возвращение блудного сына»

Слайд 7

Третий этап. Цель и цели

Слайд 8

Четвертый этап. сотворчество. Театрализация. Исследование. Лексическая зарядка (подобрать антонимы к ключевым словам) « Кластер»

Слайд 9

От греха к покаянию Не отринь (меня) Одари(любовью) Простёр (руки) Зарыдал

Слайд 10

Антонимы Жертвенность - Добро - Милосердие - Покаяние -

Слайд 11

Антонимы Жертвенность - эгоизм Добро - зло Милосердие - черствость Покаяние - гордыня

Слайд 12

Кластер « Мальчик – звезда» «Мальчик- звезда» лицо одежда душа

Слайд 13

Кластер «Я» Я ( черты характера) положительные отрицательные Что воспитываю в себе

Слайд 14

Пятый этап. Возвращение к началу

Слайд 15

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов

Слайд 16

Тема урока «От греха к покаянию». «Роль покаяния в жизни героя». В человеке всё должно быть прекрасно!»

Слайд 17

Домашнее задание Сочинение по теме « Согласны ли вы с афоризмом А.П.Чехова?» «Роль покаяния, прощения в жизни человека». Составить карту-схему скитаний мальчика-звезды. Прочитать и проанализировать любое произведение Уайльда.

Слайд 18

Шестой этап. Осмысление результатов, оценивание ответов. Какие цели и задачи нам удалось реализовать? рефлексия

Слайд 19

ученик учитель III этап Создание ситуации вызова. Постановка учебной цели I этап. Введение. Организационно-психологический настрой. VI этап Рефлексия. IV этап Сотворчество. V этап Возврат к началу урока. II этап. Контрольно-подготовительный ( на основе изученного) Модель урока ( создание внутренней мотивации ) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"

Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные сред...

В человеке все должно быть прекрасно… по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».

Цели урока:1.      Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира.2.      Показат...