Технологическая карта к уроку литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 9 классе на тему:
«Глаголом жги сердца людей».
(Анализ стихотворения «Пророк» в рамках изучения темы поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина).
Тип урока по дидактической цели: объяснение нового материала, анализ стихотворного текста.
Цель урока: на основе анализа стихотворения «Пророк» показать новое понимание Пушкиным поэтического дара – служение, исполнение воли Бога.
Форма урока: коллективная
Задачи: обучение анализу стихотворения; формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие творческих способностей и монологической речи учащихся; воспитание высоких человеческих идеалов.
Учебные:
Развивающие: развить речь учащихся, логическое мышление и память, читательскую зоркость, внимание.
Познавательная: узнать значение новых слов.
Воспитательные: способствовать воспитанию чувства долга, ответственности за свои действия.
Планируемый результат: правильное понимание учащимися прочитанного текста, новых слов, рассматриваемых на уроке, решение проблемных вопросов и определение своей позиции по отношению к авторскому замыслу, переход на широкий круг вопросов о предназначении поэта.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, портрет А.С. Пушкина, рисунки к стихотворению. ,бибилейские иллюстрации.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- В. Непомнящий «Пророк»
- В Непомнящий «Дар» (Заметки о духовной биографии Пушкина) – в журнале «Новый мир» № 6 /1989 года.
- И.В.Золотарёва «Уроки литературы в 9 классе»
- Справочник школьника, 5-11 классы: Литература/ Под ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2003.
Понятия, рассматриваемые на уроке: перс, зеницы, отверзлись, уста, празднословный, виждь , внемли.
Технологии: проблемное обучение, элементы технологии критического мышления.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.
Домашнее задание:
Обязательное: выучить стихотворение,
По желанию: написать мини- эссе «Место поэта в мире» или «В чём предназначение поэта?».
Приложение №1.
С августа 1824 года поэт живёт в Михайловском, имении Пушкиных в Псковской губернии, куда он был сослан Александром 1. События последнего года были тяжелыми. Во-первых, известие о казни друзей. «Он прочёл приговор в «Северной пчеле»: «Приговор Верховного Уголовного Суда, состоявшийся 11-го сего месяца о пятерых государственных преступниках, коих оным решено повесить, исполнен сего июля 13-го дня поутру в 5-м часу, всенародно, на валу кронверка Санкт-Петербургской крепости». Лист выпал из рук. Он большими шагами ходил от угла к углу, как зверь, которого захлопнули в клетке. Рылеев, Пестель, Муравьёв-Апостол, Каховский, Бестужев-Рюмин: всех пятерых он знавал! Утром после бессонной ночи он сидел над тетрадью и упорно чертил один за другим профили, профили… И под пером возникала виселица и фигуры пятерых повешенных. Перо его было немо. В голове возникала всего лишь одна короткая строчка: «И я бы мог…».
И только в сентябре 1826 года он получает возможность приехать в Москву. Но как это происходило? По приказу Николая 1 А.С.Пушкина в срочном порядке в сопровождении конвойного офицера привозят в Москву. Известны такие воспоминания о встрече с императором:
- Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге? – спросил государь.
- Встал бы в ряды мятежников, - ответил поэт.
Приложение №2.
Послушаем 6 главу из Книги пророка Исайи (Ветхий Завет, Библия).
«1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.
2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!
4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа.
. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.
7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.
Приложение №3.
Группа № 1.
Серафим шестикрылый – ангел, который к Творцу предстоит ближе всего, они огнеобразны и пламенеют любовью к Богу и других побуждают к такой любви, само слово «серафим» в переводе с еврейского означает «пламенеющий»; влачиться – тащиться, тягостно двигаться; перстами – пальцами; зениц – глаз; отверзлись – открылись;
вещие – видящие насквозь, далеко, глубоко; внял – услышал; горний – высокий, верхний, небесный; дольней – растущей в самом низу; гад – морское и земное пресмыкающееся;
уста – рот; десницею – правой рукой; рассек – разрубил; угль – уголь; водвинул – вставил; отверстую – открытую; глас – голос; воззвал – вскричал; восстань – встань; виждь – смотри; внемли – слушай со вниманием.
Какое звучание славянизмы придают всему произведению и возможно ли их заменить современными русскими словами?
Славянизмы создают атмосферу торжественности момента, возвышенности переживаний поэта.
Группа №2
. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
(Эпитеты: «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».
Сравнения: «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Инверсия прилагательных: «сердце трепетное», «десницею кровавой».
Анафора: 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.
Синтаксический параллелизм: И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье».
Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка.)
Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
(В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени.)
Множество глаголов – их более 20, а с отглагольными частями речи – до 30!
Перед нами не описание, а действие, поскольку всякая духовная работа – созидание, изменение внутреннее через конкретные поступки в реальной жизни. В последних 4 строках 5 глаголов повелительного наклонения – это наказ, требование, напоминание о долге поэта.
Группа № 3.
1. Работа с цитатами.
Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение.
Литературовед В. Непомнящий пишет: «Весь мир ради человека – это главный смысл «Пророка» … вся истина художественного мира Пушкина». Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свой ответ.
Философ, священник С. Булгаков заметил, что «в зависимости от того, как мы уразумеваем «Пророк», мы понимаем и всего Пушкина». Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте своё мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организации урока литературы
Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...
Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева
Урок построен по технологии педагогические мастерские....
Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....
Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...