Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Татаренкова Наталья Викторовна

           Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы.

           Предлагаемая методическая разработка урока литературы в 7 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

по теме: «Образ «маленького человека» в русской литературе»

в 7 классе ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка

Учитель: Татаренкова Наталья Викторовна, первая квалификационная категория

Пояснительная записка

          Главная цель образования — воспитание свободной творческой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию. Эффективной формой обучения и воспитания считаю проектно-исследовательскую деятельность учащихся. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить детей эти знания добывать. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается учащимися прочнее. Уроки-исследования направлены на решение этой задачи. «Урок-исследование - совместная деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся). Главная цель такого урока - приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит, прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе».[[1]] Ведущей ценностью такого типа урока является ценность процесса движения к истине. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. 

Литература как учебный предмет – прекрасная почва для проектно-исследовательской деятельности. В своей работе приходится сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Исследовательская работа в группе дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные  проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

          В последнее время  пробую внедрять в учебный процесс урок-проект, который является одной из интересных, увлекательных, познавательных форм учебной деятельности,  позволяющий   сочетать различные педагогические технологии: коллективный способ обучения, личностно-ориентированное обучение, компьютерные (информационные) технологии,  педагогику  сотрудничества. Совместно с учениками решаем, по каким темам будут проведены такие уроки. Урок-проект – полезная альтернатива классно-урочной системе. Проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов является той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность; той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.

           Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной и окружной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

           Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы.

           Предлагаемая методическая разработка урока литературы в 7 классе представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся основной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

Тема урока

Образ «маленького человека» в русской литературе.

Дата проведения урока

Март 2015 г.

Цели урока

Образовательная: выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе на примере повести А.С. Пушкина «Станционный  смотритель» и рассказа А.П. Платонова «Юшка».

Развивающая: развитие умения проводить мини-исследование художественного текста, умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательная: формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе; воспитание гуманного отношения к ближнему, внутренней потребности в духовной стороне жизни.

Здоровьесберегающая:  работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока

Урок «открытия нового знания».

Форма урока

Урок-исследование.

Предполагаемые результаты

Предметные: сопоставление характера, образа жизни, внутреннего мира героев произведений; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемым произведениям; создание устного монологического высказывания на предложенную тему.

Метапредметные: самостоятельная организация работы с источником информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала; формулирование проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, обобщенных выводов по ключевым вопросам урока.

Личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе уважение к простому человеку».

Виды учебной деятельности

Репродуктивная: осмысление характеров героев произведений, их взаимоотношений с людьми.

Продуктивная творческая: характеристика героев, основного конфликта произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Исследовательская:  сопоставительный анализ произведений писателей 19-20 веков,  в  которых  нашел вопло-щение образ «маленького человека».

Методы и приемы

Исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                http://www.festival.1september.ru/subjects

http://www.zavuch.info           http://www.nsportal

Оборудование

Мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), ноутбук.

Наглядный материал

Презентация по теме урока, опорные слова, портреты писателей, иллюстрации к произведениям.

Основные понятия

Образ «маленького человека», литературный портрет, авторская позиция, проблема, гипотеза.

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент.

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. А теперь давайте поздороваемся с гостями, которые присутствуют на нашем уроке и пожелаем всем доброго здоровья.

Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

-  самоопределение;

-самооценка готовности к

уроку.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2

Слайд 3

Урок начинаем с просмотра фрагмента советского фильма «Чучело». Вашему вниманию предлагается самая драматичная сцена - эпизод «Сожжения чучела».

-  Какие чувства вызвала у вас эта картина?

- Какая проблема затронута в этом сюжете? (Проблема унижения человеческого достоинст-ва).

Фильм «Чучело» о жестоком мире детства, откуда все мы родом. Большое зло - унижать достоинство человека, считая себя личностью, а другого человека – «мелкой пылинкой».

Проблема человеческих отношений всегда была актуальна. Чувство безысходности и потеря надежды нашли отражение в лирике армянского поэта Авика Исаакян, чьи строки послужат эпиграфом к нашему уроку:

«Всё - суета, всё - проходящий сон.

  И свет звезды - свет гибели мгновенной.

  И человек ничто.

  Пылинка в мире он.

  Но БОЛЬ его громаднее вселенной!» [[2]]

Смотрят видеофрагмент фильма, анализируют эпизод,

отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- уметь работать в соответствии с целевой установкой;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?)

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

 

3.

Актуализация знаний.

Понятие «маленький человек» в литературе.

Слайд 4

Трагическая судьба униженного и оскорбленного обществом человека стала ведущей темой в творчестве русских писателей. Литературный тип такого человека получил определение «маленький». Понятие "маленький человек" ввел в употребление критик В.Г. Белинский.[[3]] Первоначально оно обозначало человека «простого». Затем этот образ обретает более сложный характер.

В справочнике по литературе так трактуется это понятие: “Маленький человек” — это тип литературного героя, человек невысоко-го социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.[[4]]

Слушают учителя, анализируют информацию.

Познавательные:                 -осознавать

познавательную задачу;

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

           

4.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 5

Сегодня мы с вами проведем исследование. Любое исследование начинается с обозначения проблемы. Что такое проблема?

(Проблема ассоциируется с вопросом, требующим решения, это противоречие).

  • Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – «высшая ценность» и достоин уважения.
  • Если люди рождаются равными, почему в обществе социальное неравенство, приводящее к унижению достоинства «маленького человека»?

Независимо от времени тема «маленького человека» всегда была актуальна. «Маленький человек» в наше время – это не просто литературный тип, а «герой нашего времени». В глубине каждого из нас живет этот образ: боязнь выделиться из толпы, высказать свое мнение открыто, быть отверженным. Проблема «маленького человека» всегда волновала умы писателей. Каждый из авторов по-своему рассматривал этот вопрос.

Слушают учителя, определяют совместно с педагогом проблему.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

определять проблему;

-формулировать тему и цель урока.  

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления

Личностные:

-формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку.

5.

Определение темы исследования.

Слайд 6

-Как вы думаете, что будет являться темой нашего исследования?

(Образ «маленького человека»).

Учащиеся определяют тему исследования

6.

Формулирова-ние цели исследования.

Какую работу необходимо провести  для решения проблемы? Какой результат мы должны с вами получить в ходе исследования?

Цели исследования: 

  •  составить литературный портрет «маленького человека»;
  •  рассмотреть проблему взаимоотношений героя с окружающими людьми;
  • раскрыть значимость каждого героя в художественных произведениях.

Учащиеся формулируют цель исследования

7.

Выдвижение гипотезы.

Слайд 7

А теперь мы должны выстроить предпо-ложение: что в ходе нашего исследования мы должны получить. Предполагаемое решение проблемы; предположение, догадка – это гипотеза.

Кто он такой «маленький человек»? Какое мы должны выдвинуть предположение?

«Маленький человек» - бедный, одинокий (которого никто не понимает), слабый, беззащитный, безобидный, униженный, оскорбленный, отчаявшийся, психологически больной человек.

Учащиеся выдвигают свои предположения,

подбирают определения для характеристики образа «маленького человека».

Регулятивные:

способность выдвигать гипотезу.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать других.

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления.

8.

Объект и предмет исследования.

Слайд 8

Объектом и предметом исследования станут произведения русской литературы:

  • Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», образ Самсона Вырина.
  • Рассказ А.П. Платонова «Юшка», образ Юшки.

Слушают учителя, воспринимают информацию, представленную на слайде.

Коммуникативные:

уметь воспринимать словесную информацию.

9.

Методы исследования.

Слайд 9

Какие методы исследования будем применять?

  • Анализ художественного текста.
  • Сопоставление литературных героев.
  • Обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных.

Называют действия (методы исследования), необходимые для исследования.

Регулятивные:

 уметь планировать свою деятельность в соответствии с целью.

10.

Исследование через «призму» гипотезы.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

        

Что нам нужно сделать, чтобы доказать гипотезу?

Провести исследование художественного текста.

1 группа – повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

2 группа – рассказ А.П. Платонова «Юшка».

Вопросы для исследования:

  1. Составьте литературный портрет героя по плану:
  • Внешность.
  • Поведение, поступки героя.
  • Чувства, переживания, мысли.
  • Речь:  о чем и как говорит герой.
  • Отношение к окружающим людям, своему делу.
  • Отношение к герою других действующих лиц.
  • Авторское отношение к герою.
  • Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
  1. Почему герои обречены на страдание?
  2. Проведите сравнительный анализ героев.

Составление обобщающей таблицы.

Типические черты образа «маленького человека»:

  • низкое положение в социальной иерархии;
  • человеческая приниженность;
  • доброта, порядочность;
  • скромность, робость, безобидность;
  • смирение, покорность;
  • замкнутость, одиночество;
  • большое внимание к Богу, так как только перед ним мы все равны;
  • трагическая судьба;
  • вызывает сочувствие и жалость.

Класс делится на   2 группы.

Каждая группа изучает произведение, выбирает эпизоды для раскрытия образа «маленького человека».

Информацию записывают в опорную схему-таблицу.

От группы выступает 1 ученик с презентацией результатов исследования.

Называют общие черты, характеризующие «маленького человека».

Познавательные:

 - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Коммуникативные:             - формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Личностные:

- формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.  

11.

Вывод.

Подтвержде-ние гипотезы.

Слайд 13

В ходе исследования было установлено: печальная судьба «маленького человека» наполнена бедами и унижениями, это робкий и смиренный человек, которого норовит обидеть каждый прохожий и проезжий.  Он безропотно и покорно сносит все обиды и удары судьбы. Характер «маленького человека» сформиро-вался под влиянием внешних факторов. Негатив окружает их повсюду. Тема «маленького человека» в русской литературе является «сквозной», она проходит через творчество многих писателей.

Делают вывод, приводят доводы для подтверждения гипотезы.

Познавательные: 

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

12.

Заключение.

Подведение итогов.

Слайд 14

Слайд 15

-Ребята, почему эти произведения не потеряли актуальности в наши дни?

(К сожалению, в наше время мы часто встречаемся со злом и жестокостью).

-Ребята, а всегда ли добро побеждает зло?

Осознали ли люди свое грубое отношение к Юшке, попросили прощения? Раскаялась ли Дуня перед отцом?

(Столяр попросил у умершего Юшки прощения от себя и от всех жителей деревни: «Прощай, Юшка, и нас всех прости». Блудная дочь Дуня приехала на могилу отца со словами позднего раскаяния. В их душе зародилось зерно раскаяния. Добро победило зло.)

- А теперь вернемся к фильму «Чучело» и посмотрим, как закончилась история преследо-вания главной героини? Сумела ли она победить зло и предательство?

Просмотр финальной сцены фильма.

Мы видим, что в неравном столкновении добра и зла побеждают добро, совесть и честность…

- В заключение хочется напомнить христи-анскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В нашей жизни это золотое правило нравственности должно “работать” всегда.

Слушают учителя, воспринимают информацию, смотрят фрагмент фильма, анализируют, подводят итоги.

Личностные:

побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе уважение к простому человеку».

13.

Рефлексия.

Слайд 16

  Проверка  осознанности  усвоения  материала.

-   Как удалось понять тему урока?

 - Какие ассоциации вызывает у вас понятие «маленький человек»?

Приемом творческого самовыражения будет синквейн.

Ключевое словосочетание:

«Маленький человек».

Составляют в группах синквейн.

Делают самоанализ.

Определяют уровень приобретенных знаний.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

14.

Домашнее задание.

Слайд 17

Написать сочинение на тему: «Маленький человек» с большим сердцем». (По произ-ведениям русской литературы).

Записывают домашнее задание.

Список литературы

  1. Аветик Исаакян. Избранное: сборник. – М.: Художественная литература, 1970.- С. 322.
  2. Белинский В.Г. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1976. – С.472.
  3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/С.П. Белокурова.- СПб.: Паритет, 2006. – С.320.
  4. Калганова Т. Учебное исследование по литературе как вид работы / Т. Калганова // Литература: изд. Дом Первое сентября. – 2006. – N 13. – С. 16-17.
  5. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.283.
  6. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2005. - № 3. – С. 12-15.
  7. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. – 2006. - № 4. – С. 108-114.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт методической поддержки учителей  http://www.uroki.net
  2. Открытый педагогический форум «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://www.festival.1september.ru/subjects
  3. Социальная сеть работников образования  http://www.nsportal
  4. Сайт работников образования  http://www.zavuch.info           

[1] Калганова Т. Учебное исследование по литературе как вид работы / Т. Калганова // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 16-17.

[2] Аветик Исаакян. Избранное: сборник. - М.: Художественная литература, 1970.- С. 322.

[3] В.Г. Белинский. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1976. – С.472.

[4] Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/С.П. Белокурова.- СПб.: Паритет, 2006. – С.320.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)

Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).Задачи: раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Су...

ТСО для уроков литературы.Военная поэзия в русской литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=nI725MC3-_0 ТСО для уроков литературы.Видео использую на уроках русской словесности в 5-7 классах.Цель данного видео предполагала расширение кругозора знаний школь...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...