В. Маяковский. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Лямбурцева Екатерина Владимировна

В данном разделе представлены разработки уроков, полезные материалы для уроков русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.mayakovskiy_horoshee_otnoshenie_k_loshadyam.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

В. В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

7 класс, УМК под редакцией В.Я Коровиной

Лямбурцева Екатерина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №12»,

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

1.Образовательные: приобщить детей к чтению лирических произведений; учить анализировать лирическое произведение, находить главную мысль, делать выводы.

2. Развивающие: установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны; развивать ассоциативное мышление; развивать навыки анализа поэтического текста; развивать навыки работы в паре.

3. Воспитательные: формировать нравственные ориентиры на распознание истинных и ложных ценностей; воспитывать интерес к изучению творчества В. В. Маяковского, интерес к осмыслению своеобразия, оригинальности, значения личности поэта и его произведений; воспитывать умение выслушать другого и понять его точку зрения; воспитывать нравственность и гуманизм.  

Задачи урока:

1) показать, как в стихотворении отразилась эпоха революции, гражданской войны;

2) привлечь внимание учащихся к необычному, интересному слову поэта, к его оригинальной, неповторимой манере написания;

3) показать, как в творчестве поэта выражается его богатый внутренний мир.

Планируемые результаты

Предметные: Умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к литературному роду и жанру, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев

Метапредметные:

- регулятивные УУД: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока;

- познавательные УУД: воспроизводить информацию, полученную самостоятельно, коллективный самостоятельный поиск и извлечение информации из учебника;

- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы.

-коммуникативные УУД: принимать активное участие в дискуссиях на уроке, задавать и отвечать на вопросы учителя и одноклассников, умение договариваться;
умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим;

Личностные: проявлять интерес к творчеству  В.В. Маяковского и чтению его стихотворений.

Технологии: проблемно-диалогового  обучение, здоровьесбережения и ИКТ.

     Формы работы: фронтальная, в парах.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельностисловесные, наглядные, практические.

Оборудование урока:

Основное:

Учебник «Литература» , 7 класс, 2 часть  (составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский)

Дополнительное:

-презентация к уроку (биография автора и анализ стихотворения)                    

-аудиозапись  «Топот копыт»

-аудиозапись стихотворения в актерском исполнении  «Хорошее отношение к лошадям»

-карточки с заданиями для работы в парах

        

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

взаимодействовать  и слушать учителя.

Регулятивные УУД:

контролировать своё поведение, осуществлять самооценку готовности.

Умение слушать и размышлять в соответствии с целевой установкой.

Личностные УУД:

быстрое включение в деятельность, самоопределение

1.Проверка готовности к уроку,  психологический настрой.

2. Организация  самооценки

готовности к уроку.

3. Воспитание  интереса  к учению, культуре поведения на уроке.

1.Учитель приветствует учеников, создаёт общий положительный

эмоциональный настрой на работу.  

Ребята, рада вас приветствовать на уроке и наше занятие я бы хотела начать со следующих слов, записанных на доске:

2. «Разве милосердие не должно проявляться именно там, где особенно глубоко падение?»

Гюго В. 

1.Ученики  встают, приветствуют учителя.

2.Ученики выполняют самооценку готовности,

садятся.

3.Ученики читают высказывание про себя (либо кто-то один вслух).

4.Ученики размышляют  о милосердии, о людях, которые обладают этим чувством.

2.  Актуализация знаний

Познавательные УУД:

анализ, сравнение, построение логической последовательности

Регулятивные УУД:

выполнение  пробного учебного действия

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений

1. Определить и сформулировать учебную задачу урока

1. Учитель обращает внимание учеников на схему, изображенную на доске (Приложение 2)

Как вы думаете, о  каком поэте мы будем говорить сегодня на уроке?

2. .Учитель предлагает сформулировать учебную задачу сегодняшнего урока.

3. Учитель обращает внимание учеников на портрет В.В. Маяковского

(Слайд 1)

Посмотрите, пожалуйста, на портрет поэта. Какие внешние черты являются для вас наиболее выразительными? Как это может говорить о личности автора, об особенностях его характера?

4. Слово учителя о В. В.  Маяковском (некоторые  факты из биографии поэта, начале его творческого пути)

1. Ученики изучают содержание схемы, предлагают свои варианты ответов, один из них -  В. В. Маяковский

2.Ученики  пробуют сформулировать учебную задачу урока:

(познакомимся с творчеством поэта В.В.  Маяковского. Узнаем его произведения, прочитаем и проанализируем одно из них)

3. Рассматривают  портрет поэта, передают свое впечатление  о внешности поэта, его характере, личных качествах, темпераменте. Анализируют термин «футуризм»

                                         3. Подготовка к восприятию нового произведения.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные УУД:

во время выполнения заданий, слушать  вопросы учителя; взаимодействовать в парах, строить суждения.

Познавательные УУД:

Анализировать произведение, работать с незнакомыми словами

Регулятивные УУД:

инициативное сотрудничество,   строить высказывания,  удерживать цель деятельности до получения результатов, оценивать собственную работу

1.Определить и сформулировать тему урока.

2. Ввести в круг описываемых событий, создавать эмоциональный настрой на восприятие нового произведения.

3.Показать значимость предстоящей работы.

1.Учитель  предлагает послушать аудиозапись (запись топота копыт лошади),  (создание шумового эффекта)

Вы узнали, ребята, эти звуки? Кто же это к нам спешит на урок?

2. Учитель спрашивает ребят о том, любят ли они это животное, как к нему относятся.

3. Учитель подводит детей к формулировке темы урока.

Как вы думаете, какая взаимосвязь между милосердием, В. В. Маяковским и хорошим отношением к животным, в частности к лошадям?

Можем ли мы сформулировать тему урока?

4. Учитель сообщает ученикам, о том, что у В. В. Маяковского действительно есть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

1. Ученики распознают звукозапись, говорят о том, что на записи слышен звук топота копыт лошади

2.Ученики высказывают свое мнение, приводят примеры из жизни (возможно, кто-то занимается конным спортом, или просто увлекается лошадьми)

3. Далее ученики высказывают свои предположения, пытаются связать вместе слова. Приходят к выводу, что у В. В. Маяковского есть стихотворение об этом животном.

                                           4. Первичное восприятие нового произведения.

Личностные УУД:

соотносить реакцию очевидцев стихотворения с моральными нормами.

Познавательные УУД:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные УУД:

прогнозировать действия очевидцев, оценивать приводимые рассуждения.

Коммуникативные УУД:

взаимодействовать с учителем и одноклассниками при обсуждении проблемных вопросов

1.Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие стихотворения.

2.Учить  высказывать свое мнение, прогнозировать.

1.Учитель предлагает ученикам послушать запись стихотворения

Обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение.

2. Учитель предлагает ученикам представить себя на месте очевидца этого происшествия.

Да, ребята,

В. В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» размышляет о пороках современного общества, недостатках людей.

1. Ученики слушают стихотворение.

2. Ученики выражают свои чувства, эмоции, ассоциации от  прослушанного стихотворения, говорят о безразличии к бедной лошади, пытаются перенести ситуацию с животным на взаимоотношения людей.

5. Проверка первичного восприятия

Личностные УУД:

проявлять интерес к беседе.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие  с учителем и одноклассниками, формулировать и аргументировать своё мнение.

Регулятивные УУД:

Слушать ответы одноклассников, осуществлять самоконтроль, выполнять учебное действие в громкой речи  и умственной форме.

1.Проверить понимание  произведения через систему вопросов.

2.Снятие усталости и напряженности  с помощью физкультминутки.

1.Учитель  организует работу через систему вопросов: Какая картина возникла после того, как вы услышали стихотворение?

С какого момента начинается развитие сюжета?

2.Учитель предлагает немного отдохнуть и проводит физкультминутку

1. Ученики отвечают на вопросы учителя, слушают друг друга.

2. Ученики повторяют движения за мальчиком, изображенным на видео

6. Повторное чтение произведения. Анализ

Личностные УУД:

проявлять внимание, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять интерес.

Коммуникативные УУД:

оформление монологического высказывания, восприятие информации с учетом поставленной цели

Познавательные УУД:

воспринимать слова и толковать,  используя дополнительную информацию

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу, планировать свои действия

1. Находить необходимую информацию в учебнике

2.Совершенствование навыка чтения

 

1.Учитель предлагает прочитать самостоятельно стихотворение, отметить непонятные слова и выражения.

2. Далее идёт проверка с доской (слайд № 5).

3. Учитель обращает внимание учащихся на  различные поэтические приемы в стихотворении и на особый стиль написания стихотворений В. В. Маяковского.(слайды № 7-8) 

4. Учитель обращает внимание на приемы звуковой организации текста - ассонанс и  аллитерация (слайды № 9-10)

1.Самостоятельное чтение стихотворения учащимися 2.Словарная работа

Ученики ищут незнакомые и непонятные слова, значение этих слов выясняют с помощью  словаря  учебника.

3. Ученики отвечают на вопросы, размещенные на слайде,  отмечают, что  описание предмета передано через его звуковое сопровождение.

4. Ученики находят примеры из текста на данные приемы звуковой организации текста

7. Обобщение

Личностные УУД:

проявлять внимательность, взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу.

Регулятивные УУД: формулировать и аргументировать своё мнение.  Слушать ответы одноклассников. Осуществлять самоконтроль и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы. Формулировать и аргументировать своё мнение.  

Познавательные УУД: делать обобщающий вывод об особенностях построения стихотворения, об отношении автора к сложившейся ситуации, выражать своё отношение.

1.Учить читать стихотворение выразительно

2.Слаженно работать  в паре и группе.

3. Организовать  обсуждение обобщающего вывода о стихотворении

1. Учитель предлагает 1-2 ученикам прочитать выразительно стихотворение.

2.Учитель предлагает ребятам поработать в парах, закончить предложения (предложения)

3.После  выступлений пар, учитель организует  обсуждение обобщающего вывода о стихотворении с помощью вопросов:

Что хотел В. Маяковский  сказать нам в этом стихотворении? Как проявляется в стихотворении милосердие и хорошее отношение? Актуально ли стихотворение в наши дни?

1. Ученики читают стихотворение выразительно

2.Ученики разбиваются на пары, обсуждают начало предложенного высказывания.

3.Ученики отвечают на вопросы учителя, анализируют; делают вывод о том, что  человеку нужно только доброе слово сочувствия. Стихотворение  В. Маяковского актуально и в наши дни. Ведь человек готов горы свернуть, может встать на ноги, осознать свою надобность только за одно «ласковое, доброе, человечье» слово.

8. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

Личностные УУД:

давать характеристику событиям, учить анализировать своё эмоциональное состояние.

Регулятивные УУД: осуществлять  итоговый контроль своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

формулировать и аргументировать своё мнение

Познавательные УУД: учить осознанно оценивать свои успехи.

1.Проанализировать, достигнута ли на уроке учебная задача.

2. Выслушать впечатления учеников от урока, узнать, какое настроение он оставил, что ученики расскажут дома об этом уроке.

3.Придать уроку логическую завершенность

Учитель  организует подведение итога работы над произведением с помощью вопросов:

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока? Вы достигли её?

Попробуйте сформулировать основную мысль стихотворения.

Какое мировоззрение и мироощущение автора?

Какое настроение у вас оставил наш урок?

Учитель благодарит всех за работу, отмечает самых активных учеников.

Ученики делают выводы, формулируют и аргументируют своё мнение.

Делятся своими впечатлениями от урока.

 Проводят самооценку своей деятельности.

9. Домашнее задание

1.Дать домашнее задание, чтобы всем ученикам было  интересно  его выполнить.

2. Если необходимо, дать рекомендации,

как его выполнить.

3. Закончить урок на позитивной ноте

Учитель объясняет сущность домашнего задания:

Учитель предлагает подготовиться  к выразительному  чтению стихотворения и выполнить еще несколько заданий по выбору:

1. Проанализировать понравившееся стихотворение В. В. Маяковского

2. Подумать над вопросом: « Нужно ли быть милосердным?»

Учитель: «Я желаю вам успешного дня и хорошего настроения!»

1.Ученики записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы.

2.Ученикам предлагается написать сочинение - рассуждение по данному вопросу

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"

Конспект урока с презентацией...

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...