Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_skazke_oskara_uaylda.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 5 классе по сказке
Оскара Уайльда «Мальчик – звезда».
Цели: 1. Изучение литературной сказки английского писателя, обучение навыкам анализа художественного произведения. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
2. Развитие речи учащихся через выборочные пересказы, развернутые ответы, инсценировки, участие в дискуссии, развитие мышления, развитие памяти и эмоциональной сферы.
3. Воспитание доброты, внимательного отношения к матери, уважительного отношения к чужому мнению, поощрение творчества.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Постановка целей урока.
- Ребята, сегодня мы с вами попробуем разобраться возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки; продолжим развивать умения анализировать прочитанное произведение.
Отгадать загадку:
Вечером цветут, утром вянут, днем спят, ночью пробуждаются.
( звезды).
- Беседа.
- У вас у каждого на столе лежат звезды. Это была первая загадка. Их сегодня на уроке будет много. Ведь в каждом произведении литературы немало загадок, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всего сможет тот, кто внимательно следит за подсказками автора. Одной из таких подсказок часто бывает название произведения.
Итак, запишем тему урока в тетрадь.
- Ребята. А что вы представляете себе, когда слышите слово звезда?
( звезда эстрады, путеводная звезда, кремлевские звезды, звезды- другие миры Галактики, падающая звезда- исполнение желаний).
- Таким образом, слово звезда напоминает о неземной красоте. Это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое. Что может нести людям такая красота?
( свет, вести за собой, может быть путеводной, может быть образцом красоты).
- Чем удивляют первые страницы сказки? В какой мир нас погружают?
( мир лютого холода, царящего в красивом, нарядном, зимнем лесу. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием, отчужденностью).
- Согласны ли вы, что очутились в мире зла? Зачитать стр. 33- 34.
( нет, в морозном лесу добрые чувства заморожены не у всех. Рогатые совы даже восхищаются такой погодой , маленькие горлинки считают своим долгом придерживаться красивого романтического взгляда на мир, шепча, что эта земля готовиться к свадьбе; белочки и кролики прячутся в свои жилища и греют друг друга; дятел относиться ко всему философски; коноплянки жалеют старушку зиму; один лишь волк злиться, да и то на правительство)
- Таким образом найденный в студеном лесу мальчик может оказаться как дитя зла, так и дитя добра. Путь к нему лесорубам указала падающая звезда. Пока мы не знаем, какой жизненный путь уготован мальчику, но дважды возникает спор о его судьбе.
Как вы думаете почему? Отчего взрослым трудно приютить чужое дитя?
(они чувствуют ответственность за его судьбу, и они бедны, поэтому сомневаются, смогут ли прокормить и воспитать дитя, явно более богатые, чем они.)
- Лишь один из лесорубов решается взять ребёнка с собой. Почему?
Как отнеслась жена лесоруба к появлению ещё одного ребёнка? Почему она отказывалась принять его?
(эта женщина оказалась очень чутким и ответственным человеком. Она почувствовала, что если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдёт счастье. Ведь , по словам лесоруба, « в доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»).
- И так в какую семью попадает мальчик?
(добрую, трудолюбивую, заботливую, любящую)
- Каким должен был вырасти ребёнок в такой семье?
( добрым, похожим на родителей, понимающим)
- Проследим каким вырос наш герой?
(себялюбивым, гордым, жестокосердным, совершает отвратительные поступки: швыряет камнями в бедняков, издевается над животными, помыкает своими сверстниками.)
- А почему он вырос таким? Его правильно воспитывали?
- А что такое гордыня?
Гордыня считалась издавна одним из главных человеческих пороков. Человек, охваченный гордыней, ставящий себя выше других, в итоге был обречён на непонимание и полное одиночество.
Мальчику – звезде была дарована красота.
- Но как он воспользовался этим Божьим даром?
(он притягивал к себе людей, любил находиться в центре внимания)
- Он притягивал их , но согревал ли он людей? А как вы понимаете холодная красота?
- А почему же дети, с которыми он общался, становились «столь же жестокосердными»?
(зло имеет свойства заманивать в свои сети, очень часто прикрывает себя красивой маской, может распространяться , разрастаться как снежный ком. Вот почему так важно уметь распознать его)
- Работа с иллюстрациями. На доске выставка детских рисунков к этой сказке, это было домашнее задание (мальчик звезда любуется своим отражением, он был точно околдован своей красотой.)
- Пересказ легенды о Нарциссе (инд.зад.)
Люди, ставящие себя выше других всегда бывают наказаны. Давайте послушаем легенду о Нарциссе, который был наказан богиней Афродитой за то, что отвергал любовь других людей, влюбился в свое отражение и умер от одиночества.
- Зло совершил и мальчик- звезда – он отверг любовь своей матери. Посмотрим этот эпизод в исполнении ваших одноклассников.
6. Инсценировка эпизода от слов «Гляньте!..» до слов «Тогда женщина встала…»
- Давайте попробуем разобраться, почему он так поступил?
( она была нищенкой, бедно одетой).
- Ребята, а что такое мать? Всегда ли наши матери выглядят так, как мы хотели бы?
- Мы порой, к сожалению, помогаем рождению и развитию зла в человеке. Человек растет среди других людей и в общении с ними невольно воспитывает себя под их влиянием.
- Кто виноват в том, что мальчик- звезда таким вырос? Только ли его родители?
- Как вы думаете, повлияли ли сверстники мальчика- звезды на развитие в нем жестокости и себялюбия?
( да, он чувствовал поддержку сверстниками своих безжалостных поступков, никто всерьез его за жестокость не наказывал, даже не выражал неодобрения)
- Оказывается, равнодушие, невмешательство, молчание тоже могут порождать зло. Тем более, что злым ведь быть намного легче. Внешне зло очень привлекательно. Мстить легче, чем простить; прикрикнуть легче, чем промолчать. Выдержать и сказать спокойно. И повиноваться легче, чем противостоять жестокости..
- А может ли красота помочь в борьбе со злом? ( да, к мнению красивого человека прислушиваются быстрее, ему чаще всего подражают).
- Получается, что красота- это сокровище. Но распорядиться ею можно по- разному. Очень важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло, а не эгоизм, неблагодарность, зло и жестокость. Иначе красота разрушает сама себя и разрушает окружающий мир, перестает быть красотой. Так жизнь наказала мальчика – звезду.
7. Чтение от слов «Тогда женщина встала…» до слов «А на утро он встал…»
- Как теперь стали относиться к нему окружающие его люди?
- Почему птицы и звери отказываются ему помогать?
-Можно ли считать все случившееся с ним наказанием?
- Как он пытается вымолить у матери прощение? И о чем это говорит? ( раскаяние).
- С момента раскаяния мальчика- звезды и начала его скитаний сказка становится похожей на народные волшебные сказки.. Докажите это.
( герой отправляется в путь ,проходит через испытания, ему попадаются волшебные существа( колдун) , попадает в чужой мир ( волшебный лес, сад), помогает заяц, которому он спас жизнь, совершает доброе дело, которое говорит о том, что он стал другим; герой вознаграждается).
- Ребята. Эта сказка напоминает притчу. А что такое притча?
- Поучительная история. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, внешнее перерождение, то в сказке – притче важнейшей наградой , заслуженной страданиями становится духовное перерождение, а главным эпизодом – момент прощения героя матерью с отцом.
8. Давайте найдем этот эпизод сказки. Чтение от слов « И, сказав это, он отвернулся…» до слов «Вот твоя мать…».
- Но на этом сказка не заканчивается. Докажите, что мальчик- звезда стал красив не только внешне, но и внутренне ?
(начал совершать красивые поступки, стал милосерден, стал бережно обращаться с животными и птицами).
Чтение конца произведения.
- Почему он правил недолго?
( слишком тяжелые испытания выпали на его долю, все хорошее слишком недолговечно).
9. Итог урока.
- Итак, возможна ли истинная красота без доброты, без чувства ответственности за свои поступки?
- Ребята, у вас у каждого на столе лежат звезды. Напишите на одной из них, какие качества характера вы хотели бы изменить в себе. А на другой- какие качества хотите приобрести в результате работы над собой.
10. Домашнее задание. Пересказ любого эпизода сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
Открытый урок по литературе "Роль литературы в жизни человека" 8 класс
Урок готовит к написанию сочинения на ЕГЭ...
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...