разработка урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
материал для открытого урока по повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_n.v._gogolya_shinel.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- образовательная - систематизация знаний учащихся о повести, анализ текста художественного произведения, развитие в повести темы «маленького человека», «погружение» в созданный автором мир, формирование навыков выразительного чтения;
- воспитательная - воспитание у учащихся нравственных качеств и эстетического вкуса, формирование понятия о значимости личности независимо от её социального положения, воспитание любви и уважения к личности человека;
- развивающая - развитие у учащихся критического, эмоционально-образного и аналитического мышления, навыков монологической речи, навыков работы с критической литературой, умения вести полемику, работать в группе.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей создания повести;
- проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
- раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;
- прояснить авторское отношение к герою;
- продолжить работу по усвоению таких теоретических понятий, как сатирическая повесть, «говорящая фамилия», художественная деталь;
- проанализировать роль образа шинели в сюжете повести;
- раскрыть значение образа шинели в изображении внутреннего мира главного героя.
Направленность на планируемые результаты образования:
- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;
- готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;
- формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности.
Методы и технологии обучения:
- частично-поисковый метод;
- технология развития критического мышления, проблемного и дифференцированного обучения, ИКТ-технология.
Оборудование:
- портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;
- иллюстрации к произведениям «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя;
- иллюстрации на тему «Петербург гоголевской поры»;
- раздаточный материал;
- мультимедиапроектор;
- презентация по теме урока.
Ход урока
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.
… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.
Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.
- Целеполагание
1. Формулировка темы урока
- Попробуйте определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке.
Давайте послушаем, ребята, когда возник в литературе образ «маленького человека»
2. Сообщение учащейся Рассказова Анастасия «Образ «маленького человека» в русской литературе»
3. Слово учителя
А.С. Пушкин впервые в русской литературе в повести «Станционный смотритель» приоткрыл сложный душевный мир «маленького человека». Его герой Самсон Вырин показан беззащитным перед «сильными мира сего». Пушкин показал страдания отца, разъединённого со своей дочерью. Даже внешне благополучная судьба его дочери не может сделать его счастливым. Оказалось, что не только обеспеченность, богатство нужны бедному человеку. Он гибнет от грубого вмешательства в его жизнь, от бессилия перед произволом, от отсутствия человеческого тепла и участия.
Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В. Гоголя «Шинель», которая входит в сборник «Петербургские повести» – «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.
4. Определение целей урока
Исходя из сказанного, попробуйте сформулировать цели нашего урока.
- проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе через повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
II. Актуализация знаний учащихся
1. Слово учителя. Замысел повести
Замысел повести родился не сразу. В середине 30-ых годов Гоголь услышал анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. В первый раз на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос лодки. Вдруг заметил, что ружья нет. Оно было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал. Все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Его товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружьё… Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову.
Дома вы прочитали повесть, познакомились с её героями.
2. Проблемный вопрос: «В чём разница между ситуацией с потерей ружья и ситуацией в повести Гоголя?»
(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где “есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз”, просто не выжить.)
- Давайте понаблюдаем, как эта тема развивается в повести “Шинель”?
3. Беседа по первичному восприятию произведения (технология развития критического мышления)
• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?
• Насколько неожиданным для вас оказался ее финал?
• Какие вопросы возникали во время чтения?
4. Анализ повести. Образ главного героя (частично-поисковый метод)
- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы? (найти подтверждение в тексте)
(Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени).
- По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Не символично ли это?
(Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника)
- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?
- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?
- Это и судьба, и характер.
- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?
(Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный).
- Какое отношение у читателя вызывает этот персонаж?
6. Самостоятельная работа в группах (выборочное чтение, частично-поисковый метод).
- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек? – 1группа
- Каково отношение к нему сослуживцев? – 2 группа
Учитель помогает сделать соответствующие выводы:
С первой минуты мы испытываем чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.
«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха». Сравнение с мухой писатель повторяет дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп».
Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.
Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания.
7. Слово учителя
Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он как приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?
- Какое природное явление Гоголь называет «сильным врагом всех, получающих 400 рублей в год или около того»? (Мороз). Даже мороз становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно рассмотреть свою шинель. Визит Акакия Акакиевича к портному становится поворотным в дальнейшей судьбе героя.
8. Чтение по ролям сцены разговора с Петровичем. Читает 1 группа. стр.
- Какие чувства вызвал у вас Башмачкин? Обратили внимание на речь героя, его косноязычие? О чём это говорит?
- А как Гоголь описывает путь Башмачкина домой после визита к портному?
- Вспомните, что пришлось пережить Башмачкину для того, чтобы скопить денег на новую шинель?
- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
9. Анализ эпизода «Примерка шинели». Рассматривание иллюстрации Кукрыниксов «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель» 2 группа читает эпизод с примеркой.
- Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами. Это эпизод примерки новой шинели. Портной Петрович так рад своей работе, он обдёргивает, приглаживает “сооружённую” им шинель. Рядом с ним А.А. кажется огромным, значительным. Таким он кажется самому себе. Он вырос в собственных глазах, потому что одолел дело, которое раньше казалось невозможным. А.А. блаженно улыбается. Простое и доброе его лицо светится счастьем.
10. давайте послушаем пересказ эпизода А.А. на службе в новой шинели. (пересказ эпизода)
Вывод: Таким образом, шинель тоже становится персонажем повести, ей уделяется больше внимания, чем тому, кто её носит.
11. Проблемный вопрос: почему повесть о человеке названа «Шинель»?
Ответы ребят:
- Потому что вещь заменила человека, стала важнее всего.
- Потому что шинель стала для человека смыслом жизни.
- Потому что в Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.
12. Работа логопеда – психолога.
В раскрытии образа Акакия Акакиевича важную роль играет шинель. Шинель у главного героя – это его цель, ради которой он готов на многое. Можно сказать он жил мечтой о новой шинели.
Башмачкину трудно, но заветная мечта окрыляет его. В день когда мечта, наконец, осуществляется, становится самым счастливым в жизни героя.
С приобретением шинели жизнь его окрашивается новыми красками.
И сейчас я вам предлагаю создать психологический портрет нашего героя в виде старой и новой шинели.
Вы разделены на 2 группы. Первая группа работает над портретом нашего героя в старой шинели, описывая черты человека присущи Акакию Акакиевича.
Вторая группа работает над портретом героя в новой шинели, так же описывая черты человека присущи нашему герою.
И эти же качества мы окрасим цветами.
На выполнение задания отводится 10 минут.
Старая шинель | Новая шинель |
Застенчивый- робкий Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и, как мог, сколько могла позволить ему свобода языка, изъяснил с прибавлением даже чаще, чем в другое время, частиц «того», что была-де шинель совершенно новая..." Скромный- Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно..." (СЕРЫЙ, СИНИЙ) | Счастливый - совершенно праздничном настроении отправляется в департамент, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было. (ОРАНЖЕВЫЙ) |
Экономный – по вечерам не зажигал свечи, не пил чай, редко отдает прачке белье. (СЕРЫЙ) | Уверенность в себе -ходил с гордо поднятой головой, плечи его расправились, речь стала более внятной. В нём просыпается горделивое достоинство солидного чиновника в новой шинели. (ЗЕЛЕНЫЙ) |
покорность - Он терпит неуважительное отношение и насмешки на службе, и в других местах: "...В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения..." "...существо, переносившее покорно канцелярские насмешки..." СЕРЫЙ | Кропотливый, аккуратный Старательный,трудолюбивый- красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её. (РОЗОВЫЙ- ЧЕТКО ИДУТ К ЦЕЛИ) |
Потеря веры в себя- ежедневно становится жертвой насмешек и безропотно сносит такое обращение ФИОЛЕТОВЫЙ – РАВНОДУШИЕ К СЕБЕ) | |
кроткий и смеренный - терпит насмешки и не лезет на рожон ( ФИОЛЕТОВЫЙ ) | |
Старательный,кропотливый, трудолюбивый,усердный и аккуратный -красивый почерк, любит свою работу и никогда не прогуливает её ( РОЗОВЫЙ- ЧЕТКО ИДУТ К ЦЕЛИ) |
- Хорошо, отработали задания.
- Первая группа, слушаем вас.
-Вторая группа , слушаем вас.
-Ребята, вы большие молодцы!
ВЫВОД: Предлагаю резюмировать выше сказанное.
-Образ « маленького человека» -Акакий Акакиевич. Уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования, ума, а от его положения в обществе. Доброму и не способному на злодеяние человеку, нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствие истинных ценностей.
Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.
13.Заключение. Слово учителя. Просмотр фильма финала повести
Благодаря новой шинели Акакий Акакиевич был приглашён на чай к помощнику столоначальника, он теперь мог себе позволить посмотреть на богатую жизнь. И после двух бокалов шампанского отправляется домой.
- Что по дороге домой с ним произошло? (ответы учащихся) что он чувствует? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)
- каковы дальнейшие действия Башмачкина?
- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. (выборочное чтение)
- Каким же вы увидели чиновника?
- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо? Ценность человека определяется по внешним данным – одежде, чину, дому… Но иначе быть и не может: такова суть государственного устройства. И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека! Мы скорбим не только о Башмачкине, о его личной смерти. Не только о несостоявшейся личности. Мы скорбим о гибели самого звания человека, когда людей делят на «маленьких» и «значительных».
Вывод: Измученный А.А. наталкивался на равнодушие, словно дьявол забрался в человеческие души. Венчает его хождение по мукам визит к «значительному лицу». Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?» Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля прибавляло прыти «значительному лицу». Когда всё это обрушилось на А.А., да ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он «так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения»
- Давайте посмотрим финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть?
просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”1.03.36(время)
- В чем заключается особый драматизм этой ситуации? (никто не помог ему)
Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь.
- Зачем же нужно это напоминание?
Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь «милость к падшим призывал».
Вспоминаются строчки из Библии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «возлюби ближнего как самого себя».
III. Домашнее задание (на выбор)
Сочинение-миниатюра «Всегда ли мы добры к людям?»
IV. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
- Ребята, я надеюсь, что этот урок не оставил вас равнодушными. Научил ценить в людях доброту, милосердие. Спасибо за сотрудничество.
V. Рефлексия
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)
Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...
Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
Данная разработка содержит материал к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия". Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...
Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"
Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...
Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"
Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"...
Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...