Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы.
Предлагаемая методическая разработка урока литературы в 7 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы
по теме: «Образ «маленького человека» в русской литературе»
в 7 классе ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка
Учитель: Татаренкова Наталья Викторовна, первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Главная цель образования — воспитание свободной творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию. Эффективной формой обучения и воспитания считаю проектно-исследовательскую деятельность учащихся. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить детей эти знания добывать. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается учащимися прочнее. Уроки-исследования направлены на решение этой задачи. «Урок-исследование - совместная деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся). Главная цель такого урока - приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит, прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе».[[1]] Ведущей ценностью такого типа урока является ценность процесса движения к истине. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Литература как учебный предмет – прекрасная почва для проектно-исследовательской деятельности. В своей работе приходится сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Исследовательская работа в группе дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.
В последнее время пробую внедрять в учебный процесс урок-проект, который является одной из интересных, увлекательных, познавательных форм учебной деятельности, позволяющий сочетать различные педагогические технологии: коллективный способ обучения, личностно-ориентированное обучение, компьютерные (информационные) технологии, педагогику сотрудничества. Совместно с учениками решаем, по каким темам будут проведены такие уроки. Урок-проект – полезная альтернатива классно-урочной системе. Проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов является той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность; той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной и окружной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы.
Предлагаемая методическая разработка урока литературы в 7 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.
Тема урока | Образ «маленького человека» в русской литературе. |
Дата проведения урока | Март 2015 г. |
Цели урока | Образовательная: выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказа А.П. Платонова «Юшка». Развивающая: развитие умения проводить мини-исследование художественного текста, умения высказывать и доказывать свою точку зрения. Воспитательная: формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе; воспитание гуманного отношения к ближнему, внутренней потребности в духовной стороне жизни. Здоровьесберегающая: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости. |
Тип урока | Урок «открытия нового знания». |
Форма урока | Урок-исследование. |
Предполагаемые результаты | Предметные: сопоставление характера, образа жизни, внутреннего мира героев произведений; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемым произведениям; создание устного монологического высказывания на предложенную тему. Метапредметные: самостоятельная организация работы с источником информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала; формулирование проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, обобщенных выводов по ключевым вопросам урока. Личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе уважение к простому человеку». |
Виды учебной деятельности | Репродуктивная: осмысление характеров героев произведений, их взаимоотношений с людьми. Продуктивная творческая: характеристика героев, основного конфликта произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос. Исследовательская: сопоставительный анализ произведений писателей 19-20 веков, в которых нашел вопло-щение образ «маленького человека». |
Методы и приемы | Исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей. |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.festival.1september.ru/subjects http://www.zavuch.info http://www.nsportal |
Оборудование | Мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), ноутбук. |
Наглядный материал | Презентация по теме урока, опорные слова, портреты писателей, иллюстрации к произведениям. |
Основные понятия | Образ «маленького человека», литературный портрет, авторская позиция, проблема, гипотеза. |
Организационная структура (сценарий) урока
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент. | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. А теперь давайте поздороваемся с гостями, которые присутствуют на нашем уроке и пожелаем всем доброго здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - самоопределение; -самооценка готовности к уроку. |
2. | Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 2 Слайд 3 | Урок начинаем с просмотра фрагмента советского фильма «Чучело». Вашему вниманию предлагается самая драматичная сцена - эпизод «Сожжения чучела». - Какие чувства вызвала у вас эта картина? - Какая проблема затронута в этом сюжете? (Проблема унижения человеческого достоинст-ва). Фильм «Чучело» о жестоком мире детства, откуда все мы родом. Большое зло - унижать достоинство человека, считая себя личностью, а другого человека – «мелкой пылинкой». Проблема человеческих отношений всегда была актуальна. Чувство безысходности и потеря надежды нашли отражение в лирике армянского поэта Авика Исаакян, чьи строки послужат эпиграфом к нашему уроку: «Всё - суета, всё - проходящий сон. И свет звезды - свет гибели мгновенной. И человек ничто. Пылинка в мире он. Но БОЛЬ его громаднее вселенной!» [[2]] | Смотрят видеофрагмент фильма, анализируют эпизод, отвечают на вопросы. | Регулятивные: - уметь работать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
|
3. | Актуализация знаний. Понятие «маленький человек» в литературе. | Слайд 4 | Трагическая судьба униженного и оскорбленного обществом человека стала ведущей темой в творчестве русских писателей. Литературный тип такого человека получил определение «маленький». Понятие "маленький человек" ввел в употребление критик В.Г. Белинский.[[3]] Первоначально оно обозначало человека «простого». Затем этот образ обретает более сложный характер. В справочнике по литературе так трактуется это понятие: “Маленький человек” — это тип литературного героя, человек невысоко-го социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.[[4]] | Слушают учителя, анализируют информацию. | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
4. | Создание проблемной ситуации. | Слайд 5 | Сегодня мы с вами проведем исследование. Любое исследование начинается с обозначения проблемы. Что такое проблема? (Проблема ассоциируется с вопросом, требующим решения, это противоречие).
Независимо от времени тема «маленького человека» всегда была актуальна. «Маленький человек» в наше время – это не просто литературный тип, а «герой нашего времени». В глубине каждого из нас живет этот образ: боязнь выделиться из толпы, высказать свое мнение открыто, быть отверженным. Проблема «маленького человека» всегда волновала умы писателей. Каждый из авторов по-своему рассматривал этот вопрос. | Слушают учителя, определяют совместно с педагогом проблему. | Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; определять проблему; -формулировать тему и цель урока. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления Личностные: -формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку. |
5. | Определение темы исследования. | Слайд 6 | -Как вы думаете, что будет являться темой нашего исследования? (Образ «маленького человека»). | Учащиеся определяют тему исследования | |
6. | Формулирова-ние цели исследования. | Какую работу необходимо провести для решения проблемы? Какой результат мы должны с вами получить в ходе исследования? Цели исследования:
| Учащиеся формулируют цель исследования | ||
7. | Выдвижение гипотезы. | Слайд 7 | А теперь мы должны выстроить предпо-ложение: что в ходе нашего исследования мы должны получить. Предполагаемое решение проблемы; предположение, догадка – это гипотеза. Кто он такой «маленький человек»? Какое мы должны выдвинуть предположение? «Маленький человек» - бедный, одинокий (которого никто не понимает), слабый, беззащитный, безобидный, униженный, оскорбленный, отчаявшийся, психологически больной человек. | Учащиеся выдвигают свои предположения, подбирают определения для характеристики образа «маленького человека». | Регулятивные: способность выдвигать гипотезу. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать других. Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления. |
8. | Объект и предмет исследования. | Слайд 8 | Объектом и предметом исследования станут произведения русской литературы:
| Слушают учителя, воспринимают информацию, представленную на слайде. | Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. |
9. | Методы исследования. | Слайд 9 | Какие методы исследования будем применять?
| Называют действия (методы исследования), необходимые для исследования. | Регулятивные: уметь планировать свою деятельность в соответствии с целью. |
10. | Исследование через «призму» гипотезы. | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12
| Что нам нужно сделать, чтобы доказать гипотезу? Провести исследование художественного текста. 1 группа – повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 2 группа – рассказ А.П. Платонова «Юшка». Вопросы для исследования:
| Класс делится на 2 группы. Каждая группа изучает произведение, выбирает эпизоды для раскрытия образа «маленького человека». Информацию записывают в опорную схему-таблицу. От группы выступает 1 ученик с презентацией результатов исследования. Называют общие черты, характеризующие «маленького человека». | Познавательные: - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования. Коммуникативные: - формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. Личностные: - формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других. |
11. | Вывод. Подтвержде-ние гипотезы. | Слайд 13 | В ходе исследования было установлено: печальная судьба «маленького человека» наполнена бедами и унижениями, это робкий и смиренный человек, которого норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. Он безропотно и покорно сносит все обиды и удары судьбы. Характер «маленького человека» сформиро-вался под влиянием внешних факторов. Негатив окружает их повсюду. Тема «маленького человека» в русской литературе является «сквозной», она проходит через творчество многих писателей. | Делают вывод, приводят доводы для подтверждения гипотезы. | Познавательные: - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
12. | Заключение. Подведение итогов. | Слайд 14 Слайд 15 | -Ребята, почему эти произведения не потеряли актуальности в наши дни? (К сожалению, в наше время мы часто встречаемся со злом и жестокостью). -Ребята, а всегда ли добро побеждает зло? Осознали ли люди свое грубое отношение к Юшке, попросили прощения? Раскаялась ли Дуня перед отцом? (Столяр попросил у умершего Юшки прощения от себя и от всех жителей деревни: «Прощай, Юшка, и нас всех прости». Блудная дочь Дуня приехала на могилу отца со словами позднего раскаяния. В их душе зародилось зерно раскаяния. Добро победило зло.) - А теперь вернемся к фильму «Чучело» и посмотрим, как закончилась история преследо-вания главной героини? Сумела ли она победить зло и предательство? Просмотр финальной сцены фильма. Мы видим, что в неравном столкновении добра и зла побеждают добро, совесть и честность… - В заключение хочется напомнить христи-анскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В нашей жизни это золотое правило нравственности должно “работать” всегда. | Слушают учителя, воспринимают информацию, смотрят фрагмент фильма, анализируют, подводят итоги. | Личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе уважение к простому человеку». |
13. | Рефлексия. | Слайд 16 | Проверка осознанности усвоения материала. - Как удалось понять тему урока? - Какие ассоциации вызывает у вас понятие «маленький человек»? Приемом творческого самовыражения будет синквейн. Ключевое словосочетание: «Маленький человек». | Составляют в группах синквейн. Делают самоанализ. Определяют уровень приобретенных знаний. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
14. | Домашнее задание. | Слайд 17 | Написать сочинение на тему: «Маленький человек» с большим сердцем». (По произ-ведениям русской литературы). | Записывают домашнее задание. |
Список литературы
- Аветик Исаакян. Избранное: сборник. – М.: Художественная литература, 1970.- С. 322.
- Белинский В.Г. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1976. – С.472.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/С.П. Белокурова.- СПб.: Паритет, 2006. – С.320.
- Калганова Т. Учебное исследование по литературе как вид работы / Т. Калганова // Литература: изд. Дом Первое сентября. – 2006. – N 13. – С. 16-17.
- Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.283.
- Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2005. - № 3. – С. 12-15.
- Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. – 2006. - № 4. – С. 108-114.
Интернет-ресурсы
- Сайт методической поддержки учителей http://www.uroki.net
- Открытый педагогический форум «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www.festival.1september.ru/subjects
- Социальная сеть работников образования http://www.nsportal
- Сайт работников образования http://www.zavuch.info
[1] Калганова Т. Учебное исследование по литературе как вид работы / Т. Калганова // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 16-17.
[2] Аветик Исаакян. Избранное: сборник. - М.: Художественная литература, 1970.- С. 322.
[3] В.Г. Белинский. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1976. – С.472.
[4] Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/С.П. Белокурова.- СПб.: Паритет, 2006. – С.320.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)
Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).Задачи: раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Су...
ТСО для уроков литературы.Военная поэзия в русской литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=nI725MC3-_0 ТСО для уроков литературы.Видео использую на уроках русской словесности в 5-7 классах.Цель данного видео предполагала расширение кругозора знаний школь...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...