А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
- познакомить с личностью писателя, проанализировать рассказ «Смерть чиновника»; на примере рассказа раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – теме «маленького человека»;
- развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников, делать выводы;
- способствовать формированию человеческого достоинства, самовоспитания, ответственности.
В любых условиях человек должен остаться человеком!
Более того: величие человеческой души или, наоборот, её унижение не зависит ни от каких обстоятельств.
Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным,
обывателем или гражданином - человек определяет сам!
А.П. Чехов
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»
А. П. Чехов.
Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему
Автор разработки:
Шерстюк Нина Гавриловна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя России Александра Прохоренко»
2017
Название предмета: Литература
Класс: 9
УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013
Уровень обучения: базовый
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок
Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему
Цели урока:
- познакомить с личностью писателя, проанализировать рассказ «Смерть чиновника»; на примере рассказа раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – теме «маленького человека»;
- развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников, делать выводы;
- способствовать формированию человеческого достоинства, самовоспитания, ответственности.
Оборудование: портрет писателя А.П. Чехова, портреты членов его семьи, фотография Мелихова, таблица, с которой учащиеся работают по ходу лекции учителя, тексты рассказа «Смерть чиновника».
В любых условиях человек должен остаться человеком!
Более того: величие человеческой души или, наоборот, её унижение
не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь:
зависимым или независимым, презренным или достойным,
обывателем или гражданином - человек определяет сам!
А.П. Чехов
Ход урока
- Организационный момент. Оформление записи в тетради (число, тема урока)
- Информационный блок
Слово учителя
- «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько вёдер водки выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен. Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти… и тогда его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (А.П. Чехов, рассказ «Крыжовник»,1898 год)
Эти слова написаны почти 100 лет назад, но не утратили своей актуальности и сегодня. В них – весь Чехов. Он был тем самым человеком, который напоминал, что жить скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Он прожил 44 года (1860 – 1904 гг.). Это был человек, который сделал себя сам. Он открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления.
Родился Чехов на берегу Азовского моря, в глухом тогда городе Таганроге, в семье купца. Отец и дед были крепостными. Но дед Чехова скопил ценой невероятных усилий деньги и выкупил из рабства всю семью. А отец, будучи уже свободным, выбился в люди и завёл в Таганроге собственное торговое дело. Отец Чехова и в купеческом звании сохранил характерные черты крестьянина. Уклад в семье строился на домостроевских началах. Но нужно отдать должное отцу, все дети (а их было 6) получили прекрасное образование: музыка, рисование, языки – дома, науки – в гимназии). Сам отец был личностью незаурядной: увлекался пением, рисовал, играл на скрипке. Таганрог славился театром. Театр становится увлечением всей семьи.
Родители наделили всех своих детей талантами, но лишь А.П.Чехов сумел достойно им распорядиться и стал известным всему миру писателем. Для этого нужна была постоянная работа над собой, самовоспитание и самообразование. Вот, например, как 26-летний Антон объясняет в письме своему 14-летнему брату Николаю, что такое воспитание:
«Воспитанные люди:
1) уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы,
2) они уважают чужую собственность, а потому всегда платят долги,
3) не лгут даже в пустяках, они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают,
4) они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать вдругом сочувствие,
5) они не суетны,
6) если имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него всем».
Это письмо интересно не только назиданием. Из него можно понять, как воспитывал себя Чехов.
В 1876 году отец разорился, и вся семья бежала в Москву. В Таганроге остался только А.П. Чехов. Он заканчивал гимназию и работал, чтобы отсылать деньги семье. В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая походила на исправительный батальон, и переехал в Москву. Там он поступает в Московский университет на медицинский факультет, который славился замечательными профессорами. Учась в университете, занимается писательским делом – пишет небольшие по объёму юмористические рассказы, которые печатает в различных московских еженедельных журналах: «Стрекоза», «Москва», «Спутник», «Мирской толк» и др. Чехов работал неистово. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Он предпочитал очень простые сюжеты. Например, человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, очень беспокоится, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, осталось 20 рублей. Или: чиновник взял взятку. В самый момент грехопадения вошёл его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, где лежали деньги. Чиновник ужасно смутился и обратился к посетителю: «Послушайте, вы забыли что-то у меня в руке».
Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов-врач. Доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. Лечил практически бесплатно. Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина его жена, а литература – любовница».
А.П. Чехов всегда стремился делать добро. И хотя его жизнь была нелёгкой (он долгое время был беден и всегда болен), никто не слышал, чтобы он жаловался. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках. Он оставил добрую память о себе. Стоит вспомнить школы, построенные им, две из которых действовали до 1975 года. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал жизнь в прямом смысле слова. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Не любил говорить о себе и никогда не навязывал свои взгляды и вкусы. Он считал, что писатель должен изображать жизнь, а не судить её.
- Аналитический блок
Беседа:
- Какие даты и события из жизни Чехова появились в вашей таблице?
- Что вас удивило в моём рассказе о Чехове?
- Какие афоризмы Чехова вы запомнили?
Ранние рассказы Чехова. Образ «маленького человека»
Слово учителя
- А.П. Чехов вошёл в литературу в начале 80-х годов 19 века. Это было время застоя, спада общественной жизни. Чехов открыто демонстрировал свою независимость от различных партий, занимая общедемократическую позицию. Ранние рассказы Чехова сплошь юмористические, причём юмор в них весьма оригинален. Смех Чехова весел и беззаботен. Это не «смех сквозь слёзы», как у Гоголя, а «смех до слёз». Центральной проблемой ранних рассказов Чехова является вопрос о соотношении «человека и среды». Чехов показывает, как среда губит, уродует человека, но пока он смеётся только над человеком. Таков его рассказ «Смерть чиновника».
Беседа по рассказу «Смерть чиновника»
- О чём этот рассказ?
- В каком чине находится Иван Дмитриевич Червяков? Можно ли его назвать «маленьким человеком»?
- Кого в литературе 19 века называли «маленьким человеком»? Приведите примеры таких героев. Как авторы и читатели относятся к ним? (Выступления учеников: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» – Самсон Вырин, М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- Максим Максимыч», Н.В. Гоголь. «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»- Макар Девушкин»)
Вывод: Герои этих произведений – люди беззащитные, бесправные, бедные, униженные. Какие чувства они вызывают у читателей? (Жалость, сострадание)
На что направлена авторская мысль?(Внушить читателю мысль о защите человеческих прав и достоинства этих людей)
А.П. Чехов в корне изменил это мнение. И наша задача сегодня – выявить особенности чеховского решения ситуации. Вот что он писал брату в 1886 году (Сообщение ученика)
- Чем явилось для Червякова происшествие в театре?
- Как он оценивает поведение генерала?
- Почему Червяков умирает?
- Что хотел сказать Чехов, давая главному герою фамилию Червяков?
- Вызывает ли у вас сочувствие герой рассказа?
- Что новое вносит Чехов в понятие «маленький человек»? Над чем заставляет задуматься?
(Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор, мелкий чиновник. Будучи в театре, он нечаянно чихнул и обрызнул лысину сидевшего впереди генерала. Это событие Червяков переживает как «потрясение основ». Он не может смириться с тем, что генерал не придаёт происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его. В лакейской душе Червякова селится подозрение. Он идёт к генералу просить прощения на другой день, и на третий, пока генерал не выгоняет его. В животе у Червякова что-то оборвалось. Он попятился к двери, вышел на улицу, машинально пришёл домой, лёг на диван и умер. Фамилия главного героя – Червяков. Перед нами человек без хребта. Фамилия говорит о том, что рассказ посвящён человеку, лишённому человеческого достоинства. Из мелочи выросла смерть. Причина смерти – магия чина. Чехов назвал рассказ не «Червяков», а «Смерть чиновника», явно намекая на социальное положение этого героя. Это рассказ о смерти добровольно унижающегося чиновника. Нам не жаль этого «маленького человека», потому что умер не нормальный человек, а нравственный урод).
В отличие от традиционной темы «маленького человека» у Чехова всё перевернулось: скромный чиновник превратился в угнетателя, а превосходительство - в угнетённую жертву. Червяков утратил свои личностные качества. Писатель всегда использовал детали. Вот и здесь – червяк, вицмундир (Видимо, он будет в нём и в гробу)
IV. Подведение итогов.
Многие ранние рассказы Чехова этого периода творчества знакомят нас с маленьким бездуховным человеком, невежественным, самодурным, уродливым, пошлым. Впервые в русской литературе Чехов не сочувствует маленькому человеку, который позволяет себя оскорблять. Он осуждает его добровольное моральное лакейство. Это отклонение от нравственных ценностей. А.П. Чехов видел свою задачу в том, чтобы бичевать различные проявления холопства, которое рождает, в свою очередь, деспотизм, уничтожает человека. Как наказ звучат нам слова А.П. Чехова, сказанные им ещё в 19 веке (Обращение к эпиграфу урока)
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание: познакомиться с рассказами Чехова «Горе», «Тоска», ответить на вопрос: «В чем философский смысл этих рассказов?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...
Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века
Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....
Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)
Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...
Образ маленького человека в русской литературе 8 класс
В презентации произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....
Реализм и образ «маленького человека» в русской литературе
В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель".Рассматриваются понятия:-реализм-критический реализм-"маленький...