Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Турчук Людмила Витальевна

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник ощутит себя во временном  и художественном процессе. Это идеал обучения и воспитания. Вершина при  нравственном и эстетическом "восхождении".  

 Учителям и ученикам   Бежицкого района г. Брянска литературно-краеведческое изучение  стихотворения  Н.А. Некрасова "Железная дорога"    позволяет  приблизиться к подобному идеалу. В середине 19 века в дебрях недалеко от древнего города  Брянска была проложена железная дорога. Условия её строительства весьма схожи с описанием строительства железной дороги в художественном произведении поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

учителя  МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова»

Турчук Людмилы Витальевны

Учебный предмет: литература.

Класс: 6г.

УМК: учебник  для общеобразовательных учреждений  в двух частях «Литература. 6 класс» (часть первая) под редакцией В.Я. Коровиной.

Тема урока:  Связь событий, описанных  в стихотворении  Н.А. Некрасова

«Железная дорога», с появлением посёлка Бежица (из истории строительства железной дороги Орёл – Витебск).

Тип урока: открытие новых знаний, краеведение, интегрирование.

Цели урока:

1) деятельная  –  развивать читательскую внимательность и активность, способность к аналитической деятельности, проектированию.

2)  образовательная  –  формировать представление о связи событий, описанных в художественном произведении и происходивших на самом деле.

3) воспитательная  –  воспитывать внимательных, вдумчивых читателей и граждан, интересующихся историей Отечества.

Оборудование:

стационарный  компьютер,  проектор,  экран,  

презентация  «История Бежицы»,  

брошюра  историко-лингвистической экскурсии  

«История города – история языка»  (продукт  проекта  учащихся  6б  класса МБОУ  БГЛ №2   им.  М. В.  Ломоносова  в 2012/13 уч. г.),  

учебник литературы,  тетрадь.

Технологическая карта изучения темы

Этапы

урока 

Деятельность

 учителя 

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация

к деятельности.

Цель –

включение учащихся в деятельность

на личностно-значимом уровне.

Включение в деловой ритм.

Подготовка к уроку.

Распределение

по группам-командам.

Выбор капитана.

Самоопределение (Л).

Планирование сотрудничества

с учителем, сверстниками (К).

Целеполагание (Р).

2.Актуализация

и пробное учебное действие.

Цель –  

проверка знаний для готовности

к «открытию новых знаний».

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недочёты.

1. Фронтальный опрос.

2. Викторина

по новому материалу.

Дают  ответы.

Выявляется группа- победитель.

Сильнейшие  в группах организуют новую команду (по желанию) и выбирают капитана  или остаются в прежней группе для продолжения сотрудничества.

Планирование  учебного сотрудничества (К).

Целеполагание (Р).

Анализ с  целью выявления логической закономерности (П).

3. Постановка учебной задачи.

Цель – обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Задаёт «наводящие» вопросы.

Контролирует личностно-групповую активность учащихся.

Учащиеся пытаются найти ответы.

Читают фрагменты текста.

Вспоминают известные  краеведческие сведения.

В результате –  предварительно приходят к  выводу

о связи событий, описанных

Н.А. Некрасовым

в стихотворении «Железная дорога», и тех событий, которые происходили на территории современной Бежицы во второй половине

19 века.

Целеполагание (Р).

Постановка вопросов (П).

Самостоятельное формулирование целей темы (П).

Формулирование проблемы (П)

4.  Выявление места и причины

затруднения.

Цель – формирование

у учащихся  способности   выстраивать логическую цепочку, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Рассказывает о виде учебной

деятельности – проекте.

Предлагает познакомиться с презентацией «История Бежицы»

ученицы  другого класса Виноградовой Маргариты

(как  частью

проекта «История города –

история языка» 6б кл.

в 2012/13 уч. году –

1-ое место на городском конкурсе проектов).

Демонстрация проекта.

Узнают о данном проекте.

Знакомятся с презентацией.

Сопоставляют  свои краеведческие сведения об истории возникновения Бежицы с информацией в презентации ученицы другого класса

(теперь – 7б).

Выдвигают  

и  обосновывают гипотезу

 (через   логическую  цепочку :  

время

 и  причины начала строительства железных  дорог

 в России, особенность судьбы Петра Губонина,  сельцо Губонино,  деревня Губониха,  посёлок и станция  Бежица,

завод,  БМЗ… – описание строительства железной дороги в стихотворении)

о связи событий: описанных в художественном произведении и происходивших при образовании Бежицы.

Отмечают особенность личности Петра Губонина.

Выражают своё мнение об  умении Виноградовой Маргариты создавать

краеведческую презентацию.

Прогнозирование своих учебных проектов.

Сопоставление (Р).

Составление логической цепочки (П).

Анализ (Р).

 Коррекция (Р).

Обмен впечатлениями (К).

Прогнозирование (Р).

5. Первичное

закрепление.

Цель – проговаривание и закрепление нового материала,  выявление пробелов осмысления, коррекция.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, обобщает и предлагает задания для закрепления.

Даёт  первичное понятие о типизации,

реализме и критическом реализме.

Учащиеся  проговаривают  варианты логической цепочки.

Комментируют ответы.

Осмысливают понятие о типизации, реализме,   критическом реализме.

Выбор оптимального алгоритма ответа (П).

Контроль (П).

Осмысление (П).

Коррекция (Р).

Оценка (Р)

Работа в группе (команде) (К).

6. Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону (логической цепочке).

Задание на дом.

Цель –

 контроль знаний

и задание на дом (работа над пробелами и   закрепление

полученных знаний,

размышление о собственной инициативе-проекте).

Организует деятельность

по воспроизведению

новых знаний.

Даёт задание на дом

с учётом

качества  

данного воспроизведения и

индивидуальной перспективы

(проекта).

Самостоятельно работают.

Организуют самопроверку

по эталону

(логической цепочке).

Получают задание

на дом.

Самоконтроль (Л, Р).

Самокоррекция. (Л, Р)

Выделение (К).

Воспроизведение логической цепи рассуждений (П).

Самоопределение (Л). Прогнозирование (Р).

7. Рефлексия деятельности.

Цель – закрепление и коррекция способов деятельности, учебная перспектива.

Организует рефлексию.

Уточняет групповые (командные)

и индивидуальные результаты достижения цели учащимися.

Напоминает о дифференцированности и перспективности  домашнего задания.

Оценивает работу

на уроке.  

Осуществляют самооценку и оценку работы одноклассников в своей группе (команде) и в других группах.

Соотносят цели и результаты урока.

Намечают учебную перспективу.

Умение выражать свою мысль (К, П).

Умение слушать других и понимать их

(К, Л).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Р).

Прогнозирование (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

технологическая карта урока литературы в 5 классе Стихотворение"Тройка"Н.А.Некрасова

Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.Некрасов "Стихотворение "Тройка"Главная задача урока: обучение работы с текстом, формирование навыка...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...