Материалы для конкурса "Мой лучший урок"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Михайлова А. С.

Заявка для участия в конкурсе "Мой лучший урок"; конспект урока, пояснительная записка и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_zayavka.docx15.91 КБ
Файл otkrytyy_urok._bunin._kavkaz.docx29.16 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx15.41 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx13.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ольговская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов по гуманитарному направлению

«Мой лучший урок»

Разработала и провела Михайлова Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

без категории.

2023-2024 учебный год

Анкета-заявка на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

по гуманитарному направлению

#1060;амилия, имя, отчество автора (полностью):

Михайлова Анна Сергеевна

2. Год, месяц день рождения: 1996 год январь 15

3. Место работы:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ольговская средняя общеобразовательная школа »

4. Полный адрес: индекс 307424 Курская область Кореневский район село Ольговка. д.213

федеральный телефонный код города _847147 телефон 3-28-58 e-mail:

5. Должность: учитель русского языка и литературы

6. Педагогический стаж работы: 5 лет

7. Преподаваемый предмет: русский язык и литература

8. Класс проведения урока - 8 , количество детей в классе - 6

9. Домашний адрес автора (полностью) : индекс 307410 Курская область пгт. Коренево ул. 70 лет Октября д. 29, кв 24

10. Мобильный телефон : 8-905-158- 9450 e-mail: Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения

Лященко Ольга Александровна

Телефон: 8960-697-2172

12. Сайт учреждения:

Я, Михайлова Анна Сергеевна, даю согласие на обработку персональных данных.

Подпись руководителя образовательного учреждения

О.А.Лященко

М.П. Дата заполнения




Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольговская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

Открытый урок литературы на тему:

«И. А. Бунин «Кавказ»»

Учитель русского языка и литературы:

Михайлова А. С.

2023г.

Конспект урока литературы

Класс: 8

Тема: «И. А. Бунин «Кавказ»»

Дата: #1075;.

Цель: в рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви, о том, каким показывает нам это чувство И. А. Бунин

Задачи:

развивающая:

формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

образовательная:

познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь по литературе, ручка.

Ход урока:

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

#1054;рганизационный момент:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Организация внимания.

-Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте поприветствуем друг друга искренними улыбками и пожелаем мысленно успешной работы.

-Проверим готовность к уроку: на партах у вас должны быть: учебники, тетради и ручки.

Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Проверяют готовность к уроку.

Умение организовать своё рабочее место.

Самоконтроль своих действий.

#1040;ктуализация знаний и мотивация

Сообщение темы и целей урока.

Постановка и формулирование учебной задачи

  1. – Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение вы прочитали дома? ( И. А. Бунин «Кавказ»)

Прослушайте:

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
(слайд 1)

-- Какой темой объединены эти строчки и рассказ И. А. Бунина?

Вспомните, пожалуйста, когда же мы уже ставили такой вопрос на предыдущих уроках? При изучении каких произведений?

Значит, мы можем сказать, что сегодня мы продолжим говорить об этой же теме, только уже в творчестве нового автора.

Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока звучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ. (слайд 2) Запись даты и темы в тетрадь.

Слово учителя (чтение)

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги «Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут.

Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку:

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. (слайд 3)

И.Бунин

(Запись эпиграфа в тетрадь)

-- Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)

– Как вы думаете, любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье?

– Используя слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ и знак препинания ТИРЕ, составьте свою формулу любви Запись в тетрадь и пояснение.

III. Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради.

Темой любви

Л. Н. Толстой «После бала», А. П. Чехов «О любви», А. И. Куприн «Куст сирени».

Делают записи в тетрадь.

Формулируют цель урока.

Умение определять цель деятельности на уроке.

#1056;абота по теме урока

Групповая деятельность

Слово о писателе (видео). Рассматривание портретов И.Бунина

Как вы думаете, в какой период жизни писателя сделаны эти фотографии? – (ОБРАТИТЬ внимание на последнюю, где в глазах Бунина слёзы)

Слово учителя: Как вы думаете, почему в глазах немолодого уже писателя стоят слёзы? – ответы учащихся.

– Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ?

Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

V. Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)

-- Когда и где происходит действие рассказа?

– Летом- подтверждение текстом.

-- Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)-- Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

-- Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

-- В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

-- В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

-- Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

Слово учителя -- Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».

-- Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.

Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы):

1 группа - Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»

2 группа - Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»

3 группа -Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»

Задания (слайд 4): Найдите и выпишите слова, которые выражают: цвет, свет, пространство, настроение и ощущения героев, звуки (на общую работу вам 5 минут )

Беседа (зачитывание ответов с примерами)

– Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка?

ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки -- от глухих до сильных, выразительных.

Художественно-выразительные средства в рассказе.

Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1 группа - эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа– сравнения; время работы 3-5 минут)

Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.

-- Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)

-- Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )

ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.

-- Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.

-- Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)

-- Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

-- Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

- Почему же все-таки герои – муж и жена - не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?

Слово учителя

Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).

- Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника)

- Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)

- Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?

Эпизоды рассказа

Описания природы

Чувства и настроение героев

Вечер в Москве перед отъездом на юг.

Холод, дождь, грязь, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер.

Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...

Место, которое нашли герои для отдыха.

Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно...

Природа как райский сад, герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье.

Но: слёзы, потому что ещё две-три недели - и опять Москва!

Ночь на Кавказе.

Громоздились... удивительные облака; пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды; НО: страшные тучи, злобная буря; чернота лесов; удары грома...

Тревога, приближение беды

- Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

- Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно. ( Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)

- Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее - реальность, грозящая катастрофой.

-- Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

- Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)

--- Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

-- В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,,После бала») -- На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему

Тоска по родине.

(Сначала в Москве, потом на Кавказе).

Отвечают на вопросы

Познавательные: умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные: умение понимать и слушать других.

4. Итог урока

Итоговое слово учителя.

Домашнее задание.

Рефлексия

-Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради.

Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Напишите мини-сочинение «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» с опорой на текст рассказа.

Оцените свою работу( сделал, умею, научился) и работу класса (активно, быстро, правильно) на уроке символическим сердцем – очень понравилось, овалом - понравилось, треугольником – понравилось, не все, можно улучшить работу, ответы)

Комментирую.

-Спасибо за работу, урок окончен.

Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль

Делают запись в дневник.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Работа представлена по гуманитарному направлению.

Урок литературы был проведен в 8 классе на тему: «И. А. Бунин. «Кавказ»».

В учебном базисном плане отведено 68 часов в год (2 часа в неделю - 34 учебные недели). Изучение литературы предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:

  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.
  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» (1 CD MP3).
  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 8 класс.
  • Н.В.Беляева. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей.
  • Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы

Произведение входит в раздел учебника «Из литературы XX века».

В классе, в котором проводился урок, 6 обучающихся. Дети с разным уровнем подготовки. Дети умеют работать в парах, умеют взаимодействовать во фронтальной работе. Умеют оценивать свою работу и работу одноклассников.

Педагогическая цель урока: уметь анализировать произведение в целом и по отдельным эпизодам, строить учебный диалог.

Структура урока соответствовала общей цели и повлияла на положительный результат урока. На все этапы время было распределено рационально. Все этапы логично связывались. На каждом этапе отобрано оптимальное количество наглядности (портрет писателя, фильм-биография, презентация и др.). Работа детей корректировалась в ходе урока, в зависимости от их возможностей.

Содержание отобрано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности детей и учетом возрастных особенностей данного класса.

На уроке использовались разнообразные методы и приемы: словесный (диалог, дискуссия), наглядный. Применялись педагогические технологии: технология смыслового чтения и информационно-коммуникационная. Выбранные методы и приемы повлияли на положительную результативность урока.

Структура, содержание и методы привели к формированию УУД: продолжили учиться применять методы информационного поиска, формировать умение слушать и понимать других.

Урок прошел в доброжелательной обстановке. Несмотря на то, что у детей разный уровень подготовленности, удалось вовлечь всех в учебный процесс и вызвать интерес к данной теме. Цели урока достигнуты. Все справились с заданием.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 8 классе

Класс: 8

Тема: «И. А. Бунин «Кавказ»»

Дата: #1075;.

Цель: в рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви, о том, каким показывает нам это чувство И. А. Бунин

Задачи:

развивающая:

формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

образовательная:

познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь по литературе, ручка.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

-личностное самоопределение;

-мотивация.

Познавательные УУД:

-применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:

-формирую умение слушать и понимать других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

-планирование;

-ориентировка в ситуации;

-прогнозирование;

-принятие решения;

-оценка.

Тип урока: урок-освоение нового материала. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся восьмого класса. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Использовался наглядный материал (портреты писателя). Каждый этап урока был продуман, в том числе и по времени. Хорошим подспорьем стал текст произведения. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Для каждого ученика была создана ситуация успеха. Запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психических особенностей детей.

По моему мнению, урок достиг своих целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы на конкурс "Мой лучший урок"

В 2012 году я приняла участие в конкурсе "Мой лучший урок" . Тема урока " Курение - как социально-экологическая проблема в обществе и пути ее решения". Форма проведения урока : урок- круглый стол. Дан...

Муниципальный педагогический конкурс «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов» Номинация: «ЭУММ для урока»

Муниципальный педагогический конкурс «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов»Номинация:        «ЭУММ для урока»...

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Материалы участия в конкурсе "Мой лучший урок"

В данном материале присутствует сценарный план урока, самоанализ урока, рецензия на урок, пояснительная записка, а также материалы участия в очном этапе конкурса: презентация с докладом и буклет....

Материалы конкурса "Мой лучший урок"

В материалах содержится: сценарный план урока, презентация к уроку, самоанализ проведенного урока, пояснительная записка....

Материалы к конкурсу "Мой лучший урок"

Материалы к конкурсу "Мой лучший урок"...