В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Литературна сказка "Спящая царевна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_a_zhukovskiy_spyashchaya_tsarevna.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
Цели деятельности учителя: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, об отличиях народной и литературной сказок; ввести понятия «тема» и «поэтическая сказка»; ознакомить с произведением «Спящая царевна», идеей литературной сказки; показать роль композиции в понимании смысла произведения, сложность чувств и глубину личных переживаний в поэзии В. А. Жуковского; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки В. А. Жуковского, гуманистический пафос произведения; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Ознакомление со статьей в учебнике о творчестве В. А. Жуковского (с. 70–71).
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль», – так сказал А. С. Пушкин о В. А. Жуковском, которого считал своим учителем.
Музыкальность поэзии Жуковского поражала современников. Один из них так писал о его таланте: «Отличие от всех других поэтов – гармонический язык, так сказать, музыка языка, – навсегда запечатлело стихи Жуковского… Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом… То, в чем отличается Жуковский от всех других поэтов русских, – это музыкальность стиха его, певкость, … мелодическое выражение, сладкозвучие…»
Значение романтического творчества В. А. Жуковского в том, что он внес новые темы в русскую поэзию. Поэт буквально реконструировал старые жанры, стилистику произведений, нашел новые варианты соединения стихотворных размеров, обогатил поэзию новыми интонационными формами.
Обращение к народной культуре, обычаям, поверьям дает Жуковскому возможность выступить родоначальником народной темы в русской романтической поэзии. Благодаря знанию иностранных языков поэт смог заниматься переводами средневековых легенд, преданий Шотландии, Англии, Германии. Когда читаешь произведения поэта, понимаешь, что народная нравственность основана на общих духовных принципах.
Внимание к человеку, его душевным переживаниям, умение воспеть красоту природы – все это достоинства поэзии великого Жуковского.
II. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (учебник, с. 81–82).
Создавая литературные сказки, писатели использовали народные произведения. В свои сказки они вносили пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение народной лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав, который использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.
III. Ознакомление со сказкой.
Словарная работа ведется параллельно с чтением текста произведения.
IV. Беседа по вопросам «Размышляем о прочитанном» (учебник, с. 82–83).
Выборочное чтение.
Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
1. Какова причина сна героини?
2. От чего наступает сон?
3. Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
4. Что помогло пробудить царевну?
5. Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?
6. Чему учит эта сказка?
7. Есть ли в этой сказке зачин, присказка, концовка, повторы?
8. В чем схожесть с народной сказкой и в чем отличие?
«Спящая царевна» – одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество Жуковского современно и ныне.
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...
Конспект урока «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
Цели урока: идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУДЗадачи:¨ Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнит...
Приложения к уроку «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
Цели урока: идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУДЗадачи:¨ Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнит...
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка
Разработка помогает наглядно знакомиться с работами различных художников по произведению, портретами писателей, анализировать и редактировать текст....
В.А.Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка.
Презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс)...
В.А.Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка.
Презентация к уроку.История создания.Анализ произведения....