Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
рабочая программа по физкультуре (8, 9 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizkulture_21-22_9_klass.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО №____от __________ | Утверждена протоколом педсовета № _____ от __________ |
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
9 класс
Разработчик:
Ковалёв Андрей Владимирович
учитель
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре 9 класса составлена на основании:
- Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой.
- С учётом авторских программ В.М. Белова, В.С. Кувшинова, В.М. Мозгового
- Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
- Требований к результатам освоения адаптивной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели и задачи предмета.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
• коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
• воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
• содействие военно-патриотической подготовке.
Требования к результатам освоения учебного предмета «физическая культура»
Личностные результаты:
- проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
- иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- уметь выполнять построение на урок, соблюдая все требования учителя; следовать режиму организации учебной деятельности;
- определять план выполнения заданий на уроках и в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- выполнять физические упражнениями с учетом требований безопасности.
Познавательные
- ориентироваться в пространстве своего тела, спортивного зала под руководством учителя.
- уметь слушать, отвечать на вопросы учителя и самостоятельно их задавать;
Коммуникативные
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
- слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
- участвовать в паре, в работе группы во время занятий.
Предметные результаты:
- Базовый уровень:
Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.
Выполнять подтягивание в висе разными способами.
Выполнять технику бега с разных исходных положений.
Выполнять различные элементы на снарядах.
Уметь последовательно объяснить правила игры.
- Минимальный уровень:
Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»
Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Знать все изученные игры и правила к ним.
Знать о значении дыхания в жизни человека.
Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.
Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.
Развитие жизненной компетенции:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
- развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых;
- развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.
Нормы оценки обучающегося 9 класса
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Требования к знаниям и умениям
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны:
Знать:
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры в пионербол;
Уметь:
- выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости, координации;
- проводить закаливающие процедуры;
- знать элементарные правила соревнований;
- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений
Календарно-тематическое планирование 9а класса
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата прохождения | |
План | Факт | ||
I- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | |||
Техника безопасности во время занятий физической культурой. Тестирование. Мониторинг | |||
Высокий старт от 30 до 40 м | |||
Бег 100 м | |||
Прыжки в длину с разбега | |||
Метание мяча на дальность Метание мяча с разбега | |||
Бег 1500 м.(Д); 2000 м (Ю) | |||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | |||
Баскетбол | |||
Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Стойка игрока, перемещение в стойке | |||
Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | |||
Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | |||
Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника Перехват мяча | |||
Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски | |||
Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон» | |||
Волейбол | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча над собой на месте Передачи мяча во встречных колоннах | |||
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов. | |||
Прием мяча снизу после подачи Отбивание мяча кулаком через сетку | |||
II- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВА | |||
Техника безопасности во время занятий гимнастикой Кувырки вперед и назад | |||
Лазанье по канату в три приема | |||
Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д) | |||
Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | |||
Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене (Д) Лазанье по канату | |||
Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в\ж (Д) | |||
Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) Акробатические упражнения | |||
Акробатические упражнения Упражнения на брусьях | |||
Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д) Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | |||
Акробатическая комбинация | |||
Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | |||
Опорный прыжок | |||
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов. | |||
Комбинация из ранее изученных элементов на гимнастическом бревне | |||
III- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | |||
Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой | |||
Скользящий шаг без палок и с палками | |||
Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием в движении | |||
Подъем в гору скользящим шагом | |||
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | |||
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) Подъем «полуелочкой» | |||
Коньковый ход | |||
Торможение и поворот упором | |||
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | |||
Одновременные ходы | |||
Попеременный двухшажный ход | |||
Коньковый ход | |||
Коньковый ход | |||
Прохождение дистанции до 4,5км | |||
Торможение и поворот упором | |||
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | |||
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | |||
Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | |||
Прохождение дистанции до 4,5 км | |||
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов. | |||
Коньковый ход | |||
IV- ЧЕТВЕРТЬ | |||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | |||
Баскетбол | |||
Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока | |||
Передачи мяча в тройках с перемещением | |||
Броски после ведения | |||
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 | |||
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон» | |||
Учебная игра в баскетбол | |||
Волейбол | |||
Передачи мяча во встречных колоннах | |||
Прием мяча снизу после подачи Отбивание мяча кулаком через сетку | |||
Нижняя прямая подача. Верхняя и нижняя передачи мяча на месте и после перемещения вперед | |||
Учебная игра в мини-волейбол | |||
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | |||
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега | |||
Прыжки в высоту с разбега | |||
Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов. | |||
Бег 100 м. Метание мяча на дальность с 4-5 шагов |
Календарно-тематическое планирование
9а класс
№ урока | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
I четверть | |||
ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | |||
ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | |||
ОРУ типа зарядка. Спортивные игры | |||
ОРУ с мячами. Спортивные игры | |||
ОРУ с мячами. Подвижные игры | |||
ОРУ с мячами. Подвижные игры | |||
ОРУ типа зарядка. Спортивные игры | |||
ОРУ с мячами. Спортивные игры | |||
2 четверть | |||
1 | ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры. | ||
2 | ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры | ||
3 | ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры | ||
4 | Упражнения на формирование правильной осанки. Спортивные игры | ||
5 | Упражнения на формирование правильной осанки. Спортивные игры | ||
6 | Упражнения на формирование правильной осанки. Спортивные игры. | ||
7 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры. | ||
3 четверть | |||
1 | ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | ||
2 | ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | ||
3 | ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | ||
4 | ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры | ||
5 | ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры | ||
6 | ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры | ||
7 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры. | ||
8 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры. | ||
ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры. | |||
ОРУ типа зарядка. Подвижные игры. | |||
ОРУ типа зарядка. Подвижные игры. | |||
4 четверть | |||
1 | ОРУ с мячами. Подвижные игры | ||
2 | ОРУ с мячами. Подвижные игры | ||
3 | ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры | ||
4 | ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры | ||
5 | ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | ||
6 | ОРУ типа зарядка. Подвижные игры | ||
7 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Спортивные игры. | ||
8 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Спортивные игры. |
Материально-техническое оснащение:
- Мячи
- Свисток
- Гимнастические скакалки
- Гимнастическая скамейка
- Шведская стена
- Гимнастический козел, конь
- Гимнастический мостик
- Гимнастические маты
- Перекладина
- Лыжи
- Коньки
- Волейбольная сетка
- Секундомер
- Рулетка
- Канат
- Гимнастический обруч
- Баскетбольные кольца
- Мел
- Граната для метания
- Гимнастические коврики
- Дартс
- Лыжные ботинки
- Лыжные палки
- Теннисные ракетки
- Уличный комплекс «Полоса препятствий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1. Пояснительная записка (общие цели образования с ...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов
Рабочая программа составлена на основе программы «МАТЕМАТИКА» (авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами специальных (ко...
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Развитие речи" 5-9 классы
Рабочая программа по развитию речи 5-9 кл....
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...
Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант1 6 класс
Рабочая программа по чтению обязательной предметной области "Язык и речевая практика" разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.Рабочая программа разр...