Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Бирюкова Наталья Николаевна

Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока 256.41 КБ
Microsoft Office document icon маршрутный лист к уроку32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им. А. П. Иванова» г. Бежецк Тверская область

УРОК ПИСЬМА

Методическая разработка урока по произведению Бориса Васильева

«В списках не значился»

Тема: «Есть такая профессия  - Родину защищать»

 (урок  по произведению Бориса Васильева «В списках не значился»)

Учитель русского языка и литературы: Бирюкова Наталья Николаевна

Контакты: natascha.biriuckova2012@yandex.ru

89157019817

http://cdn.thinglink.me/api/image/675704896091062272/1024/10/scaletowidth/0/0/1/1/false/true?wait=true

2019

Тема: «Есть такая профессия  - Родину защищать»

 (урок  по произведению Бориса Васильева «В списках не значился»)

Цель: формирование у учащихся патриотического самосознания и гражданской активности на основе произведения Бориса Васильева «В списках не значился».

Задачи:

  1. Уметь анализировать художественный текс, давать. Оценку  событиям и характеризовать персонажей;
  2. Познакомить с событиями из истории нашей Родины- «Защита Брестской крепости»;
  3. Проанализировать образ Плужникова и его подвиг во имя Родины;
  4. Вспомнить своих родственников  -защитников Отечества;
  5. Формировать читательские компетенции школьников;
  6. Воспитывать патриотизм и гордость за историческое прошлое нашей Родины.

Оборудование:

Книги Бориса Васильева – выставка; портрет писателя, ноутбук, мультимедийная презентации, видеофрагменты, документальное видео «Брестская крепость», кадры из кинофильма «Брестская крепость».

Ход урока:

  1. Оргмомент

Друзья мои, я очень рада

Прийти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда –

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю – каждый в классе гений!

Но без труда,талант не впрок:

Так скрестим наши шпаги мнений

И вместе сочиним урок!

  1. Вход в пространство урока

Фрагмент из кинофильма «Офицеры» - фраза  «Есть такая профессия – Родину защищать».

Учитель: вы посмотрели отрывок из легендарного фильма «Офицеры», который снят по повести Бориса Васильева. Фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать» стала легендарной. Как вы понимаете эту фразу?  (защита Отечества в мирное и военное время, преданность своему делу, проявление мужества и стойкости)

  1. Формулирование темы и целей урока

Учитель: Эта фраза стала темой нашего урока: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Учитель: как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?  (О защите Родины, о подвигах, о героях)

- Как  вы думаете, когда наиболее востребованы защитники Отечества? ( в годы войны, когда необходимо защищать Родину, освобождать его от захватчиков)

Учитель: Сегодня на примере произведения Бориса Васильева «В списках не значился» мы поговорим о подвигах героев в годы войны и в ходе урока обратимся к ратным подвигах тех, кто воевал, кто не вернулся с полей сражений. Именно им мы посвятим свои письма из века XXI в век XX в 1941 год…..

  1. Основная часть
  1. Работа с ассоциациями

-Какие ассоциации у вас вызывает 1941 год

2)Углубление в ассоциации

Стихотворение про Брест

Над Бугом светало воскресное утро,
Заря серебрится прозрачным лучом,
Для первого взгляда здесь просто безлюдно,
Чирикает птаха за ближним кустом.

Земля пробуждалась зарёю рассвета,
У самой воды пограничный секрет,
Плеснулся *голавль у берега где-то,
Короткая трель вторит первой в ответ.

Речная прохлада росой освежает,
Стрекочет кузнечик, букашка ползёт,
Природа как будто от чар оживает,
Приветствуя жизнь, голос свой подаёт.

Но шёпот в ночи, — И спокойствие снова,
Опять наступило молчанье и тишь,
Сменил разводящий с поста часового,
На ветку уселась летучая мышь.

Вдруг вздрогнул рассвет,
Взрывом вырвало землю,
Заставу разнёс дальнобойный снаряд,
Погибший во сне, не узнал что он первый
Уже на войне, кровь проливший солдат.

Кому смерть краса, а кому-то нелепость,
Не каждого будут считать образцом,
А враг напролом шёл на Брестскую крепость,
Ее, окружая железным кольцом.

Начало войны это ужас и нервы,
Здесь мало кого смертный час обойдёт,
Заставы в боях, ждут из штаба резервы,
Надеясь, что крепость на помощь придёт.

А в ней гарнизон сжат по фронту и сзади,
Бойцов вдохновляет седой комиссар,
«Всей силой своей встанем братья в засаде,
И мощь сгруппируем на контрудар.

И малою силой почти что руками,
Сразился с врагом *легендарный комбат,
И немцы, не выдержав боя штыками,
От русских с позором бежали назад.

Солдат на часах охраняет трофеи,
А пленных врагов взял «на мушку» конвой,
«На сотни идут у фашистов потери»,
Для них станет крепость «рубеж роковой».

Вот так и прошёл первый день обороны,
Значительный подвиг, «и в местных боях»,
Нехватка воды, и по счёту патроны,
Бинты в лазарете из рваных рубах:

Лишения, голод,
Всё вынесли стойко,
Бойцы на границе, по воле своей,
«Их подвиг примером другим» –
«И не только»:
«Они победители с первых же дней»!

Галкин Юрий

Задание: прочитайте стихотворение. Какие события отражены в сюжете стихотворения? Каким настроением проникнуто? Какие картины вы представляете? Какие чувства у вас возникают после прочтения?

Учитель: начало Великой Отечественной войны было неожиданным. 21 июня только отзвучала музыка выпускных вечеров. Бывшие школьники мечтали о поступлении в институты, о будущем. Но это будущее перечеркнула Великая Отечественная война. (кадры из кинофильма «Завтра была война)

Учитель: вы посмотрели кадры из кинофильма «Завтра была война» снятого тоже по книге Бориса Васильева. О чем вы задумались?

ВОЙНА

- какие чувства вызывает это слово?

Таблица:

Я слышу

Я вижу

Я чувствую

Разрыв снарядов

Грохот канонады

Крики и стоны раненых

……….

Плач матерей

Бои

Сражения

………

Страх

Боль

Ненависть к фашистам

…….

  1. Разрыв

Учитель: Война  -это всегда страшно и больно.

Звучит песня «Священная война»

Учитель:  Выпускные вечера для многих выпускников закончились отправкой на фронт. В стране началась всеобщая мобилизации.

-Что такое мобилизация? (словарная работа)

-А как понять «всеобщая мобилизация»?

-Все мужчины ушли на фронт. А женщины ждали, верили, надеялись. Они с нетерпением ждали почтальона.

Кадры из кинофильма «Тени исчезают в полдень» (7 серия)

Женщины ждут почтальона в годы войны. Кому письмо, а кому похоронка, а кому-то нужно еще подождать.

Ребята, а какова композиция письма? Вы послушали письмо солдата. С чего начинается письмо? Что рассказывает воин о себе? Какие вопросы задает родным? Почему письмо трогательное? Докажите, что это письмо. В конце урока нам нужно будет написать письмо из века 21 в век 20, в 1941 год…. Обратимся к творчеству Бориса Васильева. Его герою напишем письмо…..

4) Осмысление

Учитель: Борис Васильев  - писатель фронтовик. О войне он знал не понаслышке. А что вы знаете об этом писателе?

-Какие книги Бориса Васильева вам знакомы?

-Как вы думаете , почему много книг Бориса Васильева о войне?

Видеоролик «Борис Васильев».

-Книга Бориса Васильева « В списках не значился» тоже о войне. О страшных событиях самого начала Великой Отечественной.

Герой книги Бориса Васильева «В списках не значился» тоже оказался на войне.

ФРОНТПЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ:

-Как звали героя книги? (Коля Плужников)

-Сколько ему лет? (19)

-В каком звании он попадает на фронт? ( младший лейтенант)

-Куда попадает он в начале войны? (Брест)

-Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных? (Коля хотел стать настоящим офицером, а не  работником штаба)

Просмотр отрывка из кинофильма «Брестская крепость»

-Как можно оценить события, которые происходили летом 1941 года в Брестской крепости?

-Какие качества проявили защитники Брестской крепости? (мужество, стойкость, героизм)

Учитель: уже в самом начале войны, советские люди дали понять фашистским захватчикам , что не так легко им будет вести войну против советского народа. «Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет» , - так сказал еще полководец Александр Невский.

-Найдите описание событий начала войны в книге Бориса Васильева.

Кругом горело все …

Перед людьми встал выбор:

Я или Родина. Они выбрали Родину и вступили в смертельный бой.

-Как вспоминает 19-летний лейтенант Плужников войну  первые 2 дня? Какие ошибки он делает?

(Коля молод, молоды и немного наивны его мечты, естественно и тщеславие молодого командира, который сначала войну воспринимает как игру, и думает он еще не о том, как будет воевать, а как будет рассказывать о войне. Он еще не знает, с каким врагом вступил в схватку. Поэтому он пьет, не отрываясь от фляжки с водой, поддавшись панике, оставляет своих бойцов в костеле).

-Имеем ли мы право судить Плужникова за ошибки, сделанные в первые дни войны?

-А как квалифицирует его действия старший лейтенант с орденом на груди? Почему?

-Верит ли он в Плужникова?

(Это преступление.Я обязан расстрелять вас, - говорит старший лейтенант, - но у меня мало боеприпасов).

Костел был ключом обороны крепости, а Плужников, поддавшись панике, бросил своих бойцов и трусливо бежал с позиции, которую приказано было держать во что бы то ни стало.

Старший лейтенант верит Плужникову, он дает возможность искупить свою вину.

-Как вы считаете, с какого момента лейтенант Коля Плужников стал лейтенантом Плужниковым, бойцом и командиром?

(зачитать)

(С момента, когда начал оценивать свои действия, нести ответственность за свои поступки. Вот он судит себя за трусость, не перекладывая вину на обстоятельства.)

-Была ли возможность у лейтенанта Плужникова спастись?

( Да. Ведь он в силу стечения ряда обстоятельств “в списках не значился”, т.е. формально ни за что не отвечал и спокойно имел возможность спрятаться, отсидеться, убежать, наконец,  или уйти в леса. Но он сам занес себя в список, сам взял на себя всю ответственность в самой трудной, невообразимо опасной ситуации )

-Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для лейтенанта Плужникова?

зачитывают и комментируют:

политрук с перебитыми ногами

фельдшер

 – старшина Степан Матвеевич

старшина Семишный)

Никто не знал, что на крайнем западе страны, далеко в немецком тылу, живой человеческой кровью истекает старая крепость. Защитники ее умирали, не срамя.

-Коварство врагов не знает границ. Что же делают они, чтобы сломить упорство защитников?

(зачитать и прокомментировать)

Бросали бочки с бензином, выжигали огнеметами

(зачитывает учитель)

Это были существа в человеческом облике, не имевшие права называться людьми

-А что враги представляют собой поодиночке?

(Писатель приближает к читателю одного из таких существ, ставит врага одного перед одним защитником Н. Плужниковым)

Вспомним немца, которого Николай взял в плен (зачитать).

-Почему Николай отпускает немца?

(Он не может стрелять в беззащитного, уже мертвого от страха, но все же врага. Он отпускает немца, проявив при этом подлинную человечность, гуманность по отношению к поверженному врагу. А враг в ответ на милосердие снова показывает свой звериный оскал. А как повел себя немец?

Немец на следующий день приводит своих с огнеметами.

-Как же теперь делит людей Плужников?

(зачитываем)

Н. Плужников сделал для себя открытие. Он делит людей на убитых и непобежденных.

-Величие и нравственная красота, несгибаемая сила воли бойца, вера в Красную Армию, в победу показаны в словесном поединке бывших бойцов Климкова и Небогатова с Николаем Плужниковым.

(зачитываем этот эпизод)

-На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова. Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом.

Крепость истекала кровью, но еще жила…

Развалины, подорванные саперами, взметенные прицельной бомбежкой и добела выжженные огнеметами, оживали вновь. Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из-под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей”.

-Погибают несломленными мужчины и женщины. Погибает Мирра, столкнувшись снова с тем “мертвым” фашистом и их прислужником. Погибает гордо, маленькая, хрупкая девушка, боящаяся крыс и темноты, погибает, стремясь уберечь того, кто остался там, в развалинах.

- А как вы думаете, почему Н.Плужников, после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из казематов крепости?

(Плохо стал видеть, попал в ловушку, патроны закончились)

-Он опять в который раз проявляет гуманность, жалеет еврея Свицкого, бывшего скрипача, который когда-то играл для Коли Плужникова. Но того Коли нет, а есть гордый, непобедимый защитник, желающий последний раз посмотреть в глаза врагов, в глаза побежденных.

-20-летний Николай Петрович Плужников идет в бессмертие.

( зачитываем об этом)

-Как вы это понимаете?

-Как вы понимаете эти последние слова Н.Плужникова?

-Давайте дочитаем о последних шагах в бессмертие Н.Плужникова – мужественного сына непокоренной Родины.

(зачитывают учащиеся)

(зачитывает учитель)

На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333-го полка и прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. В музее вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Сейчас Брестская крепость – это музей, мемориальный комплекс. Брестская крепость – это памятник, созданный из камня, бронзы и гранита благодарным народом, который увековечил подвигмужественных людей, защищавших нашу Родину.

Этот подвиг увековечен и в книгах, таких, как “Брестская крепость”, “Крепость на границе”, “В поисках героев  Брестской крепости” (С.Смирнов), альбом “Стояли насмерть”. Настоятельно рекомендую эти книги прочесть. Подвиг героев Великой Отечественной войны увековечен и на полотнах художников. (презентация)

  1. Творческий этап

Учитель: а их ведь ждали дома: жены, матери, невесты. Они верили, что их близкие люди вернуться. Надеждой к тому были почтальоны, которые каждый день носили фронтовые письма или……Похоронки и страшные извещения: «пропал без вести». Трудная была у них работа. Но что делать?

Видеоролик «Фронтовые письма»

Учитель: вы посмотрели видеоролик «Письма с фронта». О чем писали солдаты домой?

-А что такое письмо?

Словарь Ожегова:

- однозначное или многозначное слово «ПИСЬМО»

-Какое значение будет интересно нам?

-Какова композиция письма?

-Почему фронтовые  письма так дороги нам, живущим в 21 веке?

-Давайте напишем письмо Коле Плужникову – защитнику Брестской крепости. Подумайте, что бы вы сказали ему, какие качества его характера вы бы отметили.

-Можно ли сказать, что Коля Плужников – настоящий защитник Отечества? Почему?

4)Рефлексия

Что узнали на уроке?

-Что понравилось?

-Что запомнилось?

Выставление отметок

  1.  Д.З

Напишите сочинение по теме: «Борис Васильев – человек чрезвычайный»

                                       

                                            Письмо

Коля! Какое простое, русское имя. Ты ведь не намного старше меня. Мне 16 лет, скоро будет 17. А тебе 19 лет. Но твою юную жизнь забрала Великая Отечественная война. Страшно, наверное, было тебе в Брестской крепости? Ты совершал ошибки из-за своей неопытности. Но как бы поступил я? Наверное, тоже до последнего сражался бы с фашистами. Тебе не довелось узнать, что война затянется на долгих четыре года, что она унесет более 20 миллионов жизней. Почти каждая семья потеряла своих близких. «Нету семьи такой , где не памятен был свой герой!» - поется в песне, посвященной вам, защитникам Родины. Коля, конечно, ты настоящий защитник Отечества. Ты мужественный и отважный, смелый и решительный. Как жаль, что ты не дожил до самого радостного дня – 9 мая 1945 года, Дня Великой Победы. Но ты должен знать, что мы, живущие в XXI веке, помним ратный подвиг наших прадедов. Бессмертный полк течет по улицам городов ежегодно в праздник Победы – это наша память, это наша и ваша Победа. Я горжусь творим подвигом. Еще в начале войны, вы , защитники Бреста, показали фашистом стойкость русского солдата и его непоколебимость. Еще в первые дни войны немцы поняли, что не просто воевать против русских, что советские воины будут стоять насмерть и не сложат оружия.

Спасибо тебе , Коля , за  мужество и стойкость, за преданность Отечеству и героизм!



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Б.ВАСИЛЬЕВА  «В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ»

«Есть такая профессия – Родину защищать!» Как вы понимаете эту фразу?

Кто такие защитники Отечества?

1941 г. Ассоциации

Прочитайте стихотворение Ю. Галкина «Брест». Какие ассоциации дополним

ВОЙНА

ВИЖУ….

СЛЫШУ….

ЧУВСТВУЮ….

Борис Васильев. Какие книги написал? Почему писал много о войне?

«В списках не значился» . Место действия? Почему так названо произведение? Кто герой?

Герой повести   - Коля Плужников. Дайте ему характеристику?

Как Борис Васильев описывает события в Брестской крепости 1941 года.

Какие слова вы скажете Коле Плужникову, который как и многие защитники Бреста ушел в беесмертие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".

Данная разработка содержит материал  к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия".  Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...

Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"

Анализ  интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....

Письменная работа по повести Бориса Васильева "В списках не значился"

Вопросы составлены по повести Б.Васильева "В списках не значился". Письменная работа дается учащимся 11 класса на уроке литературы и рассчитана на урок....

Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"

Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"...

Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...

Урок по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

Урок по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»Методический материал, который поможет провести эффективный урок....