Технологическая карта урока по литературе (с элементами проектной деятельности)
план-конспект урока по литературе

Ргакбаева Гульмира Имамбаевна

Целевые установки на достижение результата:

 - Личностные: развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия астраханцев, творческой деятельности эстетического характера; развить способность к эмоционально-ценностному отношению литературного наследия родного города, пробудить интерес к творчеству земляков; сформировать потребность во взаимодействии с художественными произведениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_literatura.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе (с элементами проектной деятельности)

Предмет: Литература

Класс: 7

УМК: под редакцией В.Я. Коровиной

Тема урока: «Астрахань как литературный город»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: презентация проектов

Целевые установки на достижение результата:

 - Личностные: развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия астраханцев, творческой деятельности эстетического характера; развить способность к эмоционально-ценностному отношению литературного наследия родного города, пробудить интерес к творчеству земляков; сформировать потребность во взаимодействии с художественными произведениями.

- Метапредметные:

  • Познавательные: отвечать на вопросы учителя по проекту, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике и в других источниках, уметь представить ее визуально, выбрать наиболее интересные факты по теме.
  • Регулятивные: планировать базовые этапы реализации литературного проекта, вносить необходимые дополнения и коррективы в план, оценивать свою работу в рамках группового задания.
  • Коммуникативные: успешно взаимодействовать с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, воспринимать и реализовывать конструктивную критику, уметь задавать вопросы по проектам.

 - Предметные: открыть новые знания о литературном наследии Астрахани, изучить историю развития литературы в городе, ознакомиться с биографией и творчеством известных литературных деятелей, связанных с городом, создать информационные материалы о литературном наследии Астрахани.

Методы и приемы: словесный, наглядности, проектной деятельности, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, документальный видеофильм.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Приветствие учеников!

 - Ребята, рада вас приветствовать на уроке. Как у вас настроение? Сегодня мы вновь отправимся в интересное литературное путешествие. И на этот раз оно будет касаться нашего родного города.

Приветствие учителя, организационная подготовка к уроку

Актуализация пройденного материала

 - На презентации текст, пейзажи Астрахани, изображение Кремля,  учитель зачитывает строки:

 - Тот город, он море стерёг!

 И впрямь, он был моря столицей,

 На Ассирию башен намёк,

 Околицы с сельской станицей.

 И к белым и ясным ночным облакам

 Высокий и белый возносится храм

С качнувшейся чуть колокольней…

(В. Хлебников)

 - Эти строки Велимир Хлебников посвятил нашему городу.

 - Кто знает этого автора?

 - А как он связан с нашим городом?

Эвристическая беседа с учителем, ученики вспоминают ранее полученные знания на уроках внеклассного чтения о Велимире Хлебникове и его астраханском происхождении

Мотивационный

Слово учителя:

 - Давайте посмотрим фрагмент документального видеофильма телеканала «Астрахань-24» под названием «Литературное наследие Астрахани», и выпишем из него то, что услышим впервые. Фамилии, даты, важные события из мира литературы для астраханцев.

(Просмотр видеофильма)

 - Что стало для вас принципиально новым? Что до этого вы уже слышали о первой библиотеке города?

 - Какие фамилии знаменитых авторов из Астрахани запомнились?

Просмотр видеофильма и обсуждение увиденного, тезисная запись важных моментов фильма, фамилий авторов, этапов развития библиотеки им. Крупской.

Этап открытия новых знаний

 - Итак, сегодня мы с вами ближе познакомимся с теми, кто родился в нашем городе и прославил его, как литературный край. Для этого заранее мы разбились на команды и вам дано было задание составить презентационные проекты по творчеству выбранного писателя. Сегодня это:

1) В. Тредиаковский

2) Б. Шаховский

3) Нинель Мордовина

Все эти три автора – безусловно завоевали весомое место в русской литературе. Хотя жили и творили совсем в разное время. И наша задача – рассказать друг другу о талантливых земляках. Презентовать те факты, которые мало известны, но точно заслуживают внимания. Итак, давайте выслушаем команды.

Первое выступление – команды, изучавшей творчество В. Тредиаковского. Вам слово

(Выступление ребят с презентацией)

 - Итак, ребята, что же наиболее интересным в жизни и творчестве В. Тредиаковского вам показалось (вопрос к другим командам)

 - Какие произведения автора вы уже слышали ранее?

 - Что нового вы узнали из проекта своих одноклассников, чего не слышали ранее?

 - В. Тредиаковский, это действительно, значимая фигура для нашего города. Но не все знают, что наш земляк – первый российский академик, один из выдающихся поэтов своей эпохи, реформатор русской словесности Он стал основоположником особой системы стихосложения в Российской империи. По принципам силлабо-тонической системы, введённой Тредиаковским, по сей день большинство отечественных поэтов слагают свои вирши. С его лёгкой руки в русской литературе произошло теоретические разделение прозы и поэзии.

 - Какие вопросы есть к ребятам?

(Дети задают друг другу вопросы)

 - Ну а теперь нас ждет выступление второй команды. Ребята расскажут нам о том, чье имя менее известно, но точно заслуживает внимания – Б. Шаховский.

(Выступление второй команды)

 - Что нового вы узнали об авторе?

 - Кто был в астраханской молодежной библиотеке им. Шаховского?

(Диалог с детьми)

Слово учителя:

Борис Шаховский (1921-1967) родился в Астрахани и всю жизнь горячо любил этот город, где впервые влюбился, где начал писать стихи. Спасибо ребятам за всю ту ценную информацию, что они предоставили нам об этом человеке – нашем земляке.

Наконец, выслушаем третью команду, которая готовила проект о Н. Мордовиной

(Выступление 3 команды)

Слово учителя:

«Астраханочка – жгучая смесь:
Запад, юг и восток в этих жилах.
Не природа причуды вершила,
А дороги, что сходятся здесь…»

Эти строки писала Мордовина о земле, на которой не родилась, но именно здесь произошел расцвет ее творчества. Спасибо ребята за такой красивый и разнообразный доклад.

Команды защищают свои проекты в форме доклада с мультимедийной презентацией. Каждой команде заранее была объявлена фамилия автора, творчество и биографию которого нужно осветить. Были даны и такие задания: 

 - рассказать и показать места жительства авторов, если это возможно

 - показать улицы, названные в честь них в Астрахани,

 - найти песни на стихи наших земляков, прослушать их в классе

 - проанализировать деятельность библиотек города, названных в честь авторов, их историю.

 - проанализировать основные вехи жизни и творчества, выделить наиболее значимые факты

 - зачитать выбранное командой стихотворение авторов.

Параллельно ученики слушают дополнения к докладу от учителя, вступают с ним в беседу о творчестве выбранного автора

Первичное закрепление

Слово учителя:

 - Итак, сегодня  мы с вами узнали много нового о литературной жизни нашего города в разные века. Я специально поручила вам подготовить материал не только о знаменитых писателях, как например В. Тредиаковский, о котором рассказала первая команда, или В. Хлебников, о котором я вспомнила вначале урока. Важно было узнать и о тех, кто менее популярен, однако внес весомый вклад в развитие литературы в нашем городе. Мне кажется, что у нас получилось.

 - А теперь предлагаю по итогам пройденных проектов выполнить синквейн на тему: «Литературная Астрахань. Мой герой». Вам нужно выбрать одного из авторов, о которых сегодня шла речь. И составить синквейн о его творческой личности. Структуру синквейна вы видите на экране.

Составляют синквейн по творчеству поэтов-астраханцев

Информация о домашнем задании

 - Ну а теперь перейдем к домашнему заданию. Оно будет разным, и вы сможет выбрать наиболее оптимальное и интересное для себя:

1) Выбрать одно из стихотворений В. Тредиаковского, Н. Мордовиной или Б. Шаховского, выучить наизусть, презентовать на уроке.

2) Выбрать стихотворение одного из авторов и предоставить его анализ: композиция, лирический герой, использованные ИВС.

3) Составить стенгазету на тему «Литературная Астрахань – какой я ее вижу?»

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Рефлексия

 - Ну а перед тем, как мы отметим наиболее активных на уроке и всех тех, кто готовил проекты, мне хочется узнать у вас, как вы сами оцениваете сегодняшнее занятие? Было ли вам интересно? Много ли новой информации вы узнали? Для этого попрошу вас поиграть со мной в «Рефлексивный экран»:

 - Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

Самоанализ деятельности на уроке, критическая оценка своих проектов и проектов одноклассников, постановка целей на будущее 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения с элементами проектной деятельности по теме «Зарубежная Европа» 11класс

Цель данного урока - повторение и  закрепление изученного материала по теме: Западная Европа.  Урок проводится в  форме групповой работы с элементами проектной деятельности....

Технологическая карта урока "Подвижные игры с элементами баскетбола" (для третьего класса).

План-конспект урока физической культуры, проведённый в третьем классе.Авторы программы: Лях В.И. и др.(Технологическая карта урока)...

Технологическая карта урока английского языка с элементами здоровьесберегающих технологий по теме «3 золотых правила здорового образа жизни»

Тип урока-изучение нового материала.Цель урока-формирование норм здорового образа жизни, научить высказывать свое мнение и давать оценку....

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Сценарий интегрированного урока по технологии с элементами проектной деятельности "ПТИЦЫ И САКУРА"

Закрепление навыков работы с древесиной. Коллективный творческий проект...

Технологическая карта урока по физике с элементами проектной деятельности

Предмет - физика. 8  класс. УМК А.В. ПерышкинТема урока: Решение качественных и расчетных задач на последовательное и паралллельное соединение проводников Тип урока: Урок обобщения и п...

Технологическая карта урока "Совершенствование выполнения акробатических элементов."

В данной методической разработке дан конспект урока по физической культуре...