Технологическая карта урока литературы на тему "А.П.Чехов "Смерть чиновника".
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Коллеги! Очень продуктивно проходят курсы на Красноярском краевом сайте КИПК. Работают замечательные высококвалифицированные преподаватели. Данный урок - продукт работы на краевых курсах. Может кому-то пригодится материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А.П.Чехов "Смерть чиновника" 9 класс | 59.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Бобина Надежда Николаевна |
Место работы | МБОУ Курагинская СОШ № 3 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Русская литература 20 века. |
Тема урока | Художественное мастерство А.П.Чехова в изображении «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты(по ПРП): | |
Личностные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Положительная мотивация учебной деятельности; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Проявляют чувство эмпатии как понимание чувства других людей и сопереживания им, давать оценку своим действиям; учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Используют различные способы поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Ориентируются в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирают вид чтения в зависимости от цели. Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока, умеют работать с текстом в композиционном плане, комментируют прочитанное.Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока, умеют работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное.Делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: определяют наиболее эффективные способы достижения результатов. Умеют определять причины и следствия явлений, событий; делают выводы на основе обобщения знаний. Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку события. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывают практическую задачу в познавательную. Выделяют учебную задачу . Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдают правила речевого этикета. Ориентируются в разнообразии способов решения задач, строят сообщения творческого и исследовательского характера. Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока. | |
Метапредметные: учить анализировать и выделять общее; учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий. | |
Предметные уметь анализировать текст; дать определение понятию «маленький человек». | |
Ключевые слова: «маленький человек», юмор, должностное лицо. | |
Краткое описание (ИКТ, проблемно-диалогическая, технология продуктивного (смыслового) чтения; тексты произведений и карточки с его фрагментами, карточки с заданиями.) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году под заголовком «Случай» за подписью Антоша Чехонте. Слайд 1. М.Горький писал о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни ..» В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямить души людей, а не только врачевать их болезни. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
- Что вы знаете о жизни и творчестве А.П.Чехова? - Какие его произведения вы читали? - Какие герои Чехова вам запомнились? Чем? - Что можете рассказать об особенностях рассказов Чехова? - как вы думаете, прочитанный рассказ – юмористический? Слайд 2. Юмор и сатира. Юмор- изображение героев в смешном виде. Это смех весёлый, добродушный. Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Ирония – употребление слова в смысле, обратном буквальному Сарказм – один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка. Гротеск – художественный приём намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорий изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием. - Предлагаю провести небольшое исследование на основе прочитанных рассказов А.П.Чехова «Смерть чиновника» и повести Н.В.Гоголя «Шинель». Учатся слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения; мотивация к учебной деятельности, стремление развивать наблюдательность, логическое мышление. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросам: - Какую цель мы поставим перед собой? Какова задача нашего урока? - Что объединяет эти рассказы? - Чем похожи и чем отличатся герои? Ответы. Сравним героев произведений, проанализировав текст, рассмотрим речь и поступки персонажей, образ жизни, привычки, составим их характеристику, определим соотношение фантастического и реалистического. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Слайд 3. Чтобы точнее представить наших героев, понять, почему возникла такая ситуация, давайте обратимся к словарю. Экзекутор – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности . Статский генерал – гражданский чин 4 класса. Ведомство – отрасль, часть государственного управления. Вашество – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов. Вицмундир – парадная служебная одежда На следующем этапе урока предлагаю проанализировать тексты рассказов, каждой группе заполнить таблицу в соответствии с планом «Маленький человек» сталкивается с важным должностным лицом. Учащиеся получают листы с заданием всей группе, тексты произведений на столах. 1 группа «Фамилия» и «Внешность» ( сравнить имена и фамилии героев произведений, в чем комичность, «говорящие фамилии», предположение, почему писатель даёт такое имя герою, выбрать материал о внешности). 2 группа «Должность, отношение к службе, доходность от службы» ( выписывание цитат, составление выводов на основе текста) 3 группа «Увлечение» (особенно обратить внимание на культурную программу, хобби героев) 4 группа «Сосредоточенность на одной постоянной идее» (задание дать сильным учащимся: новая шинель, постоянные извинения) 5 группа «Высокопоставленное лицо» ( «значительное лицо» по отношению к Башмачкину, огенерале Бризжалове по отношению к Червякову) Группа 6 «Неожиданная смерть». Группа 7 «Сюжетные элементы рассказа «Смерть чиновника» Экспозиция Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Выполняют полученные задания в группе, проводят самоконтроль. Выполняют задание по установленному алгоритму: составляют таблицу цитат. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Выступление групп начинается с последней. Краткий план с соотнесением цитат из рассказа.Устанавливается осознанность учебной деятельности. Слайд 4.Экспозиция. Иван Червяков в театре. Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала. Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу. Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами. Развязка. Чиновник умер. - Предлагается продолжить составлять цитатно-образную характеристику героев, выслушав одноклассников от групп. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Просмотр фрагмента фильма «Смерть чиновника» по Чехову (реж. В.Фокин, 1977) Ребята, подумайте, над каким человеком смеются писатели. Какие качества характера у них? Давайте подумаем, какие отрицательные черты преобладают в таком человеке? Слайд 5. Самоуважение – не чувствует себя человеком. Достоинство – забыл о достоинстве. Смелый – трусливый. Важный – ничтожный, самоуничижение. Умный – глупый. Червяков смешон в своих попытках извиниться, своей нелепой настойчивостью, он жалок своим унижением, отсутствием человеческого достоинства. Они нам показывают на примерах, что всё дело не в богатых начальниках, а в самом человеке. Если он сам добровольно подвергает себя унижениям, если у него отсутствует достоинство, зато в избытке раболепство и чинопочитание, может ли он называться человеком? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Тест.
А. изображение героев в смешном виде. Это смех весёлый, добродушный. Б.беспощадное, уничтожающее осмеяние, один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. В.употребление слова в смысле, обратном буквальному 2. Назови журнал, первый напечатавший рассказ «Смерть чиновника» А. «Стрекоза» Б. «Отечественные записки» В.»Осколки» 3. Соотнеси произведение и указанную проблему: А.»Хамелеон» 1.Добровольное самоуничижение. Б.»Смерть чиновника» 2. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость. В. «Унтер Пришибеев» 3. Приспособленчество, угодничество. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. - В чём отличие Червякова от Акакия Акакиевича? - Что же послужило причиной смерти? - - Могут ли такие люди встретиться нам сегодня? Чехов объясняет смерть чиновника не его социальным положением, даже не страхом перед вышестоящим чиновником, а психологическими и нравственными причинами. Герой страшится нарушить систему чинопочитания, построенную на унижении, на рабской психологии. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Оценивание групп, индивидуальных ответов учащихся. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Рефлексия (работа по карточкам) Сегодня на уроке я узнал__________________ Я задумался о________________________ Считаю, что работал на уроке_________________ Урок мне показался_________________________________ |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Написать небольшое сочинение-рассуждение «Согласны ли вы с мыслью А.П.Чехова: «Человек не должен быть маленьким»?( на материале произведений, рассмотренных на уроке. Пользуясь составленной таблицей.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...