Исследовательская работа "Мертвые души" Н.В. Гоголя
методическая разработка по литературе (10 класс)
Данная исследовательская роабота может бытьт пременена на уроках литературы в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Мертвые души" | 19.49 КБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема исследовательской работы: «Образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»
10 класс
Цель: проанализировать образ автора в произведении «Мёртвые души»
Задачи:
1. Подробно ознакомиться с поэмой «Мертвые души»
2. Проанализировать произведение
3. Выявить образ автора
4. Определить авторское отношение к поэме.
Объект исследовательской работы: поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Предмет исследовательской работы: образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Методы исследования: теоретические
- Классификация (распределение информации на основе сравнения),
- Анализ (материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств),
- Обобщение (выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.)
Структура исследовательской работы:
Глава 1. Образ автора в литературных произведениях.
Глава 2. Особенность образа автора в поэме «Мертвые души».
Глава 3. Авторское отношение к содержанию поэмы.
Выводы:
- Введение.
«Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях».
Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло почти полтора века.
Необычайная история написания «Мертвых душ» таит в себе немало удивительного. С глубоким удовлетворением Гоголь работал над поэмой 17 лет: он первоначального замысла (1835) до последних фрагментов и штрихов перед самой смертью (1852). Завершив наконец «Мертвые души», сжег их второй том. Вначале хотел изобразить «всю Русь» «с одного боку». А дал картину небывало разностороннего охвата явлений. Воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом». И назвал — поэмой. Можно привести другие примеры странных несовпадений. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть оригинальность человеческой и творческой индивидуальности Гоголя.
Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью, проникновением в противоречия сущего и возвышением к гармоничным формам жизни, строгой объективностью выводов и изображением собственных, сокровенных раздумий. Этим устремлениям вполне отвечали могучие возможности художника.
- Заключение.
Воссозданный художником мир предельно укрупнился, его осмысление углубилось. Гоголь не мог быть равнодушным «летописцем». Он активно противодействует злу. Прежде всего — в своих предчувствиях светлого грядущего. Жажда добра, справедливости, красоты «торопит» писателя. Так возникает побуждение совместить объективное изображение мира с авторским поиском Прекрасного.
Поэма отличается от лирических произведений особым, субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям, то есть лиричностью изображения. Чаще это стихотворное произведение большого объема. О поэме как жанре В. Г. Белинский писал: «...есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который охватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Этот род эпоса один удержал за собою имя «поэмы».
Творчество Н. В. Гоголя ознаменовало собой новый этап в развитии реализма.
Работая над поэмой «Мертвые души», Н. В. Гоголь стремился создать резко обличительное произведение и для этого пользовался средствами сатиры. Сатира — резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. В поэме социальная сатира сочетается с «высоким лирическим движением» авторской мысли.
Структура работы ученика над исследовательской работой:
- Оставление плана работы.
- Работа с терминологией, связанной с темой исследования (образ, поэма, повествователь и т.д.)
- Анализ текста со стороны авторских отступлений, речи повествователя и т.д. Выявление образа автора в поэме.
- Проверка набранной информации, коррекция.
- Систематизация наработанного материала.
- Описание наработанного материала в полноценный исследовательский текст.
- Написание выводов исследовательской работы.
Структура работы учителя над исследовательской работой:
- Разработка плана вместе с учеником.
- Проверка набранного материала обучающегося, корректировка, указание ошибок.
- Помощь в структурировании материала
- Проверка окончательного варианта исследовательской работы, корректировка.
- Помощь в оформлении написания введения, заключения, выводов, библиографического списка.
Ожидаемые результаты:
#1072;ктивизация интереса к знаниям;
#1088;азвитие коммуникативной направленности;
#1088;азвитие научного мышления;
#1088;азвитие творческого подхода к собственной деятельности;
Предварительный просмотр:
Тема исследовательской работы: «Образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»
10 класс
Цель: проанализировать образ автора в произведении «Мёртвые души»
Задачи:
1. Подробно ознакомиться с поэмой «Мертвые души»
2. Проанализировать произведение
3. Выявить образ автора
4. Определить авторское отношение к поэме.
Объект исследовательской работы: поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Предмет исследовательской работы: образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Методы исследования: теоретические
- Классификация (распределение информации на основе сравнения),
- Анализ (материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств),
- Обобщение (выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д.)
Структура исследовательской работы:
Глава 1. Образ автора в литературных произведениях.
Глава 2. Особенность образа автора в поэме «Мертвые души».
Глава 3. Авторское отношение к содержанию поэмы.
Выводы:
- Введение.
«Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях».
Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло почти полтора века.
Необычайная история написания «Мертвых душ» таит в себе немало удивительного. С глубоким удовлетворением Гоголь работал над поэмой 17 лет: он первоначального замысла (1835) до последних фрагментов и штрихов перед самой смертью (1852). Завершив наконец «Мертвые души», сжег их второй том. Вначале хотел изобразить «всю Русь» «с одного боку». А дал картину небывало разностороннего охвата явлений. Воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом». И назвал — поэмой. Можно привести другие примеры странных несовпадений. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть оригинальность человеческой и творческой индивидуальности Гоголя.
Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью, проникновением в противоречия сущего и возвышением к гармоничным формам жизни, строгой объективностью выводов и изображением собственных, сокровенных раздумий. Этим устремлениям вполне отвечали могучие возможности художника.
- Заключение.
Воссозданный художником мир предельно укрупнился, его осмысление углубилось. Гоголь не мог быть равнодушным «летописцем». Он активно противодействует злу. Прежде всего — в своих предчувствиях светлого грядущего. Жажда добра, справедливости, красоты «торопит» писателя. Так возникает побуждение совместить объективное изображение мира с авторским поиском Прекрасного.
Поэма отличается от лирических произведений особым, субъективно заинтересованным отношением автора к событиям и героям, то есть лиричностью изображения. Чаще это стихотворное произведение большого объема. О поэме как жанре В. Г. Белинский писал: «...есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который охватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Этот род эпоса один удержал за собою имя «поэмы».
Творчество Н. В. Гоголя ознаменовало собой новый этап в развитии реализма.
Работая над поэмой «Мертвые души», Н. В. Гоголь стремился создать резко обличительное произведение и для этого пользовался средствами сатиры. Сатира — резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. В поэме социальная сатира сочетается с «высоким лирическим движением» авторской мысли.
Структура работы ученика над исследовательской работой:
- Оставление плана работы.
- Работа с терминологией, связанной с темой исследования (образ, поэма, повествователь и т.д.)
- Анализ текста со стороны авторских отступлений, речи повествователя и т.д. Выявление образа автора в поэме.
- Проверка набранной информации, коррекция.
- Систематизация наработанного материала.
- Описание наработанного материала в полноценный исследовательский текст.
- Написание выводов исследовательской работы.
Структура работы учителя над исследовательской работой:
- Разработка плана вместе с учеником.
- Проверка набранного материала обучающегося, корректировка, указание ошибок.
- Помощь в структурировании материала
- Проверка окончательного варианта исследовательской работы, корректировка.
- Помощь в оформлении написания введения, заключения, выводов, библиографического списка.
Ожидаемые результаты:
#1072;ктивизация интереса к знаниям;
#1088;азвитие коммуникативной направленности;
#1088;азвитие научного мышления;
#1088;азвитие творческого подхода к собственной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания исследовательского характера по "Мертвым душам" Гоголя
Карточки к урокам...
Исследовательская работа "Увлечение Н.В. Гоголя ботаникой"
Гипотеза: Н.В Гоголь увлекался ботаникой, изучал растения, что оказало важную роль в творчестве писателя, легло в основу его реалистического стиля.Цель: найти доказательства того, что Н.В.Гоголь увлек...
Научно-исследовательская работа "Особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Объект исследования – особенности речевой манеры героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».Предмет исследования – характеры героев комедии, круг их интересов, система нравственных ценностей. Цел...
Исследовательская работа "Диалектизмы в повестях Н.В. Гоголя"
Исследуется самобытная речь в повестях Н.В. Гоголя, использование диалектных слов....
Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...
Исследовательская работа на тему "Проблема творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" и в романе Оскара Уайда "Портрет Дориана Грея""
Исследовательская работа ученицы 9э класса Чекалиной Ольги...
Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина...