Урок литературы в 8 классе. " Смысловой анализ текста( на основе рассказа Тэффи"Псевдоним"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Данный урок разработан с учетом спецификации заданий-кейсов, способствуюих развитию функциональной читательской грамотности учащихся на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема: «Смысловой анализ текста» ( на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»)
Аннотация
Данный кейс предназначен для обучающихся 8 классов.
Методическая проблема
Сочетание приемов построения обучающимися лингвистического понятия и формирования компетенций читательской грамотности на уроке русского языка.
Цель
Описать методику формирования лингвистического понятия на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и формулировать гипотезу.
Задачи
- проанализировать методическое затруднение;
- выявить особенности лингвистического понятия «смысловой анализ
текста»;
- определить этапы построения указанного понятия;
- определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока.
Способы решения
Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики лингвистического понятия, которое необходимо сформировать у обучающимся.
Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершённость.
Основной единицей текста является сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое, которое характеризуется единой микротемой, общностью смысла и коммуникативным единством. Эта единица имеет трёхчастную структуру – введение в тему, основную часть и заключение.
Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: смысловое единство текста и его коммуникативная направленность. Смысловое единство связано с единством темы и логикой её развития. Смысл текста или содержательная сторона, внутренняя форма составляет замысел автора – модель отрезка действительности, ту картину мира, своё представление, с которым автор делится с читателем. Автор в момент создания текста подбирает слова и языковые конструкции для выражения своей мысли, а читатель в процессе коммуникации пытается расшифровать замысел автора. Понимание мысли автора в значительной степени усилится при условии, что взгляды, опыт переживаний автора и читателя близки или совпадают. Основным методом работы при смысловом анализе текста является выбор слов с наибольшей информационной нагрузкой (основные или ключевые слова) и метод интерпретации, трансформации. Выстраивая диалог с автором, читатель может задать вопрос: зачем это написано, и тем самым определить идею текста.
Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке.
Дотекстовый этап
Перед Вами рассказ Надежды Тэффи[1] «Псевдоним».
Знаете ли вы автора этого произведения?
Прочитайте название произведения, определите по названию, о чём пойдёт речь.
Что значит слово псевдоним[2]?
Текстовый этап
Прочитайте текст.
Надежда Тэффи
«Псевдоним»
Меня часто спрашивают о происхождении моего псевдонима. Действительно – почему вдруг «Тэффи»? Что за собачья кличка? Недаром в России многие из читателей «Русского Слова» давали это имя своим фоксам и левреткам.
Почему русская женщина подписывает свои произведения каким-то англизированным словом?
Уж если захотела взять псевдоним, можно было выбрать что-нибудь более звонкое или, по крайней мере, с налётом идейности, как Максим Горький, Демьян Бедный, Скиталец. Это всё намеки на некие политические страдания и располагает к себе читателя.
Кроме того, женщины-писательницы часто выбирают себе мужской псевдоним. Это очень умно и осторожно. К дамам принято относиться с лёгкой усмешечкой и даже недоверием:
- И где это она понахваталась?
- Это, наверное, за неё муж пишет.
Была писательница Марко Вовчок, талантливая романистка и общественная деятельница, подписывалась «Вергежский», талантливая поэтесса подписывает свои критические статьи «Антон Крайний». Всё это, повторяю, имеет свой raison d'etre. Умно и красиво. Но – «Тэффи» – что за ерунда?
Так вот, хочу честно объяснить, как это всё произошло. Происхождение этого литературного имени относится к первым шагам моей литературной деятельности. Я тогда только что напечатала два-три стихотворения, подписанные моим настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут.
- Ну кому из директоров театра охота читать всякую дребедень, когда уже написан «Гамлет» и «Ревизор»? А тем более дамскую стряпню!
Вот тут я и призадумалась. Прятаться за мужской псевдоним не хотелось.
Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё.
Но – что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливые. За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. И уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный.
Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала её прямо в дирекцию Суворинского театра. Никому ни о чём не рассказывала, потому что уверена была в провале моего предприятия.
Прошло месяца два. О пьеске своей я почти забыла и из всего затем сделала только назидательный вывод, что не всегда и дураки приносят счастье.
Но вот читаю как-то «Новое Время» и вижу нечто. "Принята к постановке в Малом Театре одноактная пьеса Тэффи "Женский Вопрос"».
Первое, что я испытала, – безумный испуг. Второе – безграничное отчаянье.
Я сразу вдруг поняла, что пьеска моя непроходимый вздор, что она глупа, скучна, что под псевдонимом надолго не спрячешься, что пьеса, конечно, провалится с треском и покроет меня позором на всю жизнь. И как быть, я не знала, и посоветоваться ни с кем не могла.
И тут ещё с ужасом вспомнила, что, посылая рукопись, пометила имя и адрес отправителя. Хорошо, если они подумают, что это я по просьбе автора отослала пакет, а если догадаются, тогда что?
Но долго раздумывать не пришлось. На другой же день почта принесла мне официальное письмо, в котором сообщалось, что пьеса моя пойдёт такого-то числа, а репетиции начнутся тогда-то, и я приглашалась на них присутствовать.
Итак – всё открыто. Пути к отступлению отрезаны. Я провалилась на самое дно, и так как страшнее в этом деле уже ничего не было, то можно было обдумать положение.
Почему, собственно говоря, я решила, что пьеса так уж плоха! Если бы была плоха, её бы не приняли. Тут, конечно, большую роль сыграло счастье моего дурака, чье имя я взяла. Подпишись я Кантом или Спинозой, наверное, пьесу бы отвергли.
Надо взять себя в руки и пойти на репетицию, а то они меня ещё через полицию потребуют.
Пошла. Режиссировал Евтихий Карпов, человек старого закала, новшеств никаких не признававший.
- Павильончик, три двери, роль назубок и шпарь её лицом к публике.
Встретил он меня покровительственно:
- Автор? Ну ладно. Садитесь и сидите тихо.
Нужно ли прибавлять, что я сидела тихо. А на сцене шла репетиция. Молодая актриса, Гринева (я иногда встречаю ее сейчас в Париже. Она так мало изменилась, что смотрю на неё с замиранием сердца, как тогда...), Гринева играла главную роль. В руках у неё был свернутый комочком носовой платок, который она всё время прижимала ко рту, – это была мода того сезона у молодых актрис.
- Не бурчи под нос! – кричал Карпов. – Лицом к публике! Роли не знаешь! Роли не знаешь!
- Я знаю роль! – обиженно говорила Гринева.
- Знаешь? Ну ладно. Суфлёр! Молчать! Пусть жарит без суфлёра, на постном масле!
Карпов был плохой психолог. Никакая роль в голове не удержится после такой острастки.
«Какой ужас, какой ужас! – думала я. – Зачем я написала эту ужасную пьесу! Зачем послала ее в театр! Мучают актеров, заставляют их учить назубок придуманную мною ахинею. А потом пьеса провалится, и газеты напишут: «Стыдно серьёзному театру заниматься таким вздором, когда народ голодает». А потом, когда я пойду в воскресенье к бабушке завтракать, она посмотрит на меня строго и скажет:
«До нас дошли слухи о твоих историях. Надеюсь, что это неверно».
Я всё-таки ходила на репетиции. Очень удивляло меня, что актеры дружелюбно со мной здороваются – я думала, что все они должны меня ненавидеть и презирать.
Карпов хохотал:
– Несчастный автор чахнет и худеет с каждым днём.
«Несчастный автор» молчал и старался не заплакать. И вот наступило неотвратимое. Наступил день спектакля. Идти или не идти? Решила идти, но залезть куда-нибудь в последние ряды, чтобы никто меня и не видел. Карпов ведь такой энергичный. Если пьеса провалится, он может высунуться из-за кулис и прямо закричать мне: «Пошла вон, дура!»
Пьеску мою пристегнули к какой-то длинной и нудной четырёхактной скучище начинающего автора. Публика зевала, скучала, посвистывала. И вот, после финального свиста и антракта, взвился, как говорится, занавес, и затарантили мои персонажи.
«Какой ужас! Какой срам!» – думала я.
Но публика засмеялась раз, засмеялась два и пошла веселиться. Я живо забыла, что я автор, и хохотала вместе со всеми, когда комическая старуха Яблочкина, изображающая женщину-генерала, маршировала по сцене в мундире и играла на губах военные сигналы. Актёры вообще были хорошие и разыграли пьеску на славу.
- Автора! – закричали из публики. – Автора!
Как быть?
Подняли занавес. Актёры кланялись. Показывали, что ищут автора.
Я вскочила с места, пошла в коридор по направлению к кулисам. В это время занавес уже опустили, и я повернула назад. Но публика снова звала автора, и снова поднялся занавес, и актёры кланялись, и кто-то громко кричал на сцене: «Да где же автор?», и я опять кинулась к кулисам, но занавес снова опустили. Продолжалась эта беготня моя по коридору до тех пор, пока кто-то лохматый (впоследствии оказалось, что это А.Р. Кугель) не схватил меня за руку и не заорал:
- Да вот же она, чёрт возьми!
Но в это время занавес, поднятый в шестой раз, опустился окончательно, и публика стала расходиться.
На другой день я в первый раз в жизни беседовала с посетившим меня журналистом. Меня интервьюировали:
- Над чем вы сейчас работаете?
- Я шью туфли для куклы моей племянницы...
- Гм... вот как! А что означает ваш псевдоним?
- Это... имя одного дур... то есть такая фамилия...
- А мне сказали, что это из Киплинга.
Я спасена! Я спасена! Я спасена! Действительно, у Киплинга есть такое имя.
Да, наконец, в «Трильби» и песенка такая есть: Taffy was a wale-man Taffy was a thief...
Сразу всё вспомнилось. – Ну да, конечно, из Киплинга! В газетах появился мой портрет с подписью «Taffy».
Кончено. Отступления не было.
Так и осталось.
Послетекстовый этап
Для построения нужного понятия зададим констатирующие вопросы к тексту.
Для этого попросим обучающихся подготовить вопросы (кто? что?):
Какое литературное имя выбрал себе автор?
Что такое литературное имя?
Что написала автор?
Задание 1. Определите тему текста по заголовку. Выберите правильный ответ из списка.
- история псевдонима;
- пьеса;
- литературное имя.
Задание 2. Определите композиционное строение текста. Выберите правильный ответ в пунктах А и В. В пункте Б – два правильных ответа.
А. Начало текста
1) узнаём о псевдониме; 2) ответ на вопросы читателей;
3) узнаём об авторе.
Б. Основная часть текста
- история возникновения псевдонима;
- случай со Степаном;
- постановка пьесы;
- реакция публики;
- переживание автора.
В. Заключение
- интервью;
- портрет автора в газете;
- значение псевдонима.
Задание 3. Определите микротему и восстановите правильную последовательность частей текста.
Выберите правильный ответ.
- – поиск имени – происхождение псевдонима – рассуждение о псевдониме – интервью – Киплинг – женщины-писательницы – история литературного имени – Степан – пьеса в Малом театре – репетиция – письмо – спектакль – реакция публики – поведение автора;
- – происхождение псевдонима – рассуждение о псевдониме – женщины писательницы – история литературного имени – выбор имени – пьеса в Малом театре – письмо – репетиция – спектакль – реакция публики – поведение автора – интервью – Киплинг;
- – спектакль – репетиция – происхождение псевдонима – рассуждение о псевдониме – интервью – женщины-писательницы – поиск имени – Степан – пьеса в Малом театре – история литературного имени – письмо – реакция публики – поведение автора – Киплинг.
Задание 4. Для понимания смысла рассказа определим ключевые, самые важные в каждой микротеме слова текста. Для этого задаём констатирующий вопрос о чём? к каждой микротеме.
Ключевые слова: происхождение псевдонима; звонкое имя или с налётом идейности; что-нибудь непонятное; Стеффи; отчаянье автора; официальное письмо; репетиция; день спектакля; интервью; у Киплинга есть такое имя.
Задание 5. Сравните выделенные микротемы (см. задание 3) и ключевые слова
(см. задание 4). Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант.
| Утверждение | Верно | Неверно |
1. | Название микротем текста и ключевые слова в основном совпадают. |
|
|
2. | Название микротем текста и ключевые слова не совпадают. |
|
|
Задание с развёрнутым ответом.
Задание 6. Докажите словами из текста, что автор подбирала литературное имя, которое принесло бы ей счастье.
__________________________________________________________________
Задание с развёрнутым ответом.
Задание 7. Почему героиня рассказа боялась идти на репетицию?
__________________________________________________________________
Задание с множественным выбором ответа.
Задание 8. Выберите правильные варианты. В тексте рассказывается о том, что журналист подсказал псевдоним; литературное имя должно приносить удачу; все дураки счастливые; автор выбрала удачный псевдоним; женщине-писательнице трудно выбрать псевдоним; пьеса автора понравилась зрителям.
Задание 9. Определите основную мысль текста. Зачем автор написал эту историю? Что хотел сообщить читателям? Выберите правильный ответ из списка.
рождение псевдонима; удачный псевдоним; литературное имя.
Задание 10. Различение факта и мнения.
Заполните таблицу. Определите, являются ли приведенные утверждения фактом или содержат мнение читателя по поводу факта. Отметьте «Факт» и
«Мнение» для каждого утверждения, поставьте плюс в нужной ячейке.
Утверждение | Факт | Мнение | |
1. | В рассказах описана история о выборе литературного имени. |
|
|
2. | История, рассказанная автором, безусловно, будет интересна читателю. |
|
|
3. | Многие думают, что Надежда Лохвицкая – хороший писатель. |
|
|
4. | Автор выбрала себе псевдоним. |
|
|
Методический комментарий к заданиям:
рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности.
Содержательная область оценки: чтение для личных целей
Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
Контекст: личный
Тип текста: сплошной
Уровень сложности заданий: средний, сложный
Формат ответа: описан в каждом задании
Объект оценки: содержание текста
Задание «Составить констатирующие вопросы» предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы (кто? что?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло, что было дальше и т.п.
Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты.
Задание 1 предполагает выбор правильного ответа из списка, определение темы текста. Задание 2 нацелено на определение композиционного строения текста, обучающиеся должны проанализировать данные, полученные при выполнении задания 1, и сделать вывод. Задание 3 нацелено на формирование представления о логике развития темы текста, оно требует способности находить нужные сведения в тексте и правильно располагать последовательность событий. Решение этой задачи важно для понимания связи между темой текста и смыслом. От обучающихся требуется определить микротему каждого абзаца и выбрать правильную последовательность. Задание 4 связано с умением задавать констатирующие вопросы к каждой структурной части текста. В задании 5 нужно отметить верное/неверное утверждение. Задания 6–7 – с развёрнутым ответом. Задание 6 предполагает выбор из текста нужного отрывка. Задание 7 содержит развёрнутый ответ на вопрос, где обучающимся нужно перечитать необходимый отрывок, сделать вывод и записать его. Задание 8 – с множественным выбором ответа. Обучающиеся должны выбрать из списка несколько вариантов правильных ответов. Задание 9 – на определение основной мысли текста, задание с выбором ответа из предложенных. Задание 10 – различение факта и мнения – очень сложное для обучающихся, т.к. требует аналитических умений различать сведения, информацию, содержащуюся в тексте (факт), и то мнение, которое возникает у читателя по поводу прочитанного текста.
Ключи к заданиям:
1. | 1 |
2. | А – 2; Б – 1, 3 |
3. | 2 |
4. | 1 – верно, 2 – неверно |
5. | 2, 4, 6 |
6. | 2 |
7. | 1 – факт, 2 – мнение, 3 – мнение, 4 – факт |
Ожидаемые результаты
В результате проделанной работы обучающиеся сформируют представление о единстве смысла текста и его коммуникативной направленности; научатся ориентироваться в содержании текста, соотносить структуру текста и содержание микротем, анализировать, интегрировать, интерпретировать информацию, формулировать гипотезы и предположения, освоят алгоритм работы с текстом.
Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов:
понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и
письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста;
проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей,
количества микротем и абзацев.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными познавательными действиями:
базовыми логическими действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
[1] Надежда Тэффи – творческий псевдоним русской писательницы, переводчицы и поэтессы Надежды Александровны Лохвицкой.
[2] Вымышленное имя или фамилия, под которыми часто выступают писатели, художники и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок в 8 классе "Комплексный анализ текста"
Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к. формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова о картине И.Левитана "Март" имеет большое в...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
урок в 9 классе "Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными"
Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста...
План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".
План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром"....
Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...