Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучающихся с ГУО, вариант 2.
рабочая программа по литературе (9 класс)
Актуальность предмета «Чтение и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы.
Актуальность предмета «Чтение и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
- Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
- Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Чтение и развитие речи» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ГУО.
На его изучение в 9 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты.
—1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия |
|
Коммуникативные учебные действия |
|
Регулятивные учебные действия |
|
Познавательные учебные действия |
|
Планируемые личностные результаты.
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
Чтение и письмо
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
- Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи», 102 часа
Раздел | Тема, урока | Кол – во часов | Дата | Виды деятельности | |
Коммуникация с использованием вербальных средств. | Использование звука как средства коммуникации | 1 | Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | ||
Использование звукоподражания как средства коммуникации | 1 | Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением. | |||
Использование звукового комплекса как средства коммуникации | 1 | Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень». Упражнения на узнавание и соотнесение простых по звуковому составу слов. | |||
Использование слога как средства коммуникации | 1 | Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | |||
Использование слова как средства коммуникации | 1 | Беседа, дидактические игры. Упражнения на узнавание и соотнесение простых по звуковому составу слов. | |||
Использование предложения как средства коммуникации | 1 | Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень». Упражнения на выделения слов в ряду других слов с помощью жеста, сигнала | |||
Глобальное чтение | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Беседа, дидактические игры, работа с шаблонами | ||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов. Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов. Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов. Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов. Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов. | |||
Коммуникация с использованием невербальных средств. | Использование взгляда как средства коммуникации | 1 | Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм | ||
Использование мимики как средства коммуникации | 1 | Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм | |||
Использование жеста как средства коммуникации | 1 | Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм | |||
Использование звучащего предмета как средства коммуникации | 1 | Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм | |||
Использование предметного символа как средства коммуникации | 1 | Упражнения с пиктограммами | |||
Использование графического изображения как средства коммуникации | 1 | Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма. | |||
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | 1 | Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма. | |||
Использование таблицы букв как средства коммуникации | 1 | Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма. | |||
Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации | 1 | Работа с коммуникатором | |||
Использование коммуникатора как средства коммуникации | 1 | Работа с коммуникатором | |||
Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации | 1 | Работа с коммуникатором, компьютером. | |||
Глобальное чтение | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами | ||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Понимание слова, обозначающего собственное имя | 1 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации | ||
Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | 1 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации | |||
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | Слушание аудиокниг в различном формате. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний. | |||
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. | |||
Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний. | |||
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний. | |||
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний. | |||
Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | 1 | Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний. Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов, указывающих на предмет я, он, мой, твой и др.) | |||
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | Слушание аудиокниг в различном формате Упражнения на правильное употребление в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа. | |||
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 1 | Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в | |||
Понимание простых предложений | 1 | Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Работа со схемой предложения и сюжетными картинками. | |||
Понимание сложных предложений | 1 | Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Работа со схемой предложения и сюжетными картинками. | |||
Понимание содержания текста | 1 | Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. | |||
Глобальное чтение | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Выделение слогов из знакомых слов. Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующие слоги в слове карточки-слоги. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. | ||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Упражнения с пиктограммами. Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующий слог в слове карточку-слог. Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Упражнения с пиктограммами. Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующий слог в слове карточку-слог. Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Упражнения с пиктограммами. Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующий слог в слове карточку-слог. Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом. | |||
Экспрессивная речь | Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | ||
Называние собственного имени | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Игра «Микрофон» | |||
Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Игра «Микрофон» | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 1 | Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры. | |||
Называние (употребление) простых предложений | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Называние (употребление) сложных предложений | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Ответы на вопросы по содержанию текста | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. Дидактическое упражнение «Повтори сам». | |||
Составление рассказа о прошедших (планируемых) событиях | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами Дидактическое упражнение «Повтори сам».. | |||
Составление рассказа о себе | 1 | Игра «Микрофон». | |||
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки) | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Глобальное чтение | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | ||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | Показ графических изображений, обозначающих собственное имя | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | ||
Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи. | |||
Составление простых предложений с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Составление рассказа о себе с использованием графических изображений | 1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | |||
Глобальное чтение | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | ||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. | |||
Начальные навыки чтения и письма | Узнавание (различение) образов графем (букв) | 1 | Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся. | ||
Соотнесение звука с буквой | 1 | Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Узнавание буквы в слоге (слове) | 1 | Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | |||
Называние буквы | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Чтение слога (слова) | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Написание буквы (слога, слова, предложения) | 1 | Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. | |||
Глобальное чтение | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов. | ||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов. | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами | |||
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 1 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами |
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предмета «Чтение и развитие речи» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;
- компьютерные программы символов;
- компьютерные программы для общения, синтезирующие речь;
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
2 | Стол однотумбовый | 1 |
3 | Стул | 4 |
4 | Стол ученический | 10 |
5 | Стул ученический | 9 |
6 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
7 | Монитор | 3 |
8 | Системный блок | 3 |
9 | Клавиатура | 3 |
10 | Мышь оптическая | 3 |
11 | Принтер цветной | 1 |
12 | Интерактивная доска | 1 |
13 | Проектор | 1 |
14 | Диван | 1 |
15 | Набор мебели (стенка) | 1 |
8. Список литературы
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Стребелева Е.А.,Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Янушко Елена, Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
- Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева, Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.
- А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учебн. Пособие для студ. Высших педагогических учебных заведений. - Москва: Изд. центр «Академия», 2003 – 208 с.
- Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)
1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс...
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 8-9 классы...