Задания исследовательского характера по "Мертвым душам" Гоголя
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Практикум на уроках литературы
Тема: Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Жанр и композиция.
Задание 1.
«Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, Белинский определил их жанр как роман. В истории русской литературы утвердилось это определение Белинского; и «Мертвые души», сохранив в подзаголовке слово «поэма», признаны гениальным романом из русской жизни.
Размышляя над жанром «Мертвых душ», великий критик согласился с автором, основываясь на высоком патетическом лиризме Гоголя, на обещании его показать во второй и третьей частях «Россию с другой стороны» и вывести новые лица и новых героев». (Э.Э.Найдич)
- Почему «Мертвые души» можно назвать и романом, и поэмой? Отвечая на этот вопрос, используйте словарь литературоведческих терминов.
- Перечитайте лирические отступления в поэме? Какие чувства автора в них переданы?
- Какую роль в поэме играет образ дороги? Как этот образ помогает показать «широкий охват русской жизни»?
Задание 2.
«Худ. структура «Мертвых душ» очень своеобразна. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой звеньев: помещики, городские чиновники и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Повествование в «Мертвых душах» начинается без обычной для русской прозы экспозиции- деловито и энергично. Мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мертвых душ, нам неизвестна его прошлая жизнь. Все это откроется только в последней, одиннадцатой, главе. Такое построение сюжета усиливает внутреннюю динамику рассказа».(С.И.Машинский)
- В чем своеобразие художественной структуры (композиции) «Мертвых душ»?
- Каков был идейный замысел Гоголя? Как композиция произведения помогает его раскрыть?
- Какую композиционную роль играет «Повесть о капитане Копейкине»?
Задание 3.
«Дорога в поэме представлена прежде всего в своем прямом, реальном значении- это проселки, по которым колесит чичиковская бричка, - то ухабы, то пыль, то непролазная грязь. Огромны пространства России, здесь можно и заблудиться: Чичиков ехал к Собакевичу, попал к Коробочке, «дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки». В знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы эта дорога с несущейся бричкой неприметно превращается в фантастический путь , по которому летит Русь среди других народов и государств. Неисповедимы пути русской истории («Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа») пересекаются путями мирового развития: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…» Кажется, что это те самые дороги, по которым плутает Чичиков. Символично, что из захолустья Коробочки Чичикова выводит на дорогу неграмотная девочка Пелагея (есть здесь определенная перекличка с «Капитанской дочкой»), не знающая, где право, где лево: так и конец пути и его цель неведомы самой России, движущейся неизвестно куда по какому-то наитию («мчится, вся вдохновленная Богом!...»)
В образе дороги воплощен и житейский путь Чичикова («Но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: « И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моимистранными героями…»
Но самое главное – дорога представляет собой путь духовного восхождения героев, всего человечества и самого автора. Один из любимейших символических образов Гоголя – образ лестницы, имеющий богатую мировую традицию. В «Мертвых душах» она представлена в виде символической лестницы, ведущей человеческую душу к совершенству. (В.А.Воропаев)
- Какую роль в развитии сюжетной линии играет образ дороги?
- Какое значение вкладывает в этот образ Гоголь?
Задание 4.
«Гораздо важнее буквального – иносказательный, метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души – это помещики, чиновники, сам Чичиков. Этот смысл был очевиден уже для первых читателей Гоголя. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи дневника: «Будьте не мертвые, а живые души». Выражению «мертвые души» Гоголь придавал тот специфический смысл, в котором мы употребляем его и сегодня: «мертвая душа» - это духовно умершая душа. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону, с которым связана главная идея «Мертвых душ» - идея духовного возрождения человека». (В.А.Воропаев)
- Сколько значений вкладывал гоголь в выражение «мертвые души»?
- В чем заключается глубокий философский смысл поэмы Гоголя?
- Как вы думаете, о чем мечтал писатель, создавая свою поэму?
- Чем близка поэма современному читателю?
Система образов поэмы.
Задание 1.
«Наше знакомство с помещиками начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным, и в этом есть своя внутренняя логика. ОТ одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества. Духовный, нравственный мир губернской знати ещё более узок. Мелкий корыстный расчет определяет их поведение, доводит человеческую личность до полной деградации. Завершает этот процесс Чичиков. Ловкий, хитрый, изворотливый, он представляется Гоголю самым страшным явлением в этом зверинце. Недаром последняя, одиннадцатая глава посвящена именно ему». (С.И.Машинский)
- Как вы думаете, в чем заключается внутренняя логика расположения героев в поэме?
- Почему Чичиков – самое страшное явление «в этом зверинце»?
Задание 2.
«Почти все персонажи «Мертвых душ» воспринимаются читателем как бы двойным зрением: мы видим их, во-первых, такими, какими они, уверенные в себе, кажутся самим себе, и, во-вторых, такими, какими они, соотнесенные с идеалом писателя, на самом деле являются. Этот контраст между мнимой значительностью и истинной ничтожностью, между выскзываемым благородством и и подлинной низостью – источник глубокого комизма». (С.И. Машинский)
- Каким образом Гоголь создает комический эффект в изображении персонажей поэмы?
- Прочитайте описание «озарения» Манилова. Кем он себя мнит и кем является в действительности? В каком сравнении ирония Гоголя становится особенно едкой?
«Здесь Манилов, сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту головоломного дела».
Задание 3.
«Герои Гоголя вовсе не обладают заведомо отвратительными, уродливыми качествами, которые необходимо полностью искоренить для того, чтобы исправить человека. Богатырские свойства и практичность Собакевича, хозяйственная бережливость Плюшкина, мечтательность и радушие Манилова, молодецкая удаль и энергия Ноздрева – качества сами по себе неплохие и отнюдь не заслуживают осуждения. Но все это, как любил выражаться Гоголь, льется через край, доведено до излишества, проявляется в извращенной, гипертрофированной форме». (В.А.Воропаев)
- Согласны ли вы с мнением литературоведа в том, что «герои Гоголя вовсе не обладают заведомо отвратительными, уродливыми качествами»? Что же тогда осуждается писателем?
- Какие положительные качества, по-вашему, есть в Чичикове? На что он тратит энергию, целеустремленность, изобретательность?
Задание 4.
«Главный путь к постижению России –познание природы русского человека. И поскольку в русских пословицах и поговорках наиболее полно выразились важнейшие особенности национального характера, человеческие качества, одобряемые народом или отвергаемые им, в «Мертвых душах» «пословичный» способ обобщения стал одним из важнейших принципов художественной типизации». (В.А.Воропаев)
- Почему «пословичный» способ стал важнейшим принципом художественной типизации в поэме гоголя?
- Каких героев писательхарактеризует, используя следующие пословицы и поговорки:
«Люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
«Неладно скроен, да крепко сшит».
«Что шилом кольнет, то и сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного».
«Русский человек задним умом крепок».
«Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем делу не пособить, нужно дело делать».
Задание 5.
«Сила денег для Чичикова вовсе не грубая, внешняя, а внутренняя сила духа, мысли, воли, своего рода бескорыстия, героизма, самопожертвования». (Д.С.Мережковский)
- Что движет Чичиковым? Для чего ему деньги?
- Докажите на примерах из текста поэмы, что для Чичикова «сила денег… внутренняя сила духа, воли,… героизма, самопожертвования».
Задание 6.
«На чем пытается основать свое благополучие Павел Иванович? На мертвых душах! На том, чего нет, что ничего не стоит, чего быть не может! На пустоте. Тщета предприятий и замыслов Чичикова в том, что они лишены духовного основания. Путь Чичикова бесплоден. Бесплодность. Бесплодность эта выражается через мудрость народного изречения о деле, не стоящем выеденного яйца. Именно так говорит о своем «деле» Чичиков, выведенный из себя непонятливостью Коробочки: «Есть из-за чего сердиться! Дело выеденного яйца не стоит, а я буду из-за него сердиться!» (Ю.Манн)
- Как Гоголь выносит приговор «делу», затеянному Чичиковым?
- В чем причина бесперспективности предприятия героя?
- В сожженном Гоголем втором томе «Мертвых душ» один из героев говорит: «Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да за доброе дело!» К какому выводу хотел подвести писатель своего героя и читателя?
Задание 7
«Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов герое Гоголя» (В.Г.Белинский)
«Он (Гоголь) из прошлого века корнями пророс в нашу действительность, ибо гоголевской «материи» свойственно проникать сквозь пространственный наслоения, и, будучи написанными более полутора веков назад, пьесы, повести, рассказы, в первую очередь бессмертная поэма его являются типичными для нашего времени. Одиннадцатая глава «Мертвых душ» - карьера Чичикова чем не карьера современного пройдохи – чиновника?
Весь секрет, видимо, в том, что в основе своей человек, значит и его характер, прежде всего, видимо, национальный русский характер, в худших и лучших проявлениях, особенно в худших, - мало переменчив. Вот почему в далеких гоголевских персонажах мы узнаем себя, обнаруживаем свои пороки и то самое, о чем, качая головой, говаривал творец: ‘’Ох, уж эта наша русская дурь!’’» ( В. П. Астафьев)
- Как вы думаете, почему герои Н.В. Гоголя узнаваемы среди людей разных поколений и эпох?
- Постиг ли Н.В. Гоголь русский национальный характер? Что об этом свидетельствует?
Задание 8.
«Гоголь велик в каждом своем зрелом произведении. Это образцы мировой литературы, это тот язык мира, на котором человек познает человечество.
В определенном смысле Гоголь, кажется мне, близок другому русскому гению – Менделееву, потому что, подобно менделеевской таблице химических элементов, он создает таблицу человеческих характеров и образов.
Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека – жадность, грубость, хвастовство, - персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина или Собакевича…» (С.П.Залыгин «Читая Гоголя»)
1. Почему писатель Залыгин сравнивает Гоголя с Менделеевым?
2. Как вы понимаете смысл выражения «таблица человеческих характеров и образов»?
3. Каков главный метод Н.В.Гоголя в изображении характеров?
Задание 9.
По словам Некрасова, Гоголь писал не то, что «могло бы более нравиться, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего Отечества… Это благородная и в русском мире самая гуманная личность – надо желать, чтобы по его стопам шли молодые писатели в России».
1. Как вы думаете, есть ли писатели в России, которые пошли по стопам Гоголя? Назовите их.
Литература:
О.Чернов «Практикум по литературе» М.»Вако» 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации курсовых работ исследовательского характера
Рекомендации по написанию курсовых работ исследовательского характера....
Разработка лабораторной работы исследовательского характера по теме "Изменчивость"
Разработка содержит методические рекомендации для проведения лабораторной работы по биологии по теме "Изменчивость"....
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности...
Из личного опыта работы использования заданий исследовательского характера
Все, что нас окружает сегодня – это плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, которые являются прикладными формами научной деятельности ...
Элективный курс по математике для 11 класса. Задачи исследовательского характера.
Одним из требований общего образования является дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный элективный кур...
Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева
Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева...
Практико-ориентированное задание исследовательского характера, направленное на формирование и развитие естественнонаучной грамотности
Фрагмент урока химии по теме Жёсткость воды и способы её устранения 9 класс....