Технологическая карта урока литературы на тему "А.П.Чехов "Смерть чиновника".
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Бобина Надежда Николаевна

Коллеги! Очень продуктивно проходят курсы на Красноярском краевом сайте КИПК. Работают замечательные высококвалифицированные преподаватели. Данный урок - продукт работы на краевых курсах. Может кому-то пригодится материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Бобина Надежда Николаевна

Место работы

МБОУ Курагинская СОШ № 3

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Русская литература 20 века.

Тема урока

Художественное мастерство А.П.Чехова в изображении «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Положительная мотивация учебной деятельности; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. Проявляют чувство эмпатии как понимание чувства других людей и сопереживания им, давать оценку своим действиям;  учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Используют различные способы поиска¸ сбора¸ обработки, анализа овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Ориентируются в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирают вид чтения в зависимости от цели.

Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока, умеют работать с текстом в композиционном плане, комментируют прочитанное.Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока, умеют работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное.Делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: определяют наиболее  эффективные способы достижения результатов. Умеют определять причины и следствия явлений, событий; делают выводы на основе обобщения знаний.

Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку события.  Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

Участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывают практическую задачу в познавательную. Выделяют учебную задачу .

Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдают правила речевого этикета. Ориентируются в разнообразии способов решения задач, строят сообщения творческого и исследовательского характера. Осуществляют поиск необходимой информации для решения основной цели урока.

Метапредметные: учить анализировать и выделять общее;  учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий.

Предметные уметь анализировать текст;  дать определение понятию «маленький человек».

Ключевые слова: «маленький человек», юмор, должностное лицо.

Краткое описание (ИКТ, проблемно-диалогическая, технология продуктивного (смыслового) чтения; тексты произведений и карточки с его фрагментами, карточки с заданиями.)

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году под заголовком «Случай» за подписью Антоша Чехонте.

Слайд 1. М.Горький писал о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни ..»

В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямить души людей, а не только врачевать их болезни.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

- Что вы знаете о жизни и творчестве А.П.Чехова?

- Какие его произведения вы читали?

- Какие герои Чехова вам запомнились? Чем?

- Что можете рассказать об особенностях рассказов Чехова?

- как вы думаете, прочитанный рассказ – юмористический?

Слайд 2. Юмор и сатира.

Юмор- изображение героев в смешном виде. Это смех весёлый, добродушный.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

Ирония – употребление слова в смысле, обратном буквальному

Сарказм – один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

Гротеск – художественный приём намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорий изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

- Предлагаю провести небольшое исследование на основе прочитанных рассказов А.П.Чехова «Смерть чиновника» и повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Учатся слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения; мотивация к учебной деятельности, стремление развивать наблюдательность, логическое мышление.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Стимулирование мыслительной деятельности учащихся вопросам:

- Какую цель мы поставим перед собой? Какова задача нашего урока?

- Что объединяет эти рассказы?

- Чем похожи и чем отличатся герои?

Ответы.  Сравним героев произведений, проанализировав текст, рассмотрим речь и поступки персонажей, образ жизни, привычки, составим их характеристику, определим соотношение фантастического и реалистического.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Слайд 3. Чтобы точнее представить наших героев, понять, почему возникла такая ситуация, давайте обратимся к словарю.

Экзекутор – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности .

Статский генерал – гражданский чин 4 класса.

Ведомство – отрасль, часть государственного управления.

Вашество – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов.

Вицмундир – парадная служебная одежда

На следующем этапе урока предлагаю проанализировать тексты рассказов, каждой группе заполнить таблицу в соответствии с планом  «Маленький человек» сталкивается с важным должностным лицом.

Учащиеся получают листы с заданием всей группе, тексты произведений на столах.

1 группа «Фамилия» и  «Внешность» ( сравнить имена и фамилии героев произведений, в чем комичность, «говорящие фамилии», предположение, почему писатель даёт такое имя герою, выбрать материал о внешности).

2 группа «Должность, отношение к службе, доходность от службы» ( выписывание цитат, составление выводов на основе текста)

3 группа «Увлечение» (особенно обратить внимание на культурную программу, хобби героев)

4 группа  «Сосредоточенность на одной постоянной идее» (задание дать сильным учащимся: новая шинель, постоянные извинения)

5 группа «Высокопоставленное лицо»  ( «значительное лицо» по отношению к Башмачкину, огенерале Бризжалове по отношению к Червякову)

Группа 6 «Неожиданная смерть».

Группа 7 «Сюжетные элементы рассказа «Смерть чиновника»

Экспозиция

Завязка.

Развитие действия.

Кульминация.

Развязка.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Выполняют полученные задания в группе, проводят самоконтроль. Выполняют задание по установленному алгоритму: составляют таблицу цитат.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Выступление групп начинается с последней. Краткий план с соотнесением цитат из рассказа.Устанавливается осознанность учебной деятельности.

Слайд 4.Экспозиция. Иван Червяков в театре.

Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.

Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.

Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.

Развязка. Чиновник умер.

- Предлагается продолжить составлять цитатно-образную характеристику героев, выслушав одноклассников от групп.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Просмотр фрагмента фильма «Смерть чиновника» по Чехову (реж. В.Фокин, 1977)

Ребята, подумайте, над каким человеком смеются писатели. Какие качества характера у них? Давайте подумаем, какие отрицательные черты преобладают в таком человеке?

Слайд 5.

Самоуважение – не чувствует себя человеком.

Достоинство – забыл о достоинстве.

Смелый – трусливый.

Важный – ничтожный, самоуничижение.

Умный – глупый.

Червяков смешон в своих попытках извиниться, своей нелепой настойчивостью, он жалок своим унижением, отсутствием человеческого достоинства.

Они нам показывают на примерах, что всё дело не в богатых начальниках, а в самом человеке. Если он сам добровольно подвергает себя унижениям, если у него отсутствует достоинство, зато в избытке раболепство и чинопочитание, может ли он называться человеком?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Тест.

  1. Найди определение юмора:

А. изображение героев в смешном виде. Это смех весёлый, добродушный.

Б.беспощадное, уничтожающее осмеяние, один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

В.употребление слова в смысле, обратном буквальному

2. Назови журнал, первый напечатавший рассказ «Смерть чиновника»

А. «Стрекоза»

Б. «Отечественные записки»

В.»Осколки»

             3. Соотнеси произведение и указанную проблему:

А.»Хамелеон»                                             1.Добровольное самоуничижение.

Б.»Смерть чиновника»                               2. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость.

В. «Унтер Пришибеев»                              3. Приспособленчество, угодничество.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль.

- В чём отличие Червякова от Акакия Акакиевича?

- Что же послужило причиной смерти?

- - Могут ли такие люди встретиться нам сегодня?

Чехов объясняет смерть чиновника  не его социальным положением, даже не страхом перед вышестоящим чиновником, а психологическими и нравственными причинами. Герой страшится нарушить систему чинопочитания, построенную на унижении, на рабской психологии.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Оценивание групп, индивидуальных ответов учащихся.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия (работа по карточкам)

Сегодня на уроке я узнал__________________

Я задумался о________________________

Считаю, что работал на уроке_________________

Урок мне показался_________________________________

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Написать небольшое сочинение-рассуждение «Согласны ли вы с мыслью А.П.Чехова: «Человек не должен быть маленьким»?( на материале произведений, рассмотренных на уроке. Пользуясь составленной таблицей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...