Образ маленького человека в русской литературе
материал по литературе

Янгирова Алина Леонидовна

Данная научная работа содержит сведения о понятийном аппарате, относящегося к разделу «литература»: проблемы и темы в художественной литературе, тема «маленького человека».  Приведены примеры литературных произведений, отражающих данную тему. Проведён анализ корреляции межпредметных дисциплин: литература, ИЗО, МХК.

Цель работы: выявление значимости образа «маленького человека» в русской классической литературе, понять психологию данного типа личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

С появлением в русской литературе такого жанра, как реализм, был также введён и впоследствии распространён такой термин, как «маленький человек». Это тип литературного героя, для которого свойственно невысокое социальное положение и незнатное происхождение. Такой герой, как правило, не обладает выдающимися способностями и талантами, силой характера, не имеет стремлений и амбиций, а также не способен выходить из своей зоны комфорта и менять свою жизнь к лучшему. Писатели того времени стремились выразить в этом образе обыкновенного и ничем не примечательного человека, судьба которого не имеет никакого значения.

Насколько же важен был маленький человек для русской литературы, в чём заключается трагичность его образа и существуют ли «маленькие» люди в настоящее время? Об этом речь пойдёт далее.

Актуальность работы: как образ «маленького человека» менялся с течением времени и как он выглядит сейчас, в 21 веке?

Цель работы: выявление значимости образа «маленького человека» в русской классической литературе, понять психологию данного типа личности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть понятие «маленький человек»;
  2. выявить основные приметы «маленького человека»;
  3. изучить и анализировать произведения писателей XIX – начала XX веков;
  4. узнать историю появления данного понятия;
  5. сделать выводы;

Объект исследования: творчество русских писателей.

Предмет исследования: художественное своеобразие образа «маленького человека» в русской литературе.

Глава 1. Основные аспекты «маленького человека» в литературе

  1. История возникновения понятия «маленький человек»

Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. Но с начала 19 века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители - «маленькие люди» начали выходить из тени.

Тема “маленького человека” — это “сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид от расположившихся выше мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей страдающей душой. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против мира сего, взывать к справедливости, прекращая быть ветошкой. Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» оказывался тем более актуальным, чем более демократичной становилась литература. Само понятие

«маленький человек» в употребление ввел В. Г. Белинский (статья 1840 г. «Горе от ума») [1].

Если искать первоисточник темы «маленького человека» в русской литературе, то это будет, прежде всего, сама Библия, особенно Евангелие, от которого, можно думать, ведёт свою родословную, понятие «маленького человека». Человек, нарисованный в Евангелии, есть именно «малый», меньший перед Богом, а не перед земной властью, или силой, или богатством. Более того, земное значение человека и его облик перед Богом не совпадают. Христос прежде всего обращён к «униженным и оскорблённым». Поэтому все-таки их жизнью заинтересовались писатели, постепенно начали уделять в своих произведениях внимание именно таким людям и их жизни. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей «низшего» класса.

Тему «маленького человека» поднимали многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что её задача – отражать жизнь простого человека со всеми переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берёт на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по - своему. Классицистов волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма, писателям стали интересны личные потребности и переживания людей. Первым писателем, открывшим мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин [1].

Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза». Повествователь с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе героини. Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Карамзин едва ли не первый открыл в русской литературе «живую душу» в «маленьком человеке», в представителе «низшего» сословия.

«И крестьянки любить умеют» - эта фраза надолго стала крылатой в русской литературе. Отсюда и начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям, бедам. Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы.

  1. Общая характеристика типа «маленького человека»

Так кто же такой «маленький человек»? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек – тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот

«маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом [9].

Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в   обществе   мало   или   вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. С темой "маленького человека" в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь. «Маленький человек» оказывался незащищенным, даже государство не готово было ему помочь. Он не имел способности изменить сложившуюся ситуацию.

«Маленький человек» - персонаж, безусловно, драматический, однако в нем могут быть и комические черты. Комическое в «маленьком человеке» лишь подчеркивает, выявляет глубину драматизма этого образа. Проблема человеческого достоинства «маленьких людей» тесно связана с проблемой чина [4].

Тема «маленького человека» предполагает и определенное развитие сюжета, который строится обычно как история катастрофы, несчастия или обиды, и наличие специфического конфликта: «маленький человек» - «привилегированное  лицо». Изображение трагедии «маленького человека» чаще всего связывается с вниманием к социальной атмосфере, - так как именно она определяет трагизм положения «бедных людей».

  1. Анализ произведений литературных классиков

1.Тема «маленького человека» в произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

“Бедная Лиза” (1729г.) - самая популярная и лучшая повесть Николая Михайловича Карамзина. Сюжет ее, преподносимый читателю как “печальная быль”, крайне прост, но полон драматического напряжения.

Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».

С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы»  — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря. Карамзин положил начало огромному циклу литературы о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему.

2.«Маленький человек» в одноимённой повести Н. В. Гоголя «Шинель»

В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной.

Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.

Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал, зачем его обижают.

Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими, хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.

Выделяя данного персонажа, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия, сорвавший шинель с высокопоставленного лица, заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.

3. Образ «маленького человека» в произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни. В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типичный социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина. Где-то на перекрестке проезжих дорог стоит небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но Самсон Вырин вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы. Красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание.

Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни. Гусар «сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Несчастный отец! Где ему тягаться с богатым гусаром! В конце концов, за свою дочь он получает несколько ассигнаций.

«Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…»

Вырин был уже не в состоянии бороться. Он «подумал, махнул рукой и решил отступиться». Самсон после потери любимой дочери, потерялся в жизни, спился и умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

О таких людях как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение, и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

4. «Маленький человек» в произведении  А. П. Чехова «Смерть чиновника»

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» относится к разряду анекдотических произведений, в которых автор рассматривает традиционную для русской литературы проблему через призму смеха. Даже во время первого прочтения бросается в глаза явное несоответствие между драматическим сюжетом и комическим тоном повествования. С

одной стороны, уже из заглавия становится понятно, что в конце рассказа чиновника Червякова ожидает смерть (первым словом в заглавии является «смерть», последний словом в рассказе – «помер», так создаётся кольцевая композиция, завязанная на гибели героя), однако само происшествие и причина смерти персонажа настолько абсурдны, что трагический рассказ воспринимается как анекдот [6].

Однажды, сидя в концертном зале, Червяков чихнул и нечаянно обрызгал сидящего впереди генерала Бризжалова. На этом завершается завязка рассказа и начинается развитие действия, которое составляют попытки Червякова извиниться перед генералом. Здесь-то и проявляется новаторство Чехова в переработке образа «маленького человека»: персонажа никто не просит извиняться целых пять раз, унижаться перед начальством, вымаливать прощение, так как генералу, по сути, всё равно, он не держит зла на чиновника и пытается забыть о случившемся. Но ему это не удаётся, потому что виновник инцидента всячески пытается не только напомнить о своей провинности, но и убедить Бризжалова в том, что он очень виноват перед ним. И когда генерал не выдерживает и прогоняет Червякова, не пожелав в очередной раз выслушать его извинения, мир маленького человека рушится, он не понимает, как может чинопочитание быть не в угоду высокопоставленному лицу.

Такое происшествие довело Червякова почти до нервного срыва. Вследствие этого, чиновник отправляется домой без настроения и в своих раздумьях, ложится на свой диван и просто умирает. Его сердце не выдерживает напряжения из-за сильных переживаний, и останавливается. Глупые переживания! Почему же он так сильно принял случившуюся ситуацию? Если рассуждать, то тут все очень просто – он посчитал себя неудачником, жалким человечишкой, которого нельзя прощать. Именно своими переживаниями он и довел себя до такого безумия – банальной смерти.

Обычно Чехов высмеивал пороки в людях и этот случай не исключение. Автор и сам не понимал, как можно так сильно унижаться перед другим человеком, выпрашивая прощение и не понимая, что его и так простили. Именно за это и был наказан Червяков, ситуация забрала его жизнь.

Как видно, Червяков в произведении «Смерть чиновника» был показан в виде маленького человека. Он не внешне был таковым, а, напротив, в душе был маленьким, хотя положение в обществе занимал не малое. Как бы там ни было, даже маленький человек остается личностью со своими понятиями и нравами.

В заглавии «Смерть чиновника» речь идёт не столько о физической смерти, сколько о духовной гибели. Добровольное пресмыкательство и самоуничижение, а также та настойчивость, с которой чиновник пытается убедить генерала в своей вине, демонстрируют полную утрату человеческого достоинства. Дав рассказу такое заглавие, Чехов не только сразу же «убрал» интригу, раскрыв дальнейшую судьбу героя (читатель, даже приступив к прочтению рассказа, знает, что персонаж умрёт), но и обозначил главную проблему текста – моральное разложение человека, чья психология близка к мировоззрению «маленького человека», не мыслящего свою жизнь без чинопочитания.

Таким образом, автор делает акцент на том, что зло исходит не столько от людей, обладающих властью, сколько от тех, кто пытается делать всё в угоду власть имущим.

5. А. П. Платонов «Юшка»

Произведения А.П. Платонова в основном повествуют о добрых и несчастных людях, не способных на плохие поступки. Его персонажи зачастую беззащитны, но невероятно сильны духом, бескорыстны и добросердечны. Таким является и Юшка — главный герой одноимённого рассказа.

Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в кузнице подручным помощником. Настоящее имя героя — Ефим, но все окружающие привыкли звать его Юшкой. Из-за кротости и болезненности героя никто из окружающих и не думает называть этого человека Ефимом Дмитриевичем – они даже забывают, что таково настоящее имя Юшки. Слово «юшка» в южнорусском диалекте также имеет значение жидкой похлебки, жидкости вообще и даже крови. Несмотря на свой возраст, выглядел он намного старше, и причиной тому была долго мучившая его чахотка. Юшка был слаб, плохо видел, глаза его всегда были влажны, будто в них стояли никогда не высыхающие слезы, а ходил он из года в год в одной и той же, порядком изношенной одежде.

Все жители города знали Юшку, но никто не был к нему по-настоящему добр, кроме, разве что, дочери хозяина кузницы Даши. Остальные же глумились над ним, вымещали на несчастном свою злобу. Дети бросались в него комьями земли и смеялись, когда он без тени упрека отвечал им: "Вы, должно быть, любите меня!". Юшка отличался своей большой любовью ко всему живому, искренне восхищался природой, "целовал цветы" и "гладил кору на деревьях". Этот человек был не способен проявлять жестокость по отношению к другим, именно поэтому люди имели возможность безнаказанно над ним издеваться.

Окружающие люди и даже дети издеваются и всячески унижают Юшку, а он смиренно всё сносит и терпит: «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимай, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали — вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой. Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им».

Чем объясняется такое поведение детей? Как известно, дети очень часто повторяют поступки старших. Взрослые вымещали на ни в чём не повинном Юшке свои обиды, злобу, ожесточались еще больше, видя, что он кротко переносит все это, что он так непохож на них: «И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Юшка - человек, любящий людей и верящий в то, что любовь живет и в их сердцах. Ему живется очень тяжело, люди, терзающие его, не понимают его смирения и любви.

Окружающие же не воспринимали его серьезно, издевались, глумились, а последний толчок прохожего стал для ослабленного героя смертельным. Проводить Юшку в последний путь пришли все соседи с улицы и даже те, кто постоянно его обижал словом и делом. С гибелью этого «маленького человека» им стало не на ком вымещать злость. Но

 затем городок посетила молодая девушка, которая искала Ефима Дмитриевича.

Выяснилось, что она сирота, и Юшка много лет принимал участие в ее судьбе, помогал ей деньгами, довольствуясь лишь самым необходимым. Девушка выросла и стала врачом, для того чтобы вылечить Юшку, но не успела сделать этого. Люди сгубили его своей жестокостью.

Своим рассказом А. П. Платонов заставляет читателя задуматься, что даже если человек не похож на других, то это не дает право его унижать, оскорблять, убивать. Каждый человек, пусть и «маленький», имеет право на жизнь, а люди, находящиеся рядом должны быть терпимее, добрее. Автор рассказа, создавая образ «маленького человека», хотел напомнить читателям, что самый обыкновенный человек – тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

1.4. В чём заключается вечность образа «маленького человека»

Представление о маленьком человеке менялось на протяжении всего XIX - XX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины XIX века (Пушкин,

Гоголь) относятся к маленькому человеку с сочувствием. У Чехова на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип — униженный, смиренный, безропотный. Изменилась ли с годами жизнь этого маленького человека? Судя по всему, нет. У современных писателей он так же беззащитен перед прохожими, аферистами, начальством, обстоятельствами, да и мало ли ещё обидчиков у горемыки?

Выходит, что «маленький человек» для нашей действительности – это не просто литературный тип, а «герой нашего времени»? Хотя, скорее, антигерой... Действительно, разве мало в нашей жизни ситуаций и положений, достойных пера Гоголя или Чехова?

Сама жизнь сегодня говорит об актуальности темы «маленького человека». В глубине души каждого из нас живет этот образ — это наши страхи: боязнь выделиться из толпы, высказать свое мнение открыто, быть отверженным. До каких же пор в нашем обществе так остро будет стоять эта проблема? Так было и так будет до тех пор, пока люди не поймут, что трудиться и любить, понимать и уважать — это долг каждого из нас, поэтому обращение Н.В. Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами, актуальна.

Выводы

Маленький человек – тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века.

К основным характерным чертам данного образа относят:

  1. Беззащитность;
  2. Бесправность;
  3. Незаметность для общества;
  4. Бедность;
  5. Униженность;
  6. Доброжелательность;
  7. Трагическая судьба;
  8. Яркое восприятие происходящих событий;
  9. Трудолюбие, держится за свою работу;
  10. Не имеет желания менять свою жизнь;
  11. Не обладает выдающимися способностями.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, кто же, всё-таки, такой «маленький человек», и что он из себя представляет.

Прежде, нужно сказать, что тема «маленького человека», с момента её введения первыми произведениями (Такие как «Станционный смотритель; «Шинель») стала одной из важных и актуальных даже по сей день. Нет ни одной книги, где бы теперь не была затронута тема чувств и переживаний героев, где не была бы показана вся важность внутренней бури эмоций, ежедневно бушующей в обычном человека, живущем в своё время. Так кто же, в конечном итоге, такой «маленький человек»?

Им может быть человек, который был загнан в бездну одиночества и тоски внешними обстоятельствами или окружением. А также может быть тот, кто сам не удосужился спасти себя от настигнувшей беды. Маленький человек обычно не представляет из себя чего-то важного. У него нет высокого социального статуса, большого состояния или огромной линии связей. Его судьба может быть получена разными способами.

Но, в конце концов, каждый маленький человек представляет собой целую личность. Со своими проблемами, со своими переживаниями. Не стоит забывать о том, как можно легко потерять всё, и стать точно таким же угнетенным жизнью. Это такой же человек, который тоже заслуживает спасения или же хотя бы простого понимания, в независимости от привилегий.

Список литературы и электронных ресурсов

  1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846-1847 года [Текст] / В.Г. Белинский. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 291 с.
  2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя [Текст] / Г.А. Гуковский. М. – Л.: Худ. лит., 1959. – 530 с.
  3. Чехов А.П. Рассказы и повести [Текст] / А.П. Чехов. – М., 2009. – С. 38
  4. Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» [Текст] / Т.А. Юрьева. // Литература в школе. – 2009. – №2. – С.42.
  5. Образ «маленького человека» в русской литературе. Мультимедийный обзор произведений. http://inf7.narod.ru [Режим доступа]
  6. Михаил Эпштейн. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина – Беликова. Вопросы литературы. 2005, № 6. http://magazines.russ.ru  [Режим доступа]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...

Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

Название предмета:  Литература.Класс: 9.УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.Уровень обучения: базо...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Образ маленького человека в русской литературе 8 класс

В презентации  произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....