Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Сорокина Марина Александровна

На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№1 г.Электросталь М.А. Сорокина

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке литературы по теме «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» (8 класс)

На уроке использованы электронные образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и ФЦИОР.

Форма организации деятельности: коллективная работа: мини- конференция.

Цель: расширить знания об истории создания произведения, раскрыть глубину и обаяние личности Пугачева, проверить понимание идейного смысла произведения, его художественных особенностей.

Задачи:

  1. определить художественную функцию образа Пугачева;
  2. развивать речевую, коммуникативную, культуроведческую, информационную компетенции;
  3. воспитывать любовь к историческому прошлому своей страны, внимательное отношение к художественному слову.

         Роль учителя: создать и организовать ситуацию для обсуждения, подготовка             вопросов, подготовка раздаточного материала (учебные статьи).

         Роль ученика: принять участие в решении проблемных задач и в их обсуждении.

      1. Задать эмоциональный настрой учащихся, вызвать интерес к теме урока, подготовить детей к дискуссии поможет работа на начальном этапе урока с 2-мя учебными статьями (в распечатанном виде):

Учебная статья «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»

Учебная статья «Писатели и критики о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».

Вопросы к 1-й статье:

  1. Какие особенности образа Пугачёва в «Капитанской дочке» подчеркнуты в приведённых выше высказываниях?
  2. В чём заключается обаяние Пугачёва «Капитанской дочки» для М. Цветаевой?
  3. Найдите ключевое слово, передающее ее отношение к герою.

Вопросы ко 2-й статье:

  1. Какие достоинства пушкинской повести «Капитанская дочка» отмечены в приведённых высказываниях?
  2. Обратите внимание на высказывание Ф.М.Достоевского. Что общего в оценке Пугачева Цветаевой и Достоевским?
  3. Почему, как вы думаете, приведенный фрагмент был исключен из печатного текста речи?
  4. Согласны ли вы с приведенными высказываниями? Постараемся убедиться в их справедливости или, наоборот, в неправильности, проанализировав текст.

       2. Основная часть урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий практического модуля для углубленного изучения «Образ Пугачева и пугачевщины  в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»» (ФЦИОР). Учитель при этом задает классу дополнительные вопросы.

     Работа с 1-й  страницей.

  1. Сообщение заранее подготовленного ученика о замысле писателя, о значимости образа Пугачева. (Материал для сообщения можно взять из вложений данного модуля).
  2. Вспомните, как называется глава, в которой впервые появляется тот, кто в дальнейшем окажется Пугачевым?
  3. Прослушайте фрагмент из книги М.Цветаевой «Мой Пушкин». Какой смысл вкладывает поэтесса в слово «вожатый»?
  4. Рассмотрите иллюстрацию ко 2-й главе. Символом чего является образ бурана в этой главе, как он связан с судьбой Пугачева? После ответа учащихся открывается окно с 1-й подсказкой (с правой стороны экрана) и проверяется правильность ответа.
  5. Прочитайте стихотворение Пушкина «Бесы» (окно со 2-й подсказкой). Сравните его с описанием метели в повести.
  6. В чем иносказательный смысл разговора вожатого с хозяином умета? О каких событиях идет речь? Правильность ответа проверятся открытием 3-й подсказки.
  7. Рассмотрите портрет Пугачева неизвестного художника. Таким ли вы его представляли? Какие детали портрета самые выразительные, на ваш взгляд?
  8. В чем необычность 2-й встречи Гринева и Пугачева? Какова символика пророческого сна Гринева? Правильность ответа проверяется путем открытия всплывающего окна.
  9. Как повлияет заячий тулупчик, подаренный Гриневым вожатому,  на их дальнейшие отношения? Открывается всплывающее окно.

Работа со 2-й страницей.

  1. Каким образом начинают сбываться пророчества сна Гринева? При каких обстоятельствах происходит следующая встреча героев?
  2. Посмотрите видеофрагмент «Казнь офицеров» и иллюстрацию А.Бенуа «Расправа с побежденными» (на модуле). Каким предстает Пугачев в эпизоде взятия Белогорской крепости?
  3. Как относится рассказчик к событиям, связанным с именем Пугачева?
  4. Какой эпизод повести заканчивается признанием Гринева: «Все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом» (вопрос модуля). Что означает слово «пиитический»? В чем трагизм этой сцены? Правильность ответа проверяется открытием вложения с ключами.

(Закончив работу со 2-м слайдом, можно отключить проектор).

  1. В каких еще сценах показана обреченность Пугачева?
  2. Послушайте аудиофрагмент  «Калмыцкая сказка» в исполнении Б.Ерофеева.
  3. Удалось ли актеру передать характер Пугачева, осознание им трагизма своей судьбы?
  4. Вновь обратимся к  высказыванию Ф.М.Достоевского. А что в повести «комично», что «с беззаветным русским добродушием»?

Работа с 4-й страницей.

  1. Выберите из перечисленных отрывков тот, в котором Пугачев сбрасывает театральную маску крестьянского царя и становится просто человеком? (вопрос модуля)
  2. В чем противоречивость образа Пугачева?
  3. Рассмотрите иллюстрацию Д. Шмаринова  «Пугачев перед казнью» и посмотрите фрагмент фильма «Капитанская дочка».
  4. С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?
  5. Еще раз обратимся к высказываниям Цветаевой и Достоевского. Они стали понятнее для вас? Что бы вы хотели добавить?

 В качестве домашнего задания  логично дать творческую работу.

 В рассмотренном модуле есть много подсказок и вложений, содержащих исторический материал, который можно использовать учителем при подготовке к вступительному уроку по повести «Капитанская дочка» или предложить детям для индивидуальных сообщений.

На таких уроках учитель является организатором познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися,  управляет их мыслительной деятельностью, познавательным развитием; ученик выступает в роли партнера учителя.

Ссылки:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb5099c-420b-43f6-ab81-3ace20b18dd7/%5BLI8RK_4-03%5D_%5BTE_05%5D.htm
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a72818f3-e91f-47b6-97a9-2d648aedc619/%5BLI8RK_4-05%5D_%5BTE_02%5D.htm 
  3. http://fcior.edu.ru/card/28495/obraz-pugacheva-i-pugachevshina-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-uglublennoe-izuchenie.html 
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116540/?interface=catalog&class=50&subject=10 
  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface=catalog&class=50&subject=10 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».

Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...