Технологическая карта урока по литературе (с элементами проектной деятельности)
план-конспект урока по литературе
Целевые установки на достижение результата:
- Личностные: развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия астраханцев, творческой деятельности эстетического характера; развить способность к эмоционально-ценностному отношению литературного наследия родного города, пробудить интерес к творчеству земляков; сформировать потребность во взаимодействии с художественными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_literatura.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе (с элементами проектной деятельности)
Предмет: Литература
Класс: 7
УМК: под редакцией В.Я. Коровиной
Тема урока: «Астрахань как литературный город»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: презентация проектов
Целевые установки на достижение результата:
- Личностные: развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия астраханцев, творческой деятельности эстетического характера; развить способность к эмоционально-ценностному отношению литературного наследия родного города, пробудить интерес к творчеству земляков; сформировать потребность во взаимодействии с художественными произведениями.
- Метапредметные:
- Познавательные: отвечать на вопросы учителя по проекту, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике и в других источниках, уметь представить ее визуально, выбрать наиболее интересные факты по теме.
- Регулятивные: планировать базовые этапы реализации литературного проекта, вносить необходимые дополнения и коррективы в план, оценивать свою работу в рамках группового задания.
- Коммуникативные: успешно взаимодействовать с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, воспринимать и реализовывать конструктивную критику, уметь задавать вопросы по проектам.
- Предметные: открыть новые знания о литературном наследии Астрахани, изучить историю развития литературы в городе, ознакомиться с биографией и творчеством известных литературных деятелей, связанных с городом, создать информационные материалы о литературном наследии Астрахани.
Методы и приемы: словесный, наглядности, проектной деятельности, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, документальный видеофильм.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Приветствие учеников! - Ребята, рада вас приветствовать на уроке. Как у вас настроение? Сегодня мы вновь отправимся в интересное литературное путешествие. И на этот раз оно будет касаться нашего родного города. | Приветствие учителя, организационная подготовка к уроку |
Актуализация пройденного материала | - На презентации текст, пейзажи Астрахани, изображение Кремля, учитель зачитывает строки: - Тот город, он море стерёг! И впрямь, он был моря столицей, На Ассирию башен намёк, Околицы с сельской станицей. И к белым и ясным ночным облакам Высокий и белый возносится храм С качнувшейся чуть колокольней… (В. Хлебников) - Эти строки Велимир Хлебников посвятил нашему городу. - Кто знает этого автора? - А как он связан с нашим городом? | Эвристическая беседа с учителем, ученики вспоминают ранее полученные знания на уроках внеклассного чтения о Велимире Хлебникове и его астраханском происхождении |
Мотивационный | Слово учителя: - Давайте посмотрим фрагмент документального видеофильма телеканала «Астрахань-24» под названием «Литературное наследие Астрахани», и выпишем из него то, что услышим впервые. Фамилии, даты, важные события из мира литературы для астраханцев. (Просмотр видеофильма) - Что стало для вас принципиально новым? Что до этого вы уже слышали о первой библиотеке города? - Какие фамилии знаменитых авторов из Астрахани запомнились? | Просмотр видеофильма и обсуждение увиденного, тезисная запись важных моментов фильма, фамилий авторов, этапов развития библиотеки им. Крупской. |
Этап открытия новых знаний | - Итак, сегодня мы с вами ближе познакомимся с теми, кто родился в нашем городе и прославил его, как литературный край. Для этого заранее мы разбились на команды и вам дано было задание составить презентационные проекты по творчеству выбранного писателя. Сегодня это: 1) В. Тредиаковский 2) Б. Шаховский 3) Нинель Мордовина Все эти три автора – безусловно завоевали весомое место в русской литературе. Хотя жили и творили совсем в разное время. И наша задача – рассказать друг другу о талантливых земляках. Презентовать те факты, которые мало известны, но точно заслуживают внимания. Итак, давайте выслушаем команды. Первое выступление – команды, изучавшей творчество В. Тредиаковского. Вам слово (Выступление ребят с презентацией) - Итак, ребята, что же наиболее интересным в жизни и творчестве В. Тредиаковского вам показалось (вопрос к другим командам) - Какие произведения автора вы уже слышали ранее? - Что нового вы узнали из проекта своих одноклассников, чего не слышали ранее? - В. Тредиаковский, это действительно, значимая фигура для нашего города. Но не все знают, что наш земляк – первый российский академик, один из выдающихся поэтов своей эпохи, реформатор русской словесности Он стал основоположником особой системы стихосложения в Российской империи. По принципам силлабо-тонической системы, введённой Тредиаковским, по сей день большинство отечественных поэтов слагают свои вирши. С его лёгкой руки в русской литературе произошло теоретические разделение прозы и поэзии. - Какие вопросы есть к ребятам? (Дети задают друг другу вопросы) - Ну а теперь нас ждет выступление второй команды. Ребята расскажут нам о том, чье имя менее известно, но точно заслуживает внимания – Б. Шаховский. (Выступление второй команды) - Что нового вы узнали об авторе? - Кто был в астраханской молодежной библиотеке им. Шаховского? (Диалог с детьми) Слово учителя: Борис Шаховский (1921-1967) родился в Астрахани и всю жизнь горячо любил этот город, где впервые влюбился, где начал писать стихи. Спасибо ребятам за всю ту ценную информацию, что они предоставили нам об этом человеке – нашем земляке. Наконец, выслушаем третью команду, которая готовила проект о Н. Мордовиной (Выступление 3 команды) Слово учителя: «Астраханочка – жгучая смесь: Эти строки писала Мордовина о земле, на которой не родилась, но именно здесь произошел расцвет ее творчества. Спасибо ребята за такой красивый и разнообразный доклад. | Команды защищают свои проекты в форме доклада с мультимедийной презентацией. Каждой команде заранее была объявлена фамилия автора, творчество и биографию которого нужно осветить. Были даны и такие задания: - рассказать и показать места жительства авторов, если это возможно - показать улицы, названные в честь них в Астрахани, - найти песни на стихи наших земляков, прослушать их в классе - проанализировать деятельность библиотек города, названных в честь авторов, их историю. - проанализировать основные вехи жизни и творчества, выделить наиболее значимые факты - зачитать выбранное командой стихотворение авторов. Параллельно ученики слушают дополнения к докладу от учителя, вступают с ним в беседу о творчестве выбранного автора |
Первичное закрепление | Слово учителя: - Итак, сегодня мы с вами узнали много нового о литературной жизни нашего города в разные века. Я специально поручила вам подготовить материал не только о знаменитых писателях, как например В. Тредиаковский, о котором рассказала первая команда, или В. Хлебников, о котором я вспомнила вначале урока. Важно было узнать и о тех, кто менее популярен, однако внес весомый вклад в развитие литературы в нашем городе. Мне кажется, что у нас получилось. - А теперь предлагаю по итогам пройденных проектов выполнить синквейн на тему: «Литературная Астрахань. Мой герой». Вам нужно выбрать одного из авторов, о которых сегодня шла речь. И составить синквейн о его творческой личности. Структуру синквейна вы видите на экране. | Составляют синквейн по творчеству поэтов-астраханцев |
Информация о домашнем задании | - Ну а теперь перейдем к домашнему заданию. Оно будет разным, и вы сможет выбрать наиболее оптимальное и интересное для себя: 1) Выбрать одно из стихотворений В. Тредиаковского, Н. Мордовиной или Б. Шаховского, выучить наизусть, презентовать на уроке. 2) Выбрать стихотворение одного из авторов и предоставить его анализ: композиция, лирический герой, использованные ИВС. 3) Составить стенгазету на тему «Литературная Астрахань – какой я ее вижу?» | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |
Рефлексия | - Ну а перед тем, как мы отметим наиболее активных на уроке и всех тех, кто готовил проекты, мне хочется узнать у вас, как вы сами оцениваете сегодняшнее занятие? Было ли вам интересно? Много ли новой информации вы узнали? Для этого попрошу вас поиграть со мной в «Рефлексивный экран»: - Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… | Самоанализ деятельности на уроке, критическая оценка своих проектов и проектов одноклассников, постановка целей на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения с элементами проектной деятельности по теме «Зарубежная Европа» 11класс
Цель данного урока - повторение и закрепление изученного материала по теме: Западная Европа. Урок проводится в форме групповой работы с элементами проектной деятельности....
Технологическая карта урока "Подвижные игры с элементами баскетбола" (для третьего класса).
План-конспект урока физической культуры, проведённый в третьем классе.Авторы программы: Лях В.И. и др.(Технологическая карта урока)...
Технологическая карта урока английского языка с элементами здоровьесберегающих технологий по теме «3 золотых правила здорового образа жизни»
Тип урока-изучение нового материала.Цель урока-формирование норм здорового образа жизни, научить высказывать свое мнение и давать оценку....
Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения
Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...
Сценарий интегрированного урока по технологии с элементами проектной деятельности "ПТИЦЫ И САКУРА"
Закрепление навыков работы с древесиной. Коллективный творческий проект...
Технологическая карта урока по физике с элементами проектной деятельности
Предмет - физика. 8 класс. УМК А.В. ПерышкинТема урока: Решение качественных и расчетных задач на последовательное и паралллельное соединение проводников Тип урока: Урок обобщения и п...
Технологическая карта урока "Совершенствование выполнения акробатических элементов."
В данной методической разработке дан конспект урока по физической культуре...