Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник ощутит себя во временном и художественном процессе. Это идеал обучения и воспитания. Вершина при нравственном и эстетическом "восхождении".
Учителям и ученикам Бежицкого района г. Брянска литературно-краеведческое изучение стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога" позволяет приблизиться к подобному идеалу. В середине 19 века в дебрях недалеко от древнего города Брянска была проложена железная дорога. Условия её строительства весьма схожи с описанием строительства железной дороги в художественном произведении поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
учителя МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова»
Турчук Людмилы Витальевны
Учебный предмет: литература.
Класс: 6г.
УМК: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература. 6 класс» (часть первая) под редакцией В.Я. Коровиной.
Тема урока: Связь событий, описанных в стихотворении Н.А. Некрасова
«Железная дорога», с появлением посёлка Бежица (из истории строительства железной дороги Орёл – Витебск).
Тип урока: открытие новых знаний, краеведение, интегрирование.
Цели урока:
1) деятельная – развивать читательскую внимательность и активность, способность к аналитической деятельности, проектированию.
2) образовательная – формировать представление о связи событий, описанных в художественном произведении и происходивших на самом деле.
3) воспитательная – воспитывать внимательных, вдумчивых читателей и граждан, интересующихся историей Отечества.
Оборудование:
стационарный компьютер, проектор, экран,
презентация «История Бежицы»,
брошюра историко-лингвистической экскурсии
«История города – история языка» (продукт проекта учащихся 6б класса МБОУ БГЛ №2 им. М. В. Ломоносова в 2012/13 уч. г.),
учебник литературы, тетрадь.
Технологическая карта изучения темы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к деятельности. Цель – включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Включение в деловой ритм. | Подготовка к уроку. Распределение по группам-командам. Выбор капитана. | Самоопределение (Л). Планирование сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Целеполагание (Р). |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Цель – проверка знаний для готовности к «открытию новых знаний». | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недочёты. 1. Фронтальный опрос. 2. Викторина по новому материалу. | Дают ответы. Выявляется группа- победитель. Сильнейшие в группах организуют новую команду (по желанию) и выбирают капитана или остаются в прежней группе для продолжения сотрудничества. | Планирование учебного сотрудничества (К). Целеполагание (Р). Анализ с целью выявления логической закономерности (П). |
3. Постановка учебной задачи. Цель – обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Задаёт «наводящие» вопросы. Контролирует личностно-групповую активность учащихся. | Учащиеся пытаются найти ответы. Читают фрагменты текста. Вспоминают известные краеведческие сведения. В результате – предварительно приходят к выводу о связи событий, описанных Н.А. Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», и тех событий, которые происходили на территории современной Бежицы во второй половине 19 века. | Целеполагание (Р). Постановка вопросов (П). Самостоятельное формулирование целей темы (П). Формулирование проблемы (П) |
4. Выявление места и причины затруднения. Цель – формирование у учащихся способности выстраивать логическую цепочку, выдвигать гипотезу и её обосновывать. | Рассказывает о виде учебной деятельности – проекте. Предлагает познакомиться с презентацией «История Бежицы» ученицы другого класса Виноградовой Маргариты (как частью проекта «История города – история языка» 6б кл. в 2012/13 уч. году – 1-ое место на городском конкурсе проектов). Демонстрация проекта. | Узнают о данном проекте. Знакомятся с презентацией. Сопоставляют свои краеведческие сведения об истории возникновения Бежицы с информацией в презентации ученицы другого класса (теперь – 7б). Выдвигают и обосновывают гипотезу (через логическую цепочку : время и причины начала строительства железных дорог в России, особенность судьбы Петра Губонина, сельцо Губонино, деревня Губониха, посёлок и станция Бежица, завод, БМЗ… – описание строительства железной дороги в стихотворении) о связи событий: описанных в художественном произведении и происходивших при образовании Бежицы. Отмечают особенность личности Петра Губонина. Выражают своё мнение об умении Виноградовой Маргариты создавать краеведческую презентацию. Прогнозирование своих учебных проектов. | Сопоставление (Р). Составление логической цепочки (П). Анализ (Р). Коррекция (Р). Обмен впечатлениями (К). Прогнозирование (Р). |
5. Первичное закрепление. Цель – проговаривание и закрепление нового материала, выявление пробелов осмысления, коррекция. | Учитель устанавливает осознанность восприятия, обобщает и предлагает задания для закрепления. Даёт первичное понятие о типизации, реализме и критическом реализме. | Учащиеся проговаривают варианты логической цепочки. Комментируют ответы. Осмысливают понятие о типизации, реализме, критическом реализме. | Выбор оптимального алгоритма ответа (П). Контроль (П). Осмысление (П). Коррекция (Р). Оценка (Р) Работа в группе (команде) (К). |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (логической цепочке). Задание на дом. Цель – контроль знаний и задание на дом (работа над пробелами и закрепление полученных знаний, размышление о собственной инициативе-проекте). | Организует деятельность по воспроизведению новых знаний. Даёт задание на дом с учётом качества данного воспроизведения и индивидуальной перспективы (проекта). | Самостоятельно работают. Организуют самопроверку по эталону (логической цепочке). Получают задание на дом. | Самоконтроль (Л, Р). Самокоррекция. (Л, Р) Выделение (К). Воспроизведение логической цепи рассуждений (П). Самоопределение (Л). Прогнозирование (Р). |
7. Рефлексия деятельности. Цель – закрепление и коррекция способов деятельности, учебная перспектива. | Организует рефлексию. Уточняет групповые (командные) и индивидуальные результаты достижения цели учащимися. Напоминает о дифференцированности и перспективности домашнего задания. Оценивает работу на уроке. | Осуществляют самооценку и оценку работы одноклассников в своей группе (команде) и в других группах. Соотносят цели и результаты урока. Намечают учебную перспективу. | Умение выражать свою мысль (К, П). Умение слушать других и понимать их (К, Л). Рефлексия (П). Смыслообразование (Р). Прогнозирование (Р). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник для 5 класса о...
технологическая карта урока литературы в 5 классе Стихотворение"Тройка"Н.А.Некрасова
Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.Некрасов "Стихотворение "Тройка"Главная задача урока: обучение работы с текстом, формирование навыка...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»
Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...