Народный защитник или злодей. Образ Пугачева в фольклоре и русской литературе.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
На данном уроке рассматривается образ Пугачева в русских народных песнях, повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", очерке М. Цветаевой "Пушкин и Пугачев" и поэме С.А. Есенина "Пугачев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_zashchitnik_ili_zlodey._obraz_pugacheva_v_folklore_i_russkoy_literature.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Народный защитник или злодей?
(Образ Пугачева в фольклоре и русской литературе)
Новикова Г.А.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Смирновская СШ»
Цель: Сопоставление образа Пугачева в исторических песнях, произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина, выявление сходства и различия авторских позиций.
Задачи:
- сопоставить произведения различных жанров и различных авторов;
- найти сходные и отличные черты Пугачева, его образа в зависимости от автора и произведения;
- научить использовать дополнительную литературу (очерк М. Цветаевой «Пушкин и Пугачев») для интерпретации образа Пугачева;
- развивать навыки самостоятельной работы с книгой, выборочного чтения, устную и письменную связную речь;
- учиться давать характеристику герою по предложенному материалу;
- воспитывать интерес к чтению, к историческим личностям.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся выполняют предложенные задания, анализируют текст, делают осознанный выбор.
Личностные: учащиеся высказывают свое отношение к герою, комментируют позиции других персонажей.
Метапредметные: учащиеся расширяют круг справочных материалов, подбирают необходимые аргументы.
Класс разделен на три группы: «Историки», «Литераторы», «Литературные критики».
Предварительное домашнее задание группам:
Историки:
- Подготовить краткую историческую справку о Е.Пугачеве.
- Прочитать исторический труд А.С. Пушкина «История Пугачевского бунта».
- Выписать цитаты, подтверждающие злодейства Пугачева и оправдывающие Пугачева.
Литературные критики:
- Прочитать очерк М. Цветаевой «Пушкин и Пугачев».
- Составить конспект очерка.
Литераторы:
- Повторить изученные произведения о Пугачеве: исторические песни, роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэму С.А. Есенина «Пугачев».
- Выучить наизусть историческую песню «Пугачев казнен».
- Подготовить чтение по ролям отрывка «Разговор Пугачева с Гриневым» из главы «Незваный гость».
Ход урока:
- Оргмомент.
- Мотивация к дальнейшей деятельности.
-Прочитайте эпиграфы к нашему уроку.
1) Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека. (С.А. Есенин «Пугачев»)
2) «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный»
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
3) «Емельян, ты, наш родный батюшка!
На кого ты нас покинул?» (историческая песня «Пугачев казнен»)
- Из каких изученных нами произведений взяты эти строки? О ком они?
- Определение темы урока и целеполагание.
- Какие произведения о Емельяне Пугачеве вы читали?
- Одинаково ли представляют эту историческую личность авторы?
(Емельян Пугачев – одна из самых противоречивых личностей России. Относились к нему люди во все времена по-разному: одни –им восхищались, другие- боялись, третьи – презирали и ненавидели).
- Кто же такой Емельян Пугачев?
- Какова тема нашего урока?
(Народный защитник или злодей? (Образ Пугачева в фольклоре и русской литературе)
- Какие задачи мы перед собой поставим?
(Сопоставить произведения различных жанров и различных авторов; найти сходные и отличные черты Пугачева).
- Я приглашаю вас на заседание «Круглого стола», где свои мнения выскажут «Литераторы», «Историки» и «Литературные критики».
- Во время работы мы будем записывать выводы в тетрадь.
- Работа групп, в ходе которой проверяется домашнее задание.
Историки
- Историческая справка о Емельяне Пугачеве.
Пугачев Емельян Иванович – предводитель народного восстания. Емельян был казаком из донской станицы Зимовейская. Отменно владел ружьем, саблей и пикой. Несмотря на небольшой рост, обладал большой физической силой и выносливостью. В 1759 г. Пугачев вступил на военную службу казаком, участвовал в Семилетней войне 1756 – 1763 гг., проявил «отменную проворность» во время сражений. Участвовал он и в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг., где получил за храбрость младший офицерский казачий чин. Вернувшись по болезни домой в 1771 г., Емельян неоднократно подвергается арестам, которые сменялись побегами. Судьба занесла его на Яик, где он объявил себя чудом спасшимся императором Петром III и поднял восстание, которое началось 17 сентября 1773 г. В ноябре 1774 г. восстание было подавлено, Пугачев арестован, в железной клетке привезен в Москву, где был казнен 10 января 1775 г. на Болотной площади. Он был приговорен к четвертованию, т.е. ему должны были отрубить сначала руки и ноги, а уже потом голову. Палач, однако, «по ошибке» сначала отрубил ему голову, избавив от страшных мучений.
- Уважаемые историки, вы самостоятельно прочитали исторический труд А.С. Пушкина «История Пугачева». Каково ваше впечатление от этого произведения?
- Каким мы видим Пугачева в историческом произведении: народным защитником или злодеем? Зачитайте цитаты, которые вы выписали.
Обвинитель:
- «Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из нее сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь их, накануне овдовевшая Харлова, приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию ее родителей. Пугачев поражен был ее красотою и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для нее ее семилетнего брата».
- «Берскаяя слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жен и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев.
- Вы зачитали строки, где говорится о казнях, убийствах, о пролитии крови. Да, все это было. И если в произведении так много зверств, в нем трудно найти другую ниточку, за которую можно уцепиться. Нашли ли вы ее?
Защитник:
- «Яицкие заговорщики слишком привязаны были к своим богатым родимым берегам. Они, вместо побега, положили быть новому мятежу. Самозванство показалось им надежною пружиною. Для сего нужен был только прошлец, дерзкий и решительный, еще не известный народу. Выбор их пал на Пугачева. Им нетрудно было его уговорить». (Не сам захотел стать самозванцем, а выбрали).
- «Думал броситься в Русь, увлечь ее за собою, повсюду поставить новых судей и возвести на престол государя великого князя. Сам же я, говорил он, уже царствовать не желаю» (благие намерения – навести порядок и уйти в сторону).
- «Пугачев не что иное как чучело, которым играют воры, яицкие казаки: не Пугачев важен, важно общее негодование» (не согласись Пугачев стать самозванцем, им бы стал любой другой казак, и бунт все равно бы был).
- Каких качеств мы увидели больше, положительных или отрицательных?
(Больше отрицательных. Ведь согласился же стать самозванцем. Давал приказы казнить, закрывал глаза на беззакония, которые творили другие казаки).
Литературные критики
- А теперь «добейте» Пугачева. Покажите, что у реального исторического персонажа практически не было никаких человеческих качеств.
- История с Елизаветой Харловой, сначала помилованной Пугачевым, заканчивается трагически. Пугачев, боясь недовольства своих собратьев, отдает ее им на растерзание. Харлова и ее семилетний брат были расстреляны. Марина Цветаева пишет: «Пугачев здесь встает моральным трусом - из-за страха товарищей предающим - им в руки! - любимую женщину, невинного ребенка и любимого друга».
- Еще одна цитата из очерка М. Цветаевой «Пушкин и Пугачев»: «Пугачев из «Истории Пугачевского бунта» встает зверем, а не героем. Но даже и не природным зверем встает, ибо почти все его зверства - страх за жизнь, - а попустителем зверств, слабым до преступности человеком. И, чтобы окончательно кончить о нем: покончить с ним в наших сердцах, - одна безобразная сцена, вдвойне безобразная, со всей полнотой подлости в лице обоих персонажей: Граф Панин, к которому привели пленного Пугачева, за дерзкий - прибауточный - провидческий ответ Пугачева: «Я вороненок, а ворон-то еще летает», - ударяет Пугачева по лицу в кровь и вырывает у него клок бороды (NB! Русское «лежачего не бьют».) Что же делает Пугачев? Встает на колени и просит о помиловании».
- Марина Цветаева помогла нам сделать выводы: моральный трус; встает зверем, а не героем; попуститель зверств; слабый до преступности человек.
- Итак, мы узнали, каков Пугачев на самом деле. А теперь я предлагаю разобраться в пародоксальности ситуации. Слово предоставляется литераторам.
Литераторы
Исторические песни
(чтение наизусть исторической песни «Пугачев казнен»)
Нет больше народного заступника.
Емельян, ты, наш родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось…
Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать…
- На уроках литературы мы изучили несколько исторических песен про Пугачева. Отметьте в текстах песен, как называет народ Емельяна Пугачева. О чем это говорит?
(Народная любовь к герою видна из песен «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Люди назвали Пугачева «народным заступником», «звёздочкой», «добрым молодцем», «красным солнышком», а себя после его казни — «сиротами». Это ещё более подчёркивает благодарность народа к сделанному Емельяном Пугачёвым, сожаление о его гибели. В любом случае народ любил и уважал казака-самозванца за все его качества, писал о нём как о самом близком человеке.)
Литераторы
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А теперь проведем очную ставку дат: «История Пугачевского бунта» - 1834 г. «Капитанская дочка» - 1836 г. Зная тексты обоих произведений, увидев, каким разным в них представлен один и тот же человек, подумайте, какой вопрос вы бы задали Пушкину после всего этого?
- Как Пушкин, зная все о Пугачеве, написал «Капитанскую дочку»?
- Зачем нужно было Пугачева, низкого и малодушного человека, превращать в высокого и великодушного?
- Проследим, каким мы видим Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - народным защитником или злодеем?
Обвинитель:
- Можно выделить черты злодея: казнь коменданта Ивана Кузьмича, изувеченного башкирца, Ивана Игнатьевича, Василисы Егоровны. Потакал повстанцам в разбое и грабеже.
Защитник:
- В отношении Василисы Егоровны прямого приказа «казнить» не было. Пугачев приказал: «Унять старую ведьму!». Слово «унять» можно понимать по-разному.
Пугачев помиловал Гринева, несмотря на то, что тот был офицер, да еще и отказался поцеловать ему руку, т.е. присягнуть новому императору и перейти на его сторону. В этом эпизоде проявляется великодушие Пугачева.
Литературные критики:
- Как прокомментировала эти эпизоды Марина Цветаева?
«Пугачев в ту минуту был - власть, нет, больше - насилие, нет, больше - жизнь и смерть. Но - негодовала ли я на Пугачева, ненавидела ли я его за их казни? Нет. Нет, потому что он должен был их казнить - потому что он был волк и вор. Нет, потому что он их казнил, а Гринева, не поцеловавшего руки, помиловал, а помиловал - за заячий тулуп. То есть - долг платежом красен. Благодарность. Благодарность злодея. Об этом, а не ином, сказано в Евангелии: в небе будет больше радости об одном раскаявшемся грешнике, нежели о десяти несогрешивших праведниках.
Пугачев никому не обещал быть хорошим, наоборот - не обещав, обратное обещав, хорошим – оказался».
Литераторы
- Прочитайте по ролям эпизод «Разговор Пугачева с Гриневым» из главы «Незваный гость». (Пугачев, Гринев, слова автора)
- Что движет Пугачевым, когда он пытается заполучить Гринева в свои ряды?
(Может быть, благодарность за тулуп)
- Благодарность уже давно исчерпана дарованием жизни. Что еще?
(Тогда это зов сердца, возможно, даже какая-то неосуществимая отцовская любовь)
- Действительно, Гринев Пугачеву по сердцу пришелся. Сначала жизнь подарил, теперь властью одарить хочет. Но ведь Гринев не поцеловал Пугачеву руки, мог ли Пугачев надеяться, что Гринев все-таки перейдет на его сторону?
(Пугачев заранее знал, что ответит Гринев, поэтому «мрачно молчал», ожидая ответа)
- А если бы Гринев сказал «да», изменилось бы отношение Пугачева к нему, не разочаровалось бы сердце в новом соратнике?
(Скорее всего, разочаровалось бы. Ведь Пугачев и полюбил Гринева за честность, правду и прямоту. А скажи Гринев «да», эти качества развеялись бы в прах. И Гринев бы стал одним из тех, кого у Пугачева и без него хватает. Человеку, предавшему присягу один раз, не составит большого труда предать еще раз. Именно таким и было все окружение Пугачева. Пугачев говорил о своих соратниках, что они в любой момент продадут его, спасая свои головы.)
- Какие же человеческие качества способен ценить Пугачев?
(Долг, верность, преданность, честность, порядочность)
Литературные критики
- Как эту сцену оценивает М. Цветаева в своем очерке?
«Эта сцена - поединок великодушии, соревнование в величии. Очная ставка, внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца. Очная ставка, внутри Гринева, влечения человеческого с долгом воинским. Очная ставка Долга - и Бунта, Присяги - и Разбоя, и - гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин. Пугачев съел обиду, пересилив все, Гринева понял, и не только на волю, но изнутри своей волчьей любви - отпустил: «Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». (Читай: что должен.) Самозванец - врага - за правду - отпустил.
- Сделаем выводы: каким же мы видим Пугачева на страницах «Капитанской дочки» А.С. Пушкина?
- Пугачев изображен как самозванец. Ему хочется всевластия. Но он изображен и как сильная личность, способная на добро отвечать добром. Ценит в человеке такие человеческие качества как долг, верность, преданность, честность, порядочность.
Литераторы
С.А. Есенин «Пугачев»
- А.С. Пушкин писал свои пугачевские произведения спустя 60 лет после их свершения, когда еще были живы многие очевидцы тех ужасных событий. С.А. Есенин написал поэму «Пугачев» в 1921 году, почти через 150 лет после бунта. Как вы думаете, почему Есенин обратился к этой теме?
- Есенин жил в кровавую эпоху: Октябрьская революция, гражданская война. Он обращается к истории, стремясь понять настоящее, изучает судьбы людей, живших в переломные эпохи.
- Каким представлен образ Пугачева в начале поэмы?
В начале поэмы, измученный долгой дорогой, больной, спасшийся от врагов и смерти:
Ох, как устал и как болит нога!..
…Рать врагов распалась,
Не удалось им на осиновый шест
Водрузить головы моей парус.
- Но это не останавливает его. В разговоре с Караваевым он хочет продолжить мятеж:
Эта ночь, если только мы выступим,
Не кровью, а зарею окрасила б наши ножи,
Всех бы солдат без единого выстрела
В сонном Яике мы могли уложить...
- Чем Пугачев озабочен?
Он озабочен тяжелой жизнью крестьян:
Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живет здесь мудрый наш мужик?
Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овес на водопой рысцой,
И на грядках, от капусты пенных,
Челноки ныряют огурцов?
Так же ль мирен труд домохозяек,
Слышен прялки ровный разговор?
Пугачеву важно, чтобы у крестьянина была возможность заниматься мирным трудом, пахать, сеять.
- Что говорят о Пугачеве? Какие слухи ходят?
Знаете вы, у казаков гуляет весть,
Что какой-то жестокий поводырь
Идет отомстить за себя,
Идет отомстить Екатерине.
- Послушаем, что говорит Хлопуша о Пугачеве (просмотр фрагмента спектакля по поэме С.А. Есенина «Пугачев»)
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
- Хлопуша сам каторжник и убийца. Ему все равно, что Пугачёв притворяется Петром III, он хочет познакомиться с ним. Народ любит его не за титулы, а за отвагу и удаль.
- Что советует народу Пугачёв, когда узнает, что Екатерина после смерти Петра III отдала все богатства края «под надзор дворян»?
Невеселое ваше житье!
Но скажи мне, скажи,
Неужель в народе нет суровой хватки
Вытащить из сапогов ножи
И всадить их в барские лопатки?
- С какой целью Пугачев объявляет себя Петром III?
В разговоре со сторожем Пугачев слышит, что народ говорит о Петре III, верит, что он бы мог быть их предводителем. Эту мысль и подхватывает Пугачев.
Сторож
С первых дней, как умер третий Петр,
Над капустой, над овсом, над рожью
Мы задаром проливаем пот.
Пугачев
Я стращать мертвецом вас не стану,
Но должны вы, должны понять,
Что этим кладбищенским планом
Мы подымем монгольскую рать!
- Самому Пугачеву нравится прикрываться чужим именем умершего человека,
Нет, я для всех теперь не Емельян, а Петр...
Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
- Каким образом Пугачев попадает в плен?
Не пугайтесь жестокого плана…
Я хочу предложить вам:
Связать на заре Емельяна
И отдать его в руки грозящих нам смертью властей.
- Каким мы видим Пугачева в конце поэмы?
В последней главе «Конец Пугачева» перед нами он одинокий и всеми преданный.
Неужели и вправду отзвенели мечи?
Неужель это плата за все, что я выстрадал?
Юность, юность! Как майская ночь,
Отзвенела ты черемухой в степной провинции.
А казалось... казалось еще вчера...
Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...
- Каким же мы видим Пугачева на есенинских страницах?
В этой поэме Пугачев волевой, верный своим идеям, не смотря на разгром, он не оставляет своих планов, жестокий. Еще он самоуверенный. Наверное, самоуверенность его и подвела, нельзя так слепо верить толпе, которая тебя же и предала. Он добрый и прощает даже своих друзей-предателей. Личность Пугачева трагична и одинока.
- Выводы
- Два великих поэта, Пушкин и Есенин, обратились к личности легендарного бунтаря. Мы увидели, насколько разным получился Пугачев в их произведениях. Так кто же он, народный заступник или злодей?
Такую противоречивую личность, как Пугачев, нельзя рассматривать ординарно. Для властей и дворянства он, конечно, злодей. Для простого народа – заступник. И Пушкин, и Есенин пытались показать обе стороны его личности, но чаша весов «народный заступник» все-таки перевесила. Марина Цветаева писала: «Пугачев и черным-то дан только для того, чтобы чище дать его белым».
- Выставление оценок
- Домашнее задание (подготовка к ОГЭ)
Как Вы понимаете значение слова ДОЛГ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему «Что важнее: человеческие взаимоотношения или воинский долг?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
В круг своих позвал Пугачев Гринева, своим его почувствовал. Желание заполучить в свои ряды? Расчет? Нет. Перебежчиков у него и так много было, и были среди них и поценнее ничем не замечательного дворянского сына Гринева. Значит - что? Влечение сердца. Черный, полюбивший беленького. Благодарность за заячий тулуп уже была исчерпана - дарованием жизни. Это приглашение за стол уже было чистое влечение сердца, любовь во всей ее чистоте. Пугачев Гринева в свои ряды звал, потому что тот ему по' сердцу пришелся, чтобы ввек не расставаться, чтобы («фельдмаршалом тебя поставлю») еще раз одарить: сначала - жизнь, потом - власть. И нетерпеливая, нестерпимая прямота его вопросов Гриневу, и мрачное ожидание Гриневского ответа (Пугачев мрачно молчал) вызваны не сомнением в содержании этого ответа, а именно его несомненностью: безнадежностью. Пугачев знал, что Гринев, под страхом смерти не поцеловавший ему руки, ему служить - не может. Знал еще, что если бы мог, он, Пугачев, его, Гринева, так бы не любил. Что именно за эту невозможность его так и любит. Немало у Пугачева было добрых молодцев, парней - ничуть не хуже Гринева. Нет, ему нужен был именно этот - чужой. Мечтанный. Невозможный. Вся эта сцена - только последняя проверка - для последней очистки души - от надежды.
Будем внимательны к самому концу этого бессмертного диалога:
« - Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины (князья). Как ты думаешь?
- Нет, - отвечал я с твердостью.- Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра - так отпусти меня в Оренбург».
Значит - Гринев поверил. В полное бескорыстие Пугачева, в чистоту его сердечного влечения.
Пугачев задумался.
« - А коли отпущу, - сказал он, - так обещаешься ли, по крайней мере, против меня не служить?»
Этот вопрос - его последняя ставка, последний сдаваемый им фронт (сдал - все').
« - Как могу тебе в этом обещаться? - отвечал я. - Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего...»
Что в этом ответе? Долг. Неволя, а не воля.
Эта сцена – поединок в великодушии, соревнование в величии.
Очная ставка, внутри Пугачева, самовластья с собственным влечением сердца.
Очная ставка, внутри Гринева, влечения человеческого с долгом воинским.
Очная ставка Долга - и Бунта, Присяги - и Разбоя, и - гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин.
Пугачев съел обиду, пересилив все, Гринева понял, и не только на волю, но изнутри своей волчьей любви - отпустил:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....
Образ кошки в Мифологии, фольклоре и русской литературе
Данная тема интересна для учащихся 5-11 классов.На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.Основные ...
Урок по литературе "Образ Пугачева по повести А.С.Пушкина"
Вводится понятие метаморфоза, с помощью которого создан образ Пугачева. На примере иллюстраций учащимся в доступной форме объясняется новое слово....
Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)
Тема исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....
Народный защитник или злодей? (Образ Пугачева в фольклоре, повести А..С. Пушкина "Капитанская дочка", поэме С.А.Есенина "Пугачев")
Сопоставление образа Пугачева в исторических песнях, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина...
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей?
Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей? На уроке подчёркивается важность решения вопроса, которым обозначена тема урока, для понимания концепции ...
учебный проект учителя «Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе»
Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к детальному изучению художественного произведения, вызвать интерес к русской литературе. Проект предназначен для развития ...