Конспект урока «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цели урока: идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД
Задачи:
¨ Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
¨ Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
¨ Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку
Дидактическое обоснование |
Урок разработан в свете ФГОС ООО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе. |
Тип урока: урок систематизации ЗУН |
Дидактическая цель: создание условий для систематизации ЗУН |
Основные дидактические методы: деятельностный,проблемный, исследовательский, практический. |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая |
Место данного урока в системе уроков по теме: Второй урок по теме «Сказки В.А.Жуковского». |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, проектные мастерские |
Используемое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска |
Результативность урока: создание собственных продуктов проектной деятельности через системную работу с ИКТ (представлено в приложениях к уроку) |
Разработка урока
Класс: 5
Предмет: литература
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки
Тема урока: «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
Тип урока: проектные мастерские
Цели урока: идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД
Задачи:
- Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
- Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
- Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, презентация.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Время, отведенное на реализацию:
- 1 урок – организационный
- самостоятельная работа учащихся дома
- 2 урок – реализация проекта
Организация работы:
учащиеся работают над реализацией 6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):
- «Биографы»
- «Мастера сказок»
- «Аналитики»
- «Энциклопедисты»
- «Сказочники»
- «Художники»
+ независимый эксперт (учащийся, который в работе мастерских участия не принимал.Заполнение экспертной карты)
Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 6 конвертов с названием мастерских (для проведения рефлексии)
Сценарий урока
по реализации проекта
- Оргмомент.
Приветствие учащихся. Постановка целей и задач. Просмотр ролика о важности работы в команде.(Приложение 1)
Вопросы классу:
- Какие выводы мы можем сделать из содержания ролика?(Важно действовать в команде, а не одному)
- Слово учителя.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к проекту.
Давайте вспомним некоторые факты из биографии В.А.Жуковского.
(работаем на интерактивной доске – формат документа Smartnotebook) . Верно ли утверждение? Необходимо добавить галочки к тем утверждениям, с которыми согласны. (Приложение 2)
Напоминаю, что мы с вами работаем в 6 мастерских. (Приложение 3, слайд 1).
Давайте вспомним, что такое проект и какие структурные части в него входят. (Приложение3, слайд 2) Чему мы можем научиться, работая над проектом?
В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. (Приложение 3, слайд 3). Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке. (Приложение 3, слайд 4). В 1831 году Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.
III. Защита проектов.
Представление творческого «продукта» по итогам работы в проектных мастерских.
Учащиеся рассказывают о том, как работали над проектом: тема, какие цели и задачи поставили, какую выдвигали гипотезу, какие методы использовали, раскрывают структуру работы над проектом, представляют результат работы – продукт.
- Мастерская «Биографы».
Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной экскурсии «8 интересных фактов из биографии В.А.Жуковского» (Приложение 4)
- Мастерская «Аналитики».
Члены мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского напоминает русские народные сказки и что отличает. (Приложение 6). Результатом работы стал выпуск брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной сказок» (Приложение 6)
- Мастерская «Энциклопедисты».
Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание интерактивного словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». (Приложение 7)
- Выступление независимого эксперта, подведение итогов по защите проектов. Рефлексия учителя и учащихся.
V. Самооценка и оценка работы других групп.
Учащимся предлагается письменно поразмышлять над 2 вопросами:
- Какой твой вклад в реализацию проекта.
- Чей проект тебе понравился?
Положить картинку со старичком-боровичком в конверт, той мастерской, работа которой вам понравилась больше всего (конверты на доске).
VI.Домашнее задание: познакомиться с балладой В.А.Жуковского «Кубок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-539974-1417082648.jpg)
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112026-1549272395.png)
Приложения к уроку «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
Цели урока: идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУДЗадачи:¨ Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнит...
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка
Разработка помогает наглядно знакомиться с работами различных художников по произведению, портретами писателей, анализировать и редактировать текст....
Конспект урока. «М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб» как литературная сказка».
Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Планируемые образовательные результаты. Предметные: умение анализировать произведение, характеризовать героев, сопоставлять их, владение лит...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1419477-1669265934.jpg)
В.А.Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка.
Презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1419477-1669265934.jpg)
В.А.Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка.
Презентация к уроку.История создания.Анализ произведения....