Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_s_ispolzovaniem_elektronnyh_obrazovatelnyh_resursov.zip | 10.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№1 г.Электросталь М.А. Сорокина
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке литературы по теме «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» (8 класс)
На уроке использованы электронные образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и ФЦИОР.
Форма организации деятельности: коллективная работа: мини- конференция.
Цель: расширить знания об истории создания произведения, раскрыть глубину и обаяние личности Пугачева, проверить понимание идейного смысла произведения, его художественных особенностей.
Задачи:
- определить художественную функцию образа Пугачева;
- развивать речевую, коммуникативную, культуроведческую, информационную компетенции;
- воспитывать любовь к историческому прошлому своей страны, внимательное отношение к художественному слову.
Роль учителя: создать и организовать ситуацию для обсуждения, подготовка вопросов, подготовка раздаточного материала (учебные статьи).
Роль ученика: принять участие в решении проблемных задач и в их обсуждении.
1. Задать эмоциональный настрой учащихся, вызвать интерес к теме урока, подготовить детей к дискуссии поможет работа на начальном этапе урока с 2-мя учебными статьями (в распечатанном виде):
Учебная статья «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»
Учебная статья «Писатели и критики о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».
Вопросы к 1-й статье:
- Какие особенности образа Пугачёва в «Капитанской дочке» подчеркнуты в приведённых выше высказываниях?
- В чём заключается обаяние Пугачёва «Капитанской дочки» для М. Цветаевой?
- Найдите ключевое слово, передающее ее отношение к герою.
Вопросы ко 2-й статье:
- Какие достоинства пушкинской повести «Капитанская дочка» отмечены в приведённых высказываниях?
- Обратите внимание на высказывание Ф.М.Достоевского. Что общего в оценке Пугачева Цветаевой и Достоевским?
- Почему, как вы думаете, приведенный фрагмент был исключен из печатного текста речи?
- Согласны ли вы с приведенными высказываниями? Постараемся убедиться в их справедливости или, наоборот, в неправильности, проанализировав текст.
2. Основная часть урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий практического модуля для углубленного изучения «Образ Пугачева и пугачевщины в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»» (ФЦИОР). Учитель при этом задает классу дополнительные вопросы.
Работа с 1-й страницей.
- Сообщение заранее подготовленного ученика о замысле писателя, о значимости образа Пугачева. (Материал для сообщения можно взять из вложений данного модуля).
- Вспомните, как называется глава, в которой впервые появляется тот, кто в дальнейшем окажется Пугачевым?
- Прослушайте фрагмент из книги М.Цветаевой «Мой Пушкин». Какой смысл вкладывает поэтесса в слово «вожатый»?
- Рассмотрите иллюстрацию ко 2-й главе. Символом чего является образ бурана в этой главе, как он связан с судьбой Пугачева? После ответа учащихся открывается окно с 1-й подсказкой (с правой стороны экрана) и проверяется правильность ответа.
- Прочитайте стихотворение Пушкина «Бесы» (окно со 2-й подсказкой). Сравните его с описанием метели в повести.
- В чем иносказательный смысл разговора вожатого с хозяином умета? О каких событиях идет речь? Правильность ответа проверятся открытием 3-й подсказки.
- Рассмотрите портрет Пугачева неизвестного художника. Таким ли вы его представляли? Какие детали портрета самые выразительные, на ваш взгляд?
- В чем необычность 2-й встречи Гринева и Пугачева? Какова символика пророческого сна Гринева? Правильность ответа проверяется путем открытия всплывающего окна.
- Как повлияет заячий тулупчик, подаренный Гриневым вожатому, на их дальнейшие отношения? Открывается всплывающее окно.
Работа со 2-й страницей.
- Каким образом начинают сбываться пророчества сна Гринева? При каких обстоятельствах происходит следующая встреча героев?
- Посмотрите видеофрагмент «Казнь офицеров» и иллюстрацию А.Бенуа «Расправа с побежденными» (на модуле). Каким предстает Пугачев в эпизоде взятия Белогорской крепости?
- Как относится рассказчик к событиям, связанным с именем Пугачева?
- Какой эпизод повести заканчивается признанием Гринева: «Все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом» (вопрос модуля). Что означает слово «пиитический»? В чем трагизм этой сцены? Правильность ответа проверяется открытием вложения с ключами.
(Закончив работу со 2-м слайдом, можно отключить проектор).
- В каких еще сценах показана обреченность Пугачева?
- Послушайте аудиофрагмент «Калмыцкая сказка» в исполнении Б.Ерофеева.
- Удалось ли актеру передать характер Пугачева, осознание им трагизма своей судьбы?
- Вновь обратимся к высказыванию Ф.М.Достоевского. А что в повести «комично», что «с беззаветным русским добродушием»?
Работа с 4-й страницей.
- Выберите из перечисленных отрывков тот, в котором Пугачев сбрасывает театральную маску крестьянского царя и становится просто человеком? (вопрос модуля)
- В чем противоречивость образа Пугачева?
- Рассмотрите иллюстрацию Д. Шмаринова «Пугачев перед казнью» и посмотрите фрагмент фильма «Капитанская дочка».
- С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?
- Еще раз обратимся к высказываниям Цветаевой и Достоевского. Они стали понятнее для вас? Что бы вы хотели добавить?
В качестве домашнего задания логично дать творческую работу.
В рассмотренном модуле есть много подсказок и вложений, содержащих исторический материал, который можно использовать учителем при подготовке к вступительному уроку по повести «Капитанская дочка» или предложить детям для индивидуальных сообщений.
На таких уроках учитель является организатором познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися, управляет их мыслительной деятельностью, познавательным развитием; ученик выступает в роли партнера учителя.
Ссылки:
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb5099c-420b-43f6-ab81-3ace20b18dd7/%5BLI8RK_4-03%5D_%5BTE_05%5D.htm
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a72818f3-e91f-47b6-97a9-2d648aedc619/%5BLI8RK_4-05%5D_%5BTE_02%5D.htm
- http://fcior.edu.ru/card/28495/obraz-pugacheva-i-pugachevshina-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-uglublennoe-izuchenie.html
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116540/?interface=catalog&class=50&subject=10
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface=catalog&class=50&subject=10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...
Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».
Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...