Исследовательская работа на тему "Проблема творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" и в романе Оскара Уайда "Портрет Дориана Грея""
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) по теме

Исследовательская работа ученицы 9э класса Чекалиной Ольги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Искусство представляет собой особый мир, в котором нет места для корысти или безотчетного стремления к славе и богатству. Вся история человечества отражена в произведениях искусства. Обращаясь к нему, человек выходит за пределы рациональной однозначности, открывает для себя необъяснимое, загадочное. В нем часто освещаются общечеловеческие проблемы, то, что волнует людей в любой век и эпоху. Искусство способно воздействовать на человеческий разум и эмоции, пробуждать в сердцах самые искренние чувства, благородный голос и лучшие надежды. Только тогда искусство - прекрасная часть нашей жизни, только тогда, оно создается во благо.

А как относились к искусству два великих писателя – Оскар Уайльд и Николай Васильевич Гоголь?

По мнению Гоголя, искусство служит не для забавы, не является роскошью и украшением, а глубоко входит в человеческую жизнь, содействуя ее преобразованию и воспитывая людей. В произведениях искусства Гоголь чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра или зла. «Правдивость есть органическое свойство, присущее подлинному художнику. Правда – это цель искусства» - считал писатель. Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. По мнению писателя, обязательства художника перед народом велики, велика также его ответственность за все то, что он вносит своими творениями в жизнь.

Оскар Уайльд же был известен проповедью чистого искусства, чистой эстетики. Однако, как говорили некоторые его современники, он жил в плену собственных противоречий: то он сторонник этого «чистого искусства», то борец за его подчинение высоким этическим идеалам. С одной стороны глава английских эстетов, с убежденностью пророка утверждал: « Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл - в искусстве». Тогда единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия писатель видит именно в нем. Искусство для него - единственная реальность. Оно никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира». Но в то же время Уайльд утверждает совершенно обратное: «Подлинная цель искусства - это ложь, передача красивых небылиц». В искусстве он больше всего ценит искусственность, реализм для него абсолютно неприемлем. «Как метод реализм никуда не годится, - заявляет он, - и всякий художник должен избегать двух вещей: современности формы и современности сюжета». По его мнению «Задача каждого художника заключается просто в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие, ведь художник тот, кто создает прекрасное, а искусство, в сущности - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Уайльд, несмотря на эти суждения, написал глубоко нравственную книгу, где искусство мстит за обожествление красоты, преданную любовь и поруганную гармонию. Драматичная, парадоксальная история Дориана Грея, согласно Уайльду, блестящий пример того «совершенного применения несовершенных средств», в котором и заключается «этика искусства».

Понятие значения искусства имело место в творчестве обоих писателей. Они пытались донести до читателей, что оно позволяет увидеть в жизни нечто замечательное, далекое от лживой, безнравственной реальности. Оно служит непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков. Но не всегда они совершаются ради самого искусства, ради желания создавать прекрасное, не требуя взамен ни денег, ни славы. Всякий поступок в свое время влечет за собой неизбежные результаты и последствия. Для главных героев произведений «Портрет» и «Портрет Дориана Грея» искусство перестало быть символом гения и чистоты. Они перестали верно и преданно служить ему, не смогли сохранить свой талант и самих себя, получив в награду щедрые дары и всеобщее признание.

Рассматривая подробнее одного из этих героев, нужно обратиться к произведению Н. В. Гоголя «Портрет». «Портрет» - это повесть о трагедии художника, который познал радость вдохновенного творчества и не сумел отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь так описывал своего героя: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе». «Смотри, брат - говорил ему не раз его профессор, - у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Берегись, тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант». Однако, развивать свои способности художнику помешала та мука, которая делает человека способным на злодеяния, страшная мука – зависть. Когда нетерпеливый, юный Чартков задумывался о своей бедноте, «тогда завидно рисовалась в голодном его воображенье участь богача живописца; тогда пробегала даже мысль, пробегающая часто в русской голове: бросить все и закутить с горя назло всему». Чарткову не хватало мужества бороться за свой талант, не хватало стойкости характера и силы воли противостоять любви к деньгам и славе. Постепенно он стал терять свою индивидуальность и все навыки, с помощью которых он создавал свои картины. «Что, в самом деле? Зачем я мучусь и как ученик копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами» - думал он, забыв о предупреждениях своего профессора. Портрет, написанный им для знатной дамы, произвел по городу шум, а художник был осажден работами. Чартков был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград. В короткое время он входит в моду: пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Молодой художник быстро понимает, что «все нужно заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти, схватывать одно только целое, одно общее выраженье и не углубляться кистью в утонченные подробности». Скоро он уже и сам начинает дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти. А писавшиеся, само собою разумеется, в восторге и провозглашают его гением.

Н.В. Гоголь точно описал изменения, произошедшие в жизни и характере своего героя: «Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, щегольски одеваться и утверждать гласно, что художник должен принадлежать к обществу. Дома у себя, в мастерской, он завел опрятность и чистоту в высшей степени, занялся украшением всеми возможными средствами своей наружности, чтобы произвести ею приятное впечатление на дам; одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове». Теперь все изменилось для молодого художника: он богат, принят в аристократических домах, о других художниках изъясняется резко и высокомерно, однако сам он «нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Чарткову стали надоедать одни и те же портреты и лица, «которых положенье и обороты сделались ему заученными», но сделать ничего нового и удивительного он был уже не способен.

Увидев полотно одного из прежних товарищей, художник признал совершенство и понял всю бездну своего падения, понял, что когда-то променял свой талант на деньги. «Казалось, как будто в эту минуту разом и вдруг ожили в душе его те напряжения и порывы, которые некогда были ему знакомы». Чартков всерьез задумался: «Но точно ли был у меня талант, не обманулся ли я?». Рассмотрев все свои прежние картины и вспомнив о прошлой бедной и беззаботной жизни, художник с отчаянием сказал: «Да, у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…» Однако, он пренебрег утомительную, длинную лестницу постепенных сведений и первых основных законов будущего великого, за что и поплатился, когда «кисть его и воображение слишком уже заключились в одну мерку, и бессильный порыв преступить границы и оковы, им самим на себя наброшенные, уже отзывался неправильностию и ошибкою».

Чартков не был знаменит в самом начале своего творческого пути, но создавал работы, не похожие на другие, особенные. Свернув с этого пути и став известным, он приобрел уважение в обществе, которое давно перестало ценить истинную красоту, но потерял свое значение в мире искусства, где необходимо нести ответственность за талант. Он погубил свои способности и свою душу, поэтому старался уничтожить «всё лучшее, что только производило художество», стремясь разрушить само искусство, которое отомстило за его ошибку. Но, ни осознание своего нравственного падения, ни попытки вернуть хотя бы часть своего таланта, не привели к положительным результатам. И после долгих душевных терзаний и бесплодных попыток вернуть былое мастерство юный художник встретил свою смерть в отчаянии и одиночестве, ни оставив после себя ничего. Таким образом, главная мысль повести в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед поколением за свой талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.

Через всю повесть проходит еще одна мысль, мысль о беспощадной и губительной власти денег. Главный герой не смог справиться с одним из своих недостатков – алчностью. Найденные в раме портрета деньги, лишили его искреннего интереса к искусству, Чартков перестал использовать свой талант для благородных целей и во имя искусства. Художник использовал его, как средство обогащения. Таким образом, произведение «Портрет» стало одновременно и воплощением борьбы с алчностью.

Есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность, реальность и фантастика сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов 19 века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Другой писатель 19 века, Оскар Уайльд, в своем романе «Портрет Дориана Грея» тоже обращается к образу художника. Каким он его изображает? Как смотрит на отношение художника к действительности, к людям, к искусству? Бэзил Холлуорд - скромный, мудрый, высоконравственный человек, именно такой, каким видит настоящего художника Гоголь. Он очень талантлив, для него главное в жизни – живопись, беззаветное служение искусству. Художник не равнодушен к чувствам людей, к их горю и радости. Холлуорд глубоко и тонко чувствует красоту. Один из главных героев романа - Дориан Грей так говорил об этом: «Любовь, которую питает к нему Бэзил, (а это, несомненно, самая настоящая любовь), - чувство благородное и возвышенное. Это не обыкновенное физическое влечение к красоте… Нет, это любовь такая, какую знали Микеланджело, и Монтень, и Винкельман, и Шекспир…». В умении понимать красоту Оскар Уайльд ставит своего художника на один уровень с классиками. Встреча с красотой, присутствие ее в реальной жизни Холлуорда в образе Дориана Грея дает возможность художнику почувствовать тайны мира, приблизиться к познанию истины и, уже благодаря этому, создавать замечательные картины - пейзажи, портреты, в частности – портрет Дориана Грея, лучшую из его работ. Таким образом, после написания портрета, Дориан Грей стал другом Бэзила. Он был красив не только внешне, но и внутренне. Великодушный, простой, веселый, добрый, целомудренный и слегка наивный юноша - таким видим мы его в начале произведения. Однако под влиянием лорда Генри, Дориан свернул с правильного пути и поддался тем искушениям, которые преподносила ему жизнь. Он пожертвовал душой во имя вечной молодости и красоты. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось.

Первой жертвой Дориана на пути преступлений стала Сибила Вэйн, которая очень любила своего Прекрасного Принца. Но Дориан Грей, разочаровавшись в девушке, как в актрисе, отрекся от нее. Ведь он влюбился не в девушку, а в искусство, которому она безраздельно отдавалась до встречи с ним. Он любил в ней сегодня Розалинду, завтра - Имоджену. Он обожал в ней Джульетту, Офелию, Дездемону, но он никогда не любил обыкновенную девушку Сибилу Вэйн. Не выдержав разрыва со своим Прекрасным Принцем, юная Сибила с разбитым сердцем уходит из жизни, а на портрете, в свою очередь, появляется жестокая усмешка, напоминающая о совершенном Дорианом преступлении. С этого момента жизнь его меняется. Дориан все сильнее влюбляется в собственную красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души. Молодой Дориан Грей постепенно превращается в чудовище, но остается все таким же юным и прекрасным, как и в тот день, когда Бэзил закончил роковой портрет. Порочность, цинизм, пошлость, непорядочность выражались даже в самых незначительных поступках молодого человека. Например, он уволил преданного ему слугу Виктора, только потому, что тот мог догадаться о тайне Дориана, скрытой в портрете. Вскоре Дориан Грей потерял и уважение в высшем обществе Лондона, имя его было запятнано ужасными слухами и сплетнями, а люди считали его развратным и бесчестным человеком. Дружба с ним и его влияние были губительны для молодых людей, которые либо кончали жизнь самоубийством, либо скатывались на дно. Дориан Грей утратил всякое понятие о чести, о добре, о чистоте, «был заражен безумной жаждой наслаждений». Все пороки его оставляли следы на портрете, который отражал любые изменения, происходившие в его душе. Когда спустя много лет, художник Бэзил Холлуорд снова увидел нарисованный им портрет, портрет Дориана Грея, он не узнал изображенного на нем человека: «Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмылявшееся ему с полотна. В выражении этого лица было что-то возмущавшее душу, наполнявшее ее омерзением». Портрет вместил в себя все пороки и преступления, которые совершил Дориан Грей, и отразил все низменные стороны его погибшей, увядшей души, в то время как сам он оставался таким же прекрасным и обаятельным, каким был в расцветную пору молодости.

Происходит так, что, хотя и случайно, и не желая этого, - Дориан Грей убивает Бэзила Холлуорда, и такой уход из жизни лучшего из художников оставляет мрачное впечатление в душе читателя: что этим хотел сказать Оскар Уайльд? Хотел сказать о полной гибели искусства? О том, что оно не имеет никакой власти над человеком? Но финал романа все ставит на свои места. Последнее слово, а значит и победа, все- таки остается за творением художника - за искусством. Воткнув нож в портрет, Дориан Грей убивает в первую очередь себя - а не творение мастера. И своим уходом из мира он невольно дает новую жизнь прекрасному произведению - когда слуги: Фрэнсис, кучер и один из лакеев - вошли в комнату, «они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке». Это был Дориан Грей.

Таким образом, Оскар Уайльд, как и Н.В. Гоголь, своим произведением утверждает, что истинное искусство вечно, что его не разрушат никакие пороки и преступления, никакие темные силы-силы зла. Человек, запутавшийся в пороках, как в паутине, уходит из жизни, а искусство, созданное гением, остается, чтобы служить людям.

Сравнивая «Портрет» Гоголя и «Портрет Дориана Грея» Уайльда, мы видим перекличку двух писателей в решении темы - художник и искусство. Два писателя, британский и русский, жившие в разное время и в разных странах, сходятся во мнении о том, каким должен быть истинный талант.

Произведения Н.В. Гоголя и Оскара Уайльда «Портрет» и «Портрет Дориана Грея» анализировали и их современники и критики нашего времени. Исследователи и критики творчества Гоголя как прежде, так и ныне склонны большей частью согласиться с мнением автора повести. Но один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский считал, что внимания читателей достойна только первая часть. «Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Чарткову дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия». Критик добавлял: «Вся остальная половина повести невыносимо дурна». Он даже предлагал убрать из повести и портрет и ростовщика, и аукцион, то есть фактически оставить лишь первую часть. В целом известный критик неодобрительно отозвался о повести «Портрет». Белинский так высказал свое мнение об этом произведении: «Это есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом».

После отрицательного отзыва В.Г. Белинского, Гоголь решил пересмотреть свое произведение, изменить некоторые элементы. Так в свет появилась вторая редакция повести «Портрет», в которой изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Также Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей. Если в первой редакции в финале повести с полотна исчезал облик ростовщика, то во второй редакции исчезает сам портрет, который опять идет гулять по свету.

Другой критик Иннокентий Анненский в свое время тонко подметил, что повесть «Портрет» написана в форме Пролога или Минеи. Он отметил также, что «Портретом» Гоголь «напророчил» свое писательское будущее, свою творческую судьбу.

Оскар Уайльд также претерпел немало критики, как в свой адрес, так и относительно своих произведений. «Эстет» это было как бы его чином, его саном, его карьерой, профессией, его общественным положением», – писал о нём К. Чуковский. Успех его творчества сопровождался громкими скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. После публикации, вся английская критика осудила роман как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По мнению одного из критиков: «Уайльд из тех счастливцев, которые вполне обойдутся без одобрения критики и даже благосклонности читателей, поскольку их припасенное для нас доброжелательство несокрушимо и неизменно».

Другой из критиков, в свое время, говорил о его романе: «Портрет в произведении дан как метафора, как символ, как зеркало, в котором отражаются истины мира, жизни и искусства». Сам Уайльд говорил о своем произведении, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам». В предисловии к своему знаменитому роману, Уайльд написал: «Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе».

«Портрет Дориана Грея», сразу по выходе в свет снискавший скандальную славу и вызвавший разноречивые оценки современников, тем не менее, стал литературным манифестом европейского эстетизма и шедевром английской художественной прозы.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю жизнь Оскара Уайльда, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. После освобождения, один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. провёл последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве.

И Гоголь и Уайльд пытались донести до своих современников и будущих поколений то, что искусство служит для высоких целей.

Я думаю, что искусство способно отражать все грани жизни от уродливого до прекрасного. Оно дает возможность увидеть в своем беспристрастном зеркале все недостатки и изъяны человеческой личности любой эпохи, способно оказывать сильное эмоциональное воздействие на человека. Ведь и сам человек многообразен и многолик. Сегодня он Шекспир, завтра он Рафаэль, послезавтра… Не знаю, будущее покажет.


Список литературы:

1. Оскар Уайльд – «Портрет Дориана Грея»

2. Русская литературная классика. Н.В. Гоголь – «Портрет»

3. Реферат: «Судьба и творчество Оскара Уайльда».

4. Литературные имена. Оскар Уайльд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: "Фразеологизмы, их типы и стилистические функции в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»»

Объектом исследования данной работы служат «фразеологические единицы», которые используются писателями в художественных произведениях.Михаил Александрович Шолохов, замечательный русский писатель, лаур...

Научно - исследовательская работа "Математика в творчестве двух великих поэтов"

Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… Ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзи...

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Краеведческая заметка - оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество"

Данная индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения написана в сентябре - октябре 2015 года для учащихся объединения "Юные журналисты-краеведы" Полины Чешевой (17 ле...

Авторский урок- конференция по произведению Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Авторский  урок-конференция  по произведению Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" отражает тесную связь английской литературы с актуальными проблемами подрастающего поколения, нес...

Научно-исследовательская работа ""Тарас Бульба" как историческая повесть"

В работе сопоставляются экранизация повести и книга Н. В. Гоголя "Тарас Бульбв"...