Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_povesti_l.andreeva_iuda_iskariot.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по повести Л.Андреева
"Иуда Искариот"
Цели:
- обучающая: постижение идеи произведения через раскрытие образов героев, мировосприятие их и автора; наблюдение за языком художественного произведения как средством характеристики героев и осуществления замысла писателя; закрепление отличительных особенностей экспрессионизма как литературного направления; совершенствование навыков анализа текста;
- развивающая: развитие логического мышления (умение анализировать поступки, делать выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения); развитие монологической речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся, их способности к самообучению (групповые задания творческого характера);
- воспитательная: воспитание нравственных ценностей и критического отношения ко злу в работе над текстом;
- Оборудование: мультимедийная система
- Предварительное домашнее задание: 1. Сравнить текст любого Евангелия с текстом Л. Андреева. 2. Подготовить художественный пересказ эпизода «Иисус у Понтия Пилата». 3. Индивидуальные задания.
Эпиграф урока:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.
А. Ахматова. 1915 г.
Ход урока.
- Объявление темы урока.
- Вступительное слово учителя
В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми… Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном: о Добре и Зле, о Совести и Вере, - и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечко и сделало Вас еще добрее и чище…
Тема евангельских мотивов в русской литературе появляется время от времени как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах его произведения. Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
- Слово о Л.Н.Андрееве
(Слайд 1. Портрет Л.Андреева) Сообщение ученицы, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.
- Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу сравнения евангельского текста с повестью Л. Андреева.
Ученики отмечают отличия в содержании:
- Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии, само же произведение потрясает и возмущает;
- у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - “но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя”;
- в Библии ученики заступаются за Христа: “ Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из них ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У Андреева же ученики – предатели;
- и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа выполнял обязанности казначея, но “он не столько заботился о нищих, но … был вор”;
- у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда;
общее в языке произведений:
- притчи, христианские наставления;
- цитаты из Библии в повести: “И к злодеям причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя господне” (6 гл.);
- часто предложения и в Библии , и в повести начинаются с союзов и, а, что придает текстам разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне поесть его, и я попросил еще…”;
- в Библии и в повести встречается стилистический прием – инверсия: “разостлали на земле плащи свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие от Библии, у Андреева много необычных образных сравнений;
- Л. Андреев употребляет в повести устаревшие формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И, внезапно сменив быстроту движений медленностью…”
Вывод: автор максимально сближает язык произведения с библейским, чтоб расположить к себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа – трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный, но умный.
Постановка проблемного вопроса:
Зачем писатель это делает? Какова идея произведения? На эти вопросы мы и постараемся ответить на нашем уроке.
V. Анализ повести “Иуда Искариот”.
Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда герой и великомученик у М. Волошина:
Боже, верю глубоко,
Что Иуда - Твой самый старший и верный
Ученик, что он на себя принял
Бремя всех грехов и позора мира,
Что, когда Ты вернешься судить землю,
И померкнет солнце от Твоего гнева,
И сорвутся с неба в ужасе звезды,
Встанет он, как дымный уголь, из бездны,
Опаленный всею проказой мира,
И сядет рядом с Тобою!..
А в «Биографии Иуды» Сюзан Губар, появившейся в средние ХХ века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры.
Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.
Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.
- Каким образом и что мы узнаем о нем?
Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”. То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.
- Как реагирует природа на появление Иуды? (Зачитать)
- Какие чувства вызывает описание природы? (Опять тревогу.)
- Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).
В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.
- Как же выглядит Иуда? (Зачитать). Слайд №2 «Иуда»
- Что можно сказать о герое по его описанию внешности?
Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.
- Какое чувство вызывает описание внешности?
Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.
- Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)
Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.
- А как называют героя в произведении? Кто?
Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.
- Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства.
- Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)
Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Давайте постараемся разобраться в некоторых библейских понятиях:
Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.
- Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?
“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица).
- А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.)
- Почему же меняется отношение Иисуса к нему? (Зачитать).
- Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)
- Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? (Зачитать).
Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – видит источник зла.
- Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом? Спасает жизнь Иисусу.
- Чего ожидает Иуда за свой поступок? Похвалы, благодарности.
- А что получил? Еще больший гнев Иисуса.
- Почему? Лгал.
- А какова позиция Христа? Говорить правду. (Заполняем таблицу № 1 и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)
Иисус Любит людей Добро правда | Иуда Не любит людей Зло ложь |
Идейный конфликт
Богоборческий характер
- Каково лексическое значение слова «богоборческий»? (Борьба с Богом)
- Кто борется с Богом? (Иуда)
- Как? (Пытается доказать Иисусу, что только он прав)
- Зачем это Иуде? (Хочет быть понятым и оцененным человеком, человеком, которого любят)
- А каково ваше мнение, что лучше: правда, которая убивает, или ложь, которая спасает? (Выслушиваются аргументированные мнения учащихся)
- А какова позиция автора по этому философскому вопросу? (авторская позиция совпадает со взглядами Иуды. Учащиеся доказывают данное утверждение цитированием текст)
- Ребята, кому из учеников Христа в повести отводится значимое место? Почему? (Иоану, Петру, Фоме. На примерах из текста ребята доказывают это)
- Где происходят события, описанные в повести?
- (Слайд 3. Палестина в эпоху Христа. Слайд 4. Иерусалим в эпоху Христа)
Учитель. На этих картах представлены события последних дней земной жизни Иисуса. Путь, начавшийся торжественным входом в Иерусалим, – скорбный путь. Завершился он Голгофой.
(Слайд 5. Тайная вечеря)
- Что вы, ребята, знаете об этой картине? Как она связана с повестью? (Выборочный пересказ, основанный на передаче содержания фрагмента)
- Рассмотрим, как относятся к Иисусу и Иуде ученики. Сравним их слова и поступки и заполним таблицу № 2
Ученики | |
Слова Кротость Послушание | Поступки Двуличие Отсутствие мнения Угодничество Честолюбие Борьба за первенство Предательство трусость |
Богоборческие мотивы
- Кто борется с Богом? (Автор)
Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.
- Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?
Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.
- Но считает ли Иуда себя грешником?
Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.
- Как он себя ведет, посетив Анну ?(Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает).
- Как предает? (Целуя). Слайд 6
- Почему целует? (Любит).
- Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу. (Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.)
- На пути к Голгофе Иисус является перед синедрионом.
- Отсюда огромной и крикливой толпой все двигались к Понтию Пилату на последний допрос и суд. (Слайд 7. У Понтия Пилата)
- Что испытывает Иуда во время допроса Иисуса? Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.
VI. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).
– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа.
VII. Выразительное чтение эпизода “Иисус идет на казнь”.
(Слайд 8- 9. Распятие)
- Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса? (Нет).
- А чего он хочет? (Иуда создал, подобно Раскольникову, свою теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это.)
- Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя? (Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”)
- Иуда доказал теорию. Почему же он повесился? (Любил Христа, хотел быть с ним).
- Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда? (Обрекает себя на вечный позор).
- Еще почему повесился? 9Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Обращение к эпиграфу урока.)
- Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор? В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”. Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.
- Как внешне преображается Иуда? “…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].
- Кто же Иуда: победитель или побежденный? Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
- В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.
- Каково ваше отношение к Иуде? Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.
В 2006 году впервые было опубликовано частично реконструированное Евангелие от Иуды — евангелие на коптском языке, входящее в найденный в 1978 году в Египте кодекс Чакос. Найденный текст, возможно, является переводом утраченного греческого оригинала. Книга с таким же названием упоминается в антиеретических сочинениях Иринея Лионского и Епифания Кипрского. В отличие от канонических Евангелий, в этом евангелии Иуда Искариот показан как единственный подлинный ученик, совершивший предательство по воле Самого Иисуса Христа. (Слайд 10)
Главным сюжетным отличием данного евангелия от канонических является утверждение, что Иуда не был предателем, и выдал Христа римлянам по Его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником и единственным, кто целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём эту важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признанности своего евангелия и даже самой жизни. Хочется так же отметить для того чтобы оставить о себе правильный след в истории, Иуда задумал поцеловать Христа, в момент, когда привел к нему воинов, но мы знаем, что именно этот поцелуй, сыграл отрицательную роль в отношении к Иуде.
Теперь давайте попытаемся ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем автор представляет нам образ Иуды, который традиционно трактуется как отрицательный, в ином ключе? Какую мысль до нас хочет донести?
Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А вы как думаете?
IV. Домашнее задание: ответить письменно на этот вопрос.
Двуреченская Юлия Викторовна
МБОУ «СОШ № 1 им. Я.Василенко» п.Пурпе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
Данная разработка содержит материал к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия". Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"
Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...
Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"
Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"...
Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...