Литературная игра "Умники и умницы" по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Григорьева Оюна Дмитриевна

Цель: выявление знаний по содержанию сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»; выявление подлинных жизненных ценностей, о которых говорит автор.

Игра «Умники и умницы» – итоговый урок по изучению сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвина. Проводится в формате телевизионной игры «Умники и умницы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра в 6 классе  «Умники и умницы» по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цель: выявление знаний по содержанию сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»; выявление подлинных жизненных ценностей, о которых говорит автор.

Игра «Умники и умницы» – итоговый урок по изучению сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвина. Проводится в формате телевизионной игры «Умники и умницы». Только в отличие от телевизионной версии игра проводится в четыре этапа: 1 тур, 2 тур, 3 тур и финальный тур, где встречаются победители трех туров. В каждом туре участвуют разные игроки, таким образом, охват детей-игроков больше. Те учащиеся, которые не попали на «дорожки», исполняют роли «теоретиков»; они дают ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить игроки на дорожках.

Для игры даются три направления: «Природа», «Настя» и «Митраша».

Вопросы для выбора участников на 1,2 и 3 туры.

  1. Назовите город, возле которого находилось село Насти и Митраши (Переславль- Залесский)
  2. От чего умерла мать Насти и Митраши? (из-за болезни)
  3. На сколько младше был Митраши своей сестры Насти?  (на два года)
  4. Как звали телушку? (Дочка)
  5. Как звали поросенка? (Хрен)
  6. Кто такой бондарь?(мастер по изготовлению бочек и кадушек)
  7. Как называется двуствольное ружье Митраши? («Тулка»)
  8. Любимое слово Митраши, когда он хорохорился. (вот еще)
  9. Как называют в народе какое-нибудь отменно приятное место в лесу? (палестинка)
  10. Что такое «елань»? (топкое место в болоте)
  11. О каких двух деревьях идет речь в притче? (ель и сосна)
  12. Как назывался камень, к которому пришли дети в начале своего пути за клюквой? (Лежачий)
  13. Как звали волка из «Кладовой солнца»? (Серый Помещик)

  1. Природа
  1. Дрон-тон!- «особый крик, похожий на то, так если человек крикнет горлом и в нос… Есть непонятное и неуловимые нашим ухом оттенки в основном звуке…» Кому принадлежит этот крик? ( ворону, ворону-самке)
  2. Высокая трава –неизменный спутник тропы человеческой . узнавая по направлению этой травы тропу, Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать на налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать, виднеется там за полянкой» (белоус)
  3. Почему елань называлась «слепою» ( в обыкновенной елани бывает видна водица, прикрытая белыми купавами, водяными лилиями, а елань называлась «слепою», что «по виду ее было невозможно узнать»)
  4. Какую ягоду описывает автор – «Особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти видима сверху. Только уж тогда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то… рассыпал». (клюква)
  5. Объясните происхождение имени Травка (от слова «травить» назвали «Затравка», упростили «Травка»)
  6. «Нам остается только теперь сказать еще несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото». От чьего имени ведется повествование? (разведчики болотных богатств)
  7. Почему автор перед ссорой Насти и Митраши рассказывает нам притчу о ели и сосне? (сравнивает, соспоставляет Настю и Митрашу с елью и сосной)
  8. В чемзаключалась правда Антипыча? (нужно жить не для себя , а для других)
  9. «Одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем- то, четвертая вяжет чулок» - О чем так говорит автор? (о деревьях)

  1. Настя
  1. С чем автор сравнивает веснушки Насти? (с золотыми монетами)
  2. Автор говорит о том, что «очень хорошо, что Настя старше брата на два года…» Почему «очень хорошо, что старше»?( Иначе Митраша зазнался бы)
  3. «Отцовский задор покидает хозяина», т.е. Митрашу, когда Настя сделает это? (Настя оглаживает его по затылку» или «маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата»)
  4. Перед выходом из дома Настя «забыв о палестинке, она тихонько шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь  чугунок». Что было в чугунке? (вареная картошка)
  5. Когда начался спор по какой тропе идти, что Настя говорила о палестинке? Какие доводы приводила, чтобы не идти к палестинке? (нужно идти по плотной тропе; отец шутил о палестинке, нет палестинки; глупо будет по стрелке идти; в самую Елань угодим- назвать хотя бы один довод)
  6. Из-за какого внутреннего качества Настя перестала быть похожей на человека (жадность)
  7. Когда очнулась Настя и вспомнила про Митрашу? (когда увидела змею)
  8. Что подразумевает автор, говоря о Насте «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной» (Настя снова становится похожей на человека и обретает человеческие качества)
  9. «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, так на всякую…» закончите предложение – с чем сравнивает автор девочку ( «ползающую тварь»)

  1. Митраша
  1. С помощью какого инструмента Митраша «подгоняет одна к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами»? (ладило)
  2. Что лежит на плечах Митраши кроме бондарства? (мужское хозяйство и общественное дело)
  3. «Не раз Митраша спрашивал отца:

- Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще одна эта стрелка?» О какой стрелке идет речь? (компас)

4. Назовите полное имя и отчество Митраши? (Дмитрий Павлович)

5. Когда вы придете? Если пойдете на Высокую гриву, дальше будете держать на север, перевалите через борину, держать будете прямо на север? (на палестинку)

6. Какую поговорку использует автор в тексте, когда Митраша попадает в беду.  (Не знавши броду, не лезьте в воду)

7. Что предпринял  (Митраша, чтобы остаться на поверхности болота?(оперся на ружье, положив его перед собой)

8. После спасения из болота «голодный Митраша, еле живой, сразу понял, что спасение его будет в …» В ком видел свое спасение Митраша? (в зайце)

9. «Два охотника, человек и злейший враг его, встретились…» Кто эти два охотника? (Митраша и волк Серый Помещик)

К концу урока победитель игры и другие отличившиеся ребята (победители туров и «теоретики») получают грамоты и призы.

Памятка. В игре три «дорожки»: красная – в два хода- на ней нельзя ошибаться;

                                                         желтая- в три хода – с одной допустимой ошибкой;

                                                         зеленая- четыре хода – с двумя допустимыми ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Урок - игра по теме:"Литературные персонажи детских английских произведений"

Урок проводился во 2 классе по учебнику авторов М. З. Биболетовой,О. А. Денисенко "Английский с удовольствием". Одним из спосов создания устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у младшего ш...

Литературная игра «Узнай автора, произведение»

Игра предназначена для обучающихся 5,6 классов, постоена на материале произведений, входящих не только в программу....

Литературно-музыкальный вечер по произведениям С.А.Есенина

В рамках вечера звучат стихи знаменитого русского поэта и песни на его слова....

Сценарий отчетного тематического концерта. Литературно-музыкальная композиция по произведениям Ю. Слонова.

Данный сценарий  отчетного концерта класса совмещает в себе сразу несколько форм тематического концерта: концерт-лекция, т.к. в основе лежит рассказ о творчестве композитора Ю. Слонова; концерт-п...

Литературная викторина "По страницам произведений А.П.Гайдара"

Литературная викторина  " По  страницам произведений А.П.Гайдара" для учащихся 5-7 классов...

Методическая разработка сценария открытого занятия педагога Гончарука В.Е. в форме литературно-музыкальной гостиной (концертная программа) "Не отнимайте солнце у детей!"

Знакомство детей и родителей с репертуаром литературного и музыкального наследия российской культуры советского времени. Тема  посвящена  Великой Отечественной войне. Дети в форме гостиной п...