Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей?
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelyan_pugachyov.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе
Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей?
Концепция: Емельян Пугачёв как носитель контрастных черт русского национального характера. Щедрость, милосердие, радушие, благородство и жестокость, вольница, разбойничья сила как грани русского национального характера.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство учащихся с исторической личностью Пугачёва;
-знакомство учащихся с мировоззрением этого героя в повести;
-дать представление о гранях русского национального характера.
Развивающие:
-развитие познавательного интереса к эпохе второй половины XVIII века через изучение исторических документов, связанных с пугачевским восстанием;
-развитие навыка анализа текста и самостоятельной работы с книгой;
-развитие навыка подбирать цитатную характеристику героев;
- развитие эмоций и воображения учащихся;
-расширение словарного запаса;
-развитие творческого мышления.
Воспитательные:
- воспитание интереса к чтению, к историческим личностям.
- воспитание у учащихся уважительного отношения к таким нравственным категориям, как «честь», «чувство долга», «верность своему слову», «человеческое достоинство» «благородство», «милосердие».
Тип урока: анализ и обобщение изученного.
Оборудование:
- раздаточный материал для работы в группах.
- записи из фонохрестоматии;
- иллюстрации в учебнике (авторы учебника: Гулин, Романова. Литература, 2 часть);
- компьютер
Оформление доски:
- тема урока, число;
- слова для словарной работы: помиловать, милость, милосердие;
- Эпиграф: Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
А.С. Пушкин. «Герой».1830 г.
Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, делать выводы, работать в группах и индивидуально.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Как я уже говорила, стихийные народные бунты всегда интересовали Пушкина, и более всего впечатляла фигура Пугачёва. Пугачёв - личность неоднозначная. У каждого человека был и есть свой Пугачёв.
Современники также воспринимали его по-разному. Послушаем, к каким выводам пришли ребята, которые выполняли инд.задание.
Задание: Тематическим центром для устного творчества второй половины XVIII в. являются песни, связанные с крестьянской войной 1773—1774 гг. Прослушайте исторические песни. Отметьте в текстах песен, как называет народ Емельяна Пугачёва. О чём это говорит?
Выступление группы. Простой люд воспринимал Пугачёва как «народного заступника», страдальца.
Люди назвали Пугачёва «народным заступником», «звёздочкой», «добрым молодцем», «красным солнышком», а себя после его казни — «сиротами». Это ещё более подчёркивает благодарность народа к сделанному Емельяном Пугачёвым, сожаление о его гибели).
Учитель: Отрывок из «Замечаний о бунте»: Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачёва. «Грех сказать, — говорила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал». — «Расскажи мне, — говорил я Д. Пьянову, — как Пугачёв был у тебя посажёным отцом». — «Он для тебя Пугачёв, — отвечал мне сердито старик, — а для меня он был великий государь Пётр Фёдорович».
Как вы видите, в народе образ Пугачёва быстро приобретает черты легендарного героя.
3.Сообщение темы урока. В ходе занятия мы должны ответить на вопрос, вынесенный в качестве темы урока. Чтобы понять идею произведения, необходимо понять прежде всего, каков пушкинский Пугачёв: герой или злодей?» В конце урока хочется услышать, кем Пугачёв оказался лично для вас, каким вы его увидели?
Приступим к анализу повести.
- Как описана внешность Пугачёва в «Капитанской дочке» (гл.2,7, 8). Глаза: сверкающие, ястребиные, блистающие, огненные, живые большие глаза так и бегали
Черты лица, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
- Какие выводы о его характере на основе наблюдений над внешностью можно сделать?
Хитрость, ум, сила духа, проницательность, хищность, но в то же время приятное лицо, ничего свирепого - противоречие задано уже во внешнем облике героя. (Характеристика Пугачёва и выводы фиксируютсяся в таблице в тетради).
Пушкин знал, как выглядел исторический Пугачёв.Писатель был знаком с документами, в которых была описана его внешность.
- Послушайте и сделайте вывод, похож ли пушкинский Пугачёв на своего исторического прототипа?
Как видим, в пушкинском портрете много общего с историческими свидетельствами.
- Посмотрите на предложенные иллюстрации (в учебнике). Иллюстрация Перова В.Г. «Пугачёв» (стр.158) и иллюстрация «Пугачёв». Портрет, приложенный Пушкиным к изданию «Истории Пугачёва»(стр.168).Сравните взгляд Пугачёва, выражение его лица, позу. Сделайте вывод о том, какие черты характера отметил художник в том и другом случае?
(на 1-грозная сила, нахмурен, чувствуется жестокость в образе, безумие; на 2-ничего жестокого в облике, ничего властного, ближе к народному восприятию).
- Какое из этих изображений, на ваш взгляд, ближе к тому Пугачёву, который действует в «Капитанской дочке»?
Ответить однозначно нельзя, так как Пугачёв у Пушкина-натура противоречивая. Почему он таков? Разберёмся в ходе нашего урока.
- Жесток ли Пугачёв?
Вот что сказано об этом в «Истории Пугачёва»: «…за крепостью уже ставили висилицу; перед нею сидел Пугачёв, принимая присягу жителей и гарнизона. К нему привезли Харлова, обезумленного от ран и истекающего кровью… Пугачёв велел казнить и с ним прапорщика Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая. Гарнизон стал просить за своего доброго коменданта; но яицкие казаки…были неумолимы». «Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины [крепость Татищеву]. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу;… Жену его изрубили. Дочь его, накануне овдовевшая Харлова приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию её родителей. Пугачёв был поражён её красотой и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для неё семилетнего брата. …Все офицеры были повешены».
- Какими показаны здесь пугачёвцы? (жестокими убийцами, грабителями)
- А в повести жесток ли Пугачёв? Какие злодейства совершает?
Жестокость. ( фиксируется в таблице в тетради).
- Анализ сцены совета Пугачёва со своими сподвижниками. Встреча с Гринёвым.
-Какие отношения сложились между Пугачёвым и его сподвижниками?
-Похожи ли они на взаимоотношения императора и царедворцев?
Межу ними дружеские отношения, они связаны единой целью, одним положением, одной судьбой.Это ещё больше подчеркивается любимой песней Пугачёва.
- Прослушайте её и постарайтесь ответить на вопросы: О чём песня? О чьей судьбе поют?
Поют в том числе и о своей судьбе. Они осознают, на что идут, но их не остановить. Почему же они не отступают?
- Какое впечатление производит песня на Гринёва? («поразила его пиитическим ужасом»)
Как Пугачёв объясняет причину, по которой он помиловал Гринёва? (Чтение отрывка). За добродетель, т.е. за добрые дела. Значит Пугачёв-человек, который может оценить добро и готов добром ответить на добро. ( выводы фиксируются в таблице в тетради).
- Почему Гринёв не присягает Пугачёву? Как он сам об этом говорит?
- Какие слова объясняют жизненную позицию героя? Объясните её?
«Казнить так казнить, миловать так миловать» - широта русской натуры, стремление к крайностям, размах души, желание делать всё в полную силу. ( Выводы фиксируются в таблице в тетради).
Милуя Гринёва, Пугачёв проявляет подлинное милосердие. (Словарная работа: способность на милосердие фиксируется в таблице в тетради)
- Где ещё Пугачёв раскрывает свои взгляды на жизнь?
В калмыцкой сказке. Инд.задание: 4 ученика читают подготовленные дома мини-сочинения, в которых давали трактовку калмыцкой сказки.
Пугачёв и Гринёв высказывают своё отношение к жизни благодаря этой истории. Для Пугачёва лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гринёву отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.
Итак, А.С.Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачёва, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея .Но Пугачёв прощает Гринёва, потому что видит в нём человека достойного, благородной души, честного, искреннего. Гринёв становится тем человеком, который приоткрывает в Пугачёве то доброе начало, которое сокрыто в нём, приглушено. Пугачёв предстаёт перед нами не только как злодей.
- Один раз Пугачёв милует Гринёва в припадке «великодушия» или эта ситуация повторяется? Пугачёв до конца следует своим словам.
- Почему известие о том, что в Белогорской крепости обижают сироту, вызывает у Пугачёва ярость?
Пугачёв способен к милосердию. Для него существуют нравственные принципы, свято хранимые народом.
Вспомним, что помиловав Гринёва в первый раз, Пугачёв, отпуская его в Оренбург, даёт Гринёву своего рода наказ - объявить, что он будет у города через неделю.
- О чём это говорит? Зачем он это делает? Кого такие поступки напоминают?
-благородство, некое хвастовство, удаль. (фиксируется в таблице в тетради)
Напоминают Святослава - древнерусского князя-воина, который всегда предупреждал своих противников : «Иду на вы!», т.е. проявляются народные основы его характера.
- Сравните с действиями военачальников Оренбурга? Как держатся они?
Трусят, боятся активных действий, предпочитают оборону и даже говорят о подкупе. Боятся ответственности).
- Как Гринёв относится к Пугачёву?
Цитаты: гл.11, гл.12, гл.13 ( фиксируется в таблице в тетради)
Он увидел в Пугачёве не только злодея, но и простого человека, способного на милосердие, на прощение, на широкий жест, благородный поступок, но не может принять его жизненной позиции. Он не может признать правоту того, кто живёт убийством и разбоем.
Рефлексия.
- Кто же Пугачёв у Пушкина: народный заступник или злодей?
Рефлексия.
- Кем оказался Пугачёв для вас? Почему?
Пушкин в образе Пугачёва показал способности русского человека и на милосердие, и на неслыханную жестокость. Эти качества в Пугачёве доведены до предела, поэтому однозначно трактовать его образ нельзя. В нём есть и то, и другое.
В ««Капитанской дочке»», по выражению Гоголя, Пушкин попытался приоткрыть всё то лучшее, что живёт в человеческих душах.
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
А.С. Пушкин. «Герой».
Таким героем, которому оставлено сердце, в «Капитанской дочке» становится Пугачёв.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Маша Миронова. Характеристика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии-7 классТема: «Русский женский народный костюм»
В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...
Изобразительное искусство 5 класс Тема урока: « Праздничная народная одежда»
Разработка урока изолбразительного искусства...
Урок-практикум в 8 классе по теме "Емельян Пугачёв.Злодей или благодетель?" (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
Урок стороится на групповой работе по построению слайдов к общей итоговой работе- презентации по теме "Емельян Пугачев.Злодей или благодетель?"...
Конспект внеклассного занятия по теме:Викторина Русские народные сказки"
Внеклассное занятие разработано для учащихся 1 и 2 класса коррекционной школы 8 вида. к занятию подготовлена презентация....
Чтение и развитие речи в 5 классе Тема урока : Нанайская народная сказка «Айога»
Урок по литературному чтению в 4 классе по нанайской сказке "Айога"...
Конспект занятия кружка "Домисолька" . Тема "Оркестр русских народных инструментов".
На занятии идёт разговор о музыкальных инструментах оркестра русских народных инструментов, о его составе, об В.В. Андрееве, его создателе. Ребята прослушают, как звучит каждый инструмент и оркес...
Конспект урока по предмету речевая практика (2 вариант) 1 класс Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок
Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урокЦель: развитие связной речи школьников.Задачи:Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки.Развивать память...