Материалы на конкурс "Мой лучший урок"
план-конспект урока по экологии (9 класс) по теме

Окунева Яна Ивановна

В 2012 году я приняла участие в конкурсе "Мой лучший урок" . Тема урока " Курение - как социально-экологическая проблема в обществе и пути ее решения". Форма проведения урока : урок- круглый стол. Данный конспект урока может быть использован как учителем - предметником, так и классным руководителем. Материалы урока собраны учащимися 9-х классов, которые проводили предварительные мини- исследования к уроку по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока 

Тема:  «Курение как социально – экологическая проблема в обществе и меры борьбы с этой вредной привычкой»

Автор: Окунева Яны Ивановны,

 учитель географии МАОУ СОШ № 12

МО город-курорт Геленджик

Тип урока: урок – игра «Проведение круглый стол «Курение как социально – экологическая проблема в обществе и меры борьбы с этой вредной привычкой» »

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о вредных привычках на примере курения.

Задачи:

  1. обучающие: дать понятия о вредных привычках на примере курения.
  2. развивающие: продолжить формирование исследовательских навыков и компетенций у учащихся в ходе выполнения мини исследований. 
  3. воспитывающие: развить у учащихся позицию негативного отношения к курению и сформировать основы валеологической культуры.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоаппаратура, конвертики  с отметками, плакат для приклеивания отметок.

Учащиеся в классе разбиты по группам, которым были даны опережающие задания. На урок приглашены эксперты: врач-нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, школьный психолог, родители, старшеклассники из числа курящих (которые согласятся участвовать в уроке).

Ход урока:

На стенах плакаты с антиникотиновой тематикой.

Звучит песня Аллы Пугачевой. На экране идут фотографии певицы. Появляется слайд с газетной вырезкой.

Голос за кадром: Изнуряющее Примадонну заболевание связок  явилось следствием затяжной простуды и неумеренного курения. Столичные светилы перед болезнью Аллы Борисовны оказались бессильными, поэтому она была вынуждена направиться в Набережные Челны, где практикует один их лучших в мире врачей, занимающихся проблемами голоса. Он подверг Пугачеву серьезному обследованию и … запретил курить. А ведь раньше она считала, что дым благотворно воздействует на ее связки!

Музыка заканчивается. На сцену выходят участники круглого стола: ведущий, учащиеся школы, эксперты: врач – нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, заядлые курильщики.

Ведущий: 

На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что

  1. в настоящее время до 60% мужчин и 20 % женщин – жителей Земли – систематически курят, иначе 40 % взрослого населения нашей планеты являются курильщиками;
  2. в настоящее время в мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков;
  3. в развитых странах соотношение курящих мужчин и женщин составляет, соответственно, 41% и 21%, в развивающихся – 50% и 8 %;
  4. в развитых странах один среднестатистический курильщик выкуривает 6,6 сигарет ежедневно;
  5. в России за последние 10 лет число курильщиков увеличилось на 14%.

Курение является социально - экологической проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить свое здоровье и здоровье своих будущих детей от продуктов курения.

Почему человек начинает курить? Какой вред наносит курение здоровью человека? Как помочь курильщику бросить курить? Эти и многие другие вопросы сегодня тема нашего круглого стола.

Ведущий: Прежде мы начнем обсуждение этой актуальной, если не сказать злободневной темы, разрешите представить наших экспертов.

Представление экспертов (врач нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, главный врач сельской поликлиники, представители общественности).

В течение последних двух лет учащимися нашей школы с разных позиций исследовалась данная проблема. И сегодня мы хотим представить результаты исследований в этой области, которые провели учащиеся нашей школы.

Из истории вопроса. (Доклады учащихся).

Группа «Историки»:Курение табака возникло еще в глубокой древности. Так в Египте, при раскопках могил фараонов, относящихся к XXI-XXIII векам до нашей эры, были найдены глиняные курительные трубки.

Курение стало быстро распространяться в Европе после второй экспедиции Колумба в Америку в 1496г. Его спутник испанский монах Роман Пано вывез из провинции Тобаго на острове Гаити в испанской колонии Санто-Доминго семена табака и впервые посеял его в Испании как декоративное растение. По одним данным, табак получил свое название от местности, откуда был вывезен, по другим - от индийской трубки для курения. Из Испании табак "переселился" в Португалию. Затем плантации табака появились в ряде южных стран. В начале XVI века табак появился в Турции, во второй половине XVI века - в Англии, Германии, Австрии, в начале XVII века - в Японии, Китае, а затем и в других странах Азии.

В России распространение табака началось в XVII веке. В России во время царствования Михаила Романова курильщиков подвергали телесным наказаниям - палочным ударом по подошвам, при повторном курении отрезали нос. Алексей Романов за курение приказывал курильщика пороть кнутом. Он запретил ввоз табака в Россию.

В медицинской литературе 40-х годов XVIII века появляются работы видных ученых о вредном действии табака на организм человека.

В Европе гонение на курильщиков постепенно прекратилось, начало развиваться производство табака, т. к. торговля им приносила хорошие доходы.

В России курение получило распространение в период царствования Петра I. Первые табачные фабрики появились в XVII века в Англии и Голландии. В России - в первой четверти XVIII века в селе Ахтырка на Украине, во второй половине века - сначала в Петербурге, затем в Москве.

К концу XVIII века в мире уже не было страны, куда бы ни проник табак. Развивалась новая отрасль промышленности - табачная. В настоящее время наибольшее количество сигарет выпускается в США и Японии. Несмотря на то, что во многих развитых странах население отказывается от употребления табака, промышленность продолжает интенсивно работать, а продукция сбывается в другие страны.

В настоящее время во всем мире курят сотни миллионов людей: мужчин и женщин разных национальностей и возрастов, образования, социального положения. Курят, не задумываясь о последствиях, растворяя свое здоровье в табачном дыму. Распространение курения уже называют эпидемией. Курение было и остается одной из главных проблем современной профилактической медицины.

Ведущий: Какой вред наносит табак и курение на организм человека?

Смотрим сюжет. (Идет видео ролик о вреде курения)

Ведущий: Почему же люди начинают курить?

По разным причинам. Это и желание подражать взрослым, за компанию, из протеста, для того чтобы снять стресс, получить удовольствие, попробовать неизведанное. Но, однажды попробовав, долгие годы не могут избавиться от этой пагубной привычки.

Чтобы выяснить какую роль играет курение в жизни нашей школы, мы провели ряд исследований по этой проблеме.

Курение как вредная привычка.

Ведущий: исследований на тему: «Курение как вредная привычка» было несколько.

Группа «Медики»: Исследование: «Сколько граммов никотина попадает в организм человека за неделю».

Чтобы узнать, сколько граммов никотина попадет в организм человека за неделю, я проводила наблюдение за моим папой.

Мой отец курит давно. По моим наблюдениям, в день у него уходит примерно 1 пачка сигарет. За неделю отец выкурил 141 шт. сигарет.Это 282 мг никотина На восстановление организма потребуется примерно 1692 часа. Это равно 70, 5 суток. Что соответствует 2,27 месяцам.

Группа № 3: Исследование: «Сколько времени затрачивает курильщик на свою вредную привычку».Мы решили посчитать - сколько времени  уходит на эту вредную привычку.1 сигарета = 3,5 минутам;1 неделя = 245 минут на курение = 4 часам; 1 год = 12775 минут  = 213 часов = 9 суток на курение.

Группа «Экономисты»: Исследование: «Сколько стоит вредная привычка».

Часто курильщик даже не задумывается, сколько денег уходит на эту вредную привычку. Мы решили подсчитать, сколько средств  тратит среднестатистический курильщик, со средней интенсивностью курения. Если в среднем выкуривать в день 10 сигарет, то в неделю  70 шт.; в месяц  280 шт.; в год – 3360 шт.

Теперь переведем количество штук в рубли. Если пачка сигарет  в среднем стоит 14 рублей (не самые дорогие, но и не самые дешевые):

В неделю -  49 рублей;

В месяц – 196 рублей;

В год –  2352 рублей.

Задумайтесь! А ведь можно было бы каждый год приобретать новый сотовый телефон!!!

Ведущий: Не раз во время перемены мы наблюдали массовый выход старшеклассников на улицу. Достоверные источники сообщили, что ребята спешат на курилку. Мы решили проверить так ли это и провели рейды по территории школы, а также скрытое наблюдение за количеством учащихся, выходящим  курить на второй перемене.

Смотрим сюжет. (Сюжет был снят учащимися во время перемены скрытой камерой).

Наблюдение производилось визуально, из окна второго этажа, напротив входа.

Максимальное количество курящих было отмечено в понедельник. Среднее количество курящих составило 30 человек.

Вывод: запрет на курение не решает проблему, так как люди находят способы его обойти или открыто нарушить.

Ведущий: чтобы выяснить, как относятся к курению учащиеся, учителя и гости нашей школы нашей школы мы провели анкетирование разных групп. И вот результат.

Смотрим сюжет (Интервью с учащимися и учителями школы был снят участниками группы)

Группа №1 «Социологи»: Анализ анкетирования учащихся 9-11 – х классов на тему: «Курение в вашей жизни».

  1. Хотя бы один раз пробовал курить 30,7 % опрошенных.
  2. 82% не курят сейчас.
  3. 61,5 % ответили, что дома курит только мама (????).
  4. 92,3% знают точно, что их друзья курят.
  5. 12,3 % опрошенных курят в течении нескольких лет.
  6. 12,3% начали курить из любопытства, по другим причинам 82 % (см. свой вариант).
  7. Большинство опрошенных весьма смутно представляют, какой вред наносит курение здоровью человека.
  8. 25% опрошенных родители не знают, что их ребенок курит.
  9. 62% хотят бросить курить, но сами не могут.

Группа № 2 «Социологи»: Анализ анкетирования учителей нашей школы на тему: «Курение в вашей жизни».

  1. 76,7 % относятся отрицательно к курению.
  2. Всего 13,3% опрошенных учителей нашей школы курят.
  3. 80% начали курить уже во взрослой жизни.
  4. 56,8% учителей поддерживают закон о запрете табакокурения, но считают что, реализовать его будет достаточно сложно.

Группа «Юристы»:

21 июня 2001 был принят закон Российской Федерации об ограничении курения табака.  Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Вот некоторые выдержки из этого закона. «Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях.

Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Группа «Представители общественности»: 

Нами установлено, что:

  1. В селе 35 торговых точек.
  2. В 30 из них ведется свободная продажа сигарет лицам, не достигшим 18 лет.
  3. Не продают сигареты детям только в 5 – ти торговых точках («Магнит», «Двухэтажка» и др.)

На основании наших исследований можно сделать следующие выводы.

Выводы:

  1. Курение оказывает серьезное влияние на здоровье человека.
  2. На восстановление организма потребуется примерно 1692 часа. Это равно 70, 5 суток. Что соответствует 2, 27 месяцам.
  3. Человек очень много теряет драгоценного времени, которое мог бы использовать с пользой для здоровья.
  4. В год курильщик затрачивает 2352 рублей, что по стоимости  равно новому телефону!
  5. Запрет на курение не решает проблему, так как люди находят способы его обойти или открыто нарушить.

Как бросить курить?

Ведущий: Как же бросить курить? Существует несколько способов бросить курить. Можно бросать внезапно, одномоментно, можно медленно, постепенно. Все советы мы адресуем тем, кто решился самостоятельно бросить курить.  Вот, например, в одном из зарубежных зоопарков для того, чтобы отучить шимпанзе от курения работники сафари – парка разработали целую программу. Они начали кормить обезьяну очень вкусной пищей, устраивать ей веселые прогулки после завтрака, а также водить в тренажерный зал. Для представителей Homo sapiens есть другие способы.

Способ № 1: Если ты решил избавиться от вредной привычки, никогда не говори: «Я бросаю курить». Лучше используй фразу: «Я не хочу курить».

Способ № 2: Курение  вслепую. Кури в темноте и в перчатках.

Способ № 3: Замещение. Захотел курить – ешь конфеты.

Способ № 4: Генеральная уборка. Захотел курить – физическая нагрузка.

Прогноз лечения курильщика зависит от внешней и внутренней его позиции по отношению к курению.

Для того чтобы бросить требуется незаурядное волевое усилие человека. Это удается не каждому.

Обмен мнениями.

Ведущий: Мы представили вам свою точку зрения по данному вопросу и хотим услышать, а что думаете вы по следующим вопросам: Почему человек начинает курить? Какой вред наносит курение здоровью человека? Как помочь курильщику бросить курить?

Слово экспертам.

Выступление врача – нарколога.

Выступление инспектора по делам несовершеннолетних.

Выступление заядлого курильщика, который бросил курить. (Советы как бросить курить).

Выступление психолога.

Ведущий: Решение проблемы табакокурения, на наш взгляд, должно идти по следующим направлениям:

  1. улучшение качества реализуемых сигаретных изделий;
  2. активная социальная, просветительская, антикурительная пропаганда;
  3. законодательные ограничения и защита прав некурящей части населения;
  4. специализированная медицинская помощь лицам, желающим отказаться от своего пагубного пристрастия.

Проект «Бросаем курить. Медленно, но верно!»

Ведущий: Бросая курить, человек меняет образ жизни, начинает новую жизнь, это дано не каждому. Но мы нашли двух добровольцев, которые отважились на этот шаг. Каждый из них избрал одну из предложенных методик и в течении определенного времени будет бросать курить. Результаты данного проекта мы доложим на НПК учащихся в марте месяце.

 Группа «Аналитики»: СЕГОДНЯ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:

  1. Курение – это вредная привычка.
  2. Куря, вы губите не только свой организм, но и ставите под угрозу здоровье своих будущих детей.
  3. Бросить курить можно благодаря активному образу жизни и занятий полезным делом для общества.

Домашнее задание: создать эскиз  плаката на тему «Мы за здоровый образ жизни!»

Ведущий: Ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Мне трудно вас оценить, поэтому я предлагаю – оцените себя сами. На доске вы видите плакат, на него приклейте, ту отметку, которую вы сегодня должны получить за свою работу. Я ее, обязательно поставлю в дневник и в журнал.

Спасибо всем! Здоровья Вам!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальный педагогический конкурс «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов» Номинация: «ЭУММ для урока»

Муниципальный педагогический конкурс «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов»Номинация:        «ЭУММ для урока»...

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Материалы участия в конкурсе "Мой лучший урок"

В данном материале присутствует сценарный план урока, самоанализ урока, рецензия на урок, пояснительная записка, а также материалы участия в очном этапе конкурса: презентация с докладом и буклет....

Материалы конкурса "Мой лучший урок"

В материалах содержится: сценарный план урока, презентация к уроку, самоанализ проведенного урока, пояснительная записка....

Материалы к конкурсу "Мой лучший урок"

Материалы к конкурсу "Мой лучший урок"...

Материалы для конкурса "Мой лучший урок"

Заявка для участия в конкурсе "Мой лучший урок"; конспект урока, пояснительная записка и самоанализ....