Урок литературы в 7 классе по лирике Маяковского ( анализ стихотворения " Хорошее отношение к лошадям"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_lirike_mayakovskogo_7_klass.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: «Все мы немножко лошади…» Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…
(По стихотворению В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)».
Тип урока: обучающий.
Тип взаимодействия: сотрудничество.
Цели:
1) Развитие умений анализировать текст.
2) Формирование представлений об особенностях лирического произведения, о его языковых средствах, об особенностях реализации авторского замысла в лирическом произведении.
3) Подготовка учащихся к написанию сочинения-сопоставления .
Задачи:
1) Закрепить навык анализа лирического произведения.
2) Закрепить умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства.
3) Обобщить знания учащихся об особенностях лирики В.В. Маяковского.
4) Научить понимать силу поэтического слова.
5) Повышать культуру речи учащихся и образное мышление.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: мультимедийное оборудование: компьютер, проектор; презентации, тексты, схема анализа поэтического текста, изображения лошадей: фото, иллюстрации.
Методы обучения: эвристический, наблюдений, анализ, исследование, беседа.
Приемы обучения: работа с текстом, работа с презентациями, редактирование записей в тетрадях.
Прогнозируемый результат: формирование коммуникативных умений и навыков, формирование эстетического восприятия лирического произведения, развитие исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков, умение систематизировать и анализировать текст в устной и письменной речи.
Ход урока:
1.Оргмомент
2. Мотивация учебной деятельности.
— Ребята, какую роль играет в нашей жизни лошадь? Запишите свои ассоциации с этим словом на листе.
(Спорт, хозяйство, красота, душа)
Дома вы самостоятельно прочитали стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Все ли было понятно при чтении стихотворения?
- Какие вопросы возникли при чтении?
3. Из истории стихотворения.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Слайд№4. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»
Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918 года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В конце марта 1918 года поэт сообщал : «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.
4. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: исп. А. Колган).
- А какую музыку вы бы подобрали к стихотворению? Почему?
5.Беседа с учащимися.
- Какую картину вы представили себе?
- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении
- Где произошло событие?
(Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).
- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк:
Били копыта.
Пели будто:
-Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб).
- Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?
Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество разностороннего поэта.
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.
Обратим внимание на словарь, находящийся у каждого на парте и записанный на доске:
Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
6. Групповая практическая работа.
Образы в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Задание по группам:
Заполните таблицу последовательно – по шагам алгоритма.
Алгоритм анализа.
1. Найти главные образы: лошадь, улица (толпа), лирический герой
2. Построить лексическую цепочку (слова), связанную с этим образом.
3. Записать ассоциации к данным словам (например, «лошадь» влечет за собой ассоциацию с красотой, трудом, силой).
Образ | |
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств | Ассоциации |
Лошадь 1. Лошадь на круп Грохнулась 2. За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти... 3. лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. 4. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. Улица (толпа) 1. Ветром опита, льдом обута, улица скользила, 2. За зевакой, зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал 3. Улица опрокинулась, течет по-своему.. Лирический герой 1. Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. 2. И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь". |
- Символом чего можно считать эти образы?
Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше.
Улица – враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир.
Лирический герой – сам автор, своеобразный «двойник» лошади. Он так же одинок и затравлен толпой.
-Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.
Выявление изобразительно-выразительных средств языка: звукопись, поэтическая лексика (тропы) и синтаксис (стилистические фигуры), неологизмы и др. — и определение их роли.
Заполнение цитатной таблицы (по группам):
Группы | Задание | Примеры | Роль в тексте |
1. Звукопись | Найдите аллитерации и ассонансы | Аллитерации: БиЛи КоПыТа, ПеЛи БуДТо: - ГРиБ. ГРаБь. ГРоБ. ГРуБ. … и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа, ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить… Ассонанс: ЛошАдь упАлА! -УпАлА лошАдь! | создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – бесконечное шествия зевак по Кузнецкому мосту. Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих. |
2. Поэтическая лексика | Найдите метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения, антитезы | Гипербола: - Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти... Эпитеты: звериная тоска, пришла веселая Метафоры: - Ветром опита, льдом обута улица скользила. - за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, - смех зазвенел и зазвякал: - Улица опрокинулась, течет по-своему... | Размер лошади |
3. Поэтический синтаксис | Найдите анафоры, инверсии, риторические вопросы, восклицания и обращения | ||
4. Неологизмы | Найдите авторские неологизмы | Клёшить | |
(Список всех средств выразительности с определением распечатан для каждой группы).
7. - Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)
- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми.
8. -А теперь подумаем над темой и идеей стихотворения.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его «поэтичном» слове.
-Какова главная проблема?
(В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…)
- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
- Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:
Деточка! Все мы немножко лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.
-Разве о лошади это стихотворение? Дополните фазу «Лошадь – символ…»
(Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:
…и стоило жить,
И работать стоило.)
9.Подведение итогов урока.
Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
- Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека.
Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть:
все мы
немного лошади.
-Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
- Итак, когда Вас называют лошадью, не принимайте это за оскорбление…
10. Дифференцированное домашнее задание:
1)Подобрать произведение, схожее по теме и проблеме со стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
2)Написать творческую работу на тему: «Рецепт от душевной боли и слез» (по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).
3)Придумать свой афоризм, отражающий такие качества лошади, как выносливость, стать, ум, преданность…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 8 классе "Тема милосердия в лирике В.Маяковского (по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка урока по стихотворению В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
Урок литературы "В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения Черёмуха"
Открытый урок в 6-ом классе в конкурсе "Учитель года 2013" среди учителей родного языка и литературы...
Маяковский В.В. Хорошее отношение к лошадям
Для современного школьгика бывает порою трудно понять и осознать литературный текст, написанный в другую эпоху. В.В.Маяковский - один из сложнейших по восприятию поэтов XX века. Данная презентация пом...
Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....
"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"
Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....
В. Маяковский. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"
В данном разделе представлены разработки уроков, полезные материалы для уроков русского языка и литературы...