Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы, в 8 классе, по теме
«А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести».
Цели:
- образовательная: обобщение изученного материала, раскрытие смысла названия повести через анализ системы образов главных героев;
- воспитательная: развитие эмпатиии учащихся через анализ причин поступков героев; воспитание чувства уважения к мнению других людей;
- коррекционная: развитие познавательной сферы, логического мышления, активизация творческого сомовыражения через развитие навыка работы со схемой, развитие устной речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- название произведения;
- карточки с именами героев;
- текстовой материал;
- сюжетные открытки;
- цветные мелки, магниты.
Ход урока.
- Оргмомент. Объявление установки на урок: тема, целеполагание.
- Актуализация изученного:
составление хронологии событий с использованием открыток художественного альбома «Капитанская дочка».
- Обобщение изученного.
1) работа над оформлением системы образов:
- почему Пушкин называет повесть не именем, а указанием родства героини, хотя речь в большинстве глав идет о Петре Гриневе? Для поиска ответа на эту авторскую загадку необходимо проанализировать взаимоотношения героев.
- учащимся предлагается выбрать принцип для наглядного оформления системы образов главных героев повести и расположить карточки с их именами на доске:
Петр Гринев Василиса Егоровна
и Иван Кузмич Мироновы
Маша Миронова
Савельич Швабрин
Пугачев
Екатерина II
- в каких взаимоотношениях находятся герои? (на доске графически оформляются результаты наблюдений)
Петр Гринев уважение Василиса Егоровна
любовь и Иван Кузмич Мироновы
Маша Миронова
Савельич Швабрин
Пугачев
Екатерина II
4. Динамическая пауза (снятие зажимов плечевого пояса)
2) беседа:
-изменяются ли качественные характеристики поступков героев, когда в них оказывается задействованной Маша Миронова?
-какие положительные качества проявляют герои по отношению к Марье Ивановне? (любовь- Швабрин принуждает ее выйти за него замуж, но не называет ее имени на допросах, чтобы не вовлекать ее в расследование; ответственность,заботу- Пугачев едет спасать обижаемую сироту, хотя убийство ее родителей на совести его соратников; жалость- Екатерина11; родительскую любовь- родители Петра Гринева, сначала отказав сыну в женитьбе, впоследствии принимают Машу как родную дочь)
- к главам, в которых появляется Маша Миронова(5, 12,14), Пушкин подбирает эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц. Почему?
(Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее
близость народу. Она — сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы)
- вспомните эпизод 5ой главы, в котором Маша отказывалась выйти замуж без родительского благословения. Какие качества героини проявляются в этом эпизоде? (Сила ее любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: «Без их благословения не будет нам счастья».)
- права ли Маша, считая себя виновницей ареста Петра Гринева? (Маша понимает, что ради спасения ее чести он никогда на суде не произнесет ее имени. Она принимает решение самостоятельно ехать в Петербург, составляет план действий, требующий смелости и энергии. Судьба ей покровительствует, но в ней самой скрыта способность притягивать к себе людей самых различных по характеру и положению)
- меняется ли наше впечатление о характере Маши Мироновой в продолжении чтения повести? Почему?
5. Выводы по теме урока.
Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных обстоятельствах. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье.
Честность, нравственность, чистота- основные черты характера Марьи Ивановны.
6.Домашнее задание: 1) собрать материал по всей повести о Пугачеве; 2) ответить на вопрос «В чем притягательность образа Маши Мироновой?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9326726","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 129px;"}}]]...
Образ Маши Мироновой в романе "Капитанская дочка"
Образ Маши Мироновой в романе "Капитанская дочка". Характеристика образа. Маша Миронова в начале и конце романа. Роль Маши Мироновой в романе...
Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».
Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....
Урок по литературе "Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини.
На уроке представлены групповая, индивидуальная и творческая работа учащихся. Показан отрывок из фильма....
Урок литературы 8 класс А.С.Пушкин "Капитанская дочка"
Урок литературы в 8 классе по теме: А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Урок 1...
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя.
Тема урока: Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал писателя. Тип урока: Усво...