Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
рабочая программа по физкультуре (8, 9 класс)

Ковалев Андрей Владимирович

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizkulture_21-22_9_klass.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена

на заседании МО

№____от __________

Утверждена

протоколом педсовета

№ _____ от __________

Рабочая программа учебного предмета

«Физическая культура»

 для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

9 класс

Разработчик:

Ковалёв Андрей Владимирович

учитель

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физической культуре  9 класса составлена на основании:

  • Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы» под редакцией   В.В.Воронковой.
  • С учётом авторских программ В.М. Белова, В.С. Кувшинова, В.М. Мозгового
  • Учебного плана  СОГБОУ «Починковская  школа-интернат» на 2021-2022 учебный год;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
  • Требований к результатам освоения адаптивной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели и задачи предмета.

  Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

  Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:

     • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

      • формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

      • коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

      • формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;

      • воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;

      • содействие военно-патриотической подготовке.

Требования к результатам освоения учебного предмета «физическая культура»

Личностные результаты:

  • проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
  • иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • уметь выполнять построение на урок, соблюдая все требования учителя; следовать режиму организации учебной деятельности;
  • определять план выполнения заданий на уроках и в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • выполнять физические упражнениями с учетом требований безопасности.

Познавательные

  • ориентироваться в пространстве своего тела, спортивного зала под руководством учителя.
  • уметь слушать, отвечать на вопросы учителя и самостоятельно их задавать;

Коммуникативные

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
  • оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
  • слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
  • участвовать в паре, в работе группы во время занятий.

Предметные результаты:

  • Базовый уровень:

Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.

Выполнять подтягивание в висе разными способами.

Выполнять технику бега с разных исходных положений.

Выполнять различные элементы на снарядах.

Уметь последовательно объяснить правила игры.

  • Минимальный уровень:

Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»

Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Знать все изученные игры и правила к ним.

Знать о значении дыхания в жизни человека.

Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.

Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.

Развитие жизненной компетенции:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
  • развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых;
  • развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.

Нормы оценки обучающегося   9 класса

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

Требования к знаниям и умениям

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся  должны:

Знать:

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

- об особенностях игры в пионербол;

Уметь:

-  выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости,  координации;

- проводить закаливающие процедуры;

- знать элементарные правила соревнований;

- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений

Календарно-тематическое планирование 9а класса

урока

Наименование разделов и тем

Дата прохождения

План

Факт

I- ЧЕТВЕРТЬ

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника безопасности во время занятий физической культурой.

Тестирование.

Мониторинг

Высокий старт от 30 до 40 м

Бег 100 м

Прыжки в длину с разбега

Метание мяча на дальность

Метание мяча с разбега

Бег 1500 м.(Д); 2000 м (Ю)

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Техника безопасности во время занятий спортивными  играми. Стойка игрока, перемещение в стойке

  Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника

Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника

Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника

Перехват мяча

Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски

Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон»

Волейбол

Верхняя и нижняя передачи  мяча над собой на месте

Передачи мяча во встречных колоннах

Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов.

Прием мяча снизу после подачи

Отбивание мяча кулаком через сетку

II- ЧЕТВЕРТЬ

ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВА

Техника безопасности во время занятий гимнастикой

 Кувырки вперед и назад

Лазанье по канату в три приема

Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д)

Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)

Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене (Д)

Лазанье по канату

Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в\ж (Д)

Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения

Упражнения на брусьях

Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д)

Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)

Акробатическая комбинация

Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м)

Опорный прыжок  

Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов.

Комбинация из ранее изученных элементов на гимнастическом бревне

             III- ЧЕТВЕРТЬ

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой

Скользящий шаг без палок и с палками

Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием в движении

Подъем в гору скользящим шагом

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

Подъем «полуелочкой»

Коньковый ход

Торможение и поворот упором

Преодоление бугров и впадин при спуске с горы

Одновременные ходы

Попеременный двухшажный ход

Коньковый ход

Коньковый ход

Прохождение дистанции до 4,5км

Торможение и поворот упором

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

Преодоление бугров и впадин при спуске с горы

Прохождение дистанции до 4,5 км

Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов.

Коньковый ход

IV-  ЧЕТВЕРТЬ

СПОРТИВНЫЕ  ИГРЫ

Баскетбол

Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока

Передачи мяча в тройках с перемещением

Броски после ведения

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4

Взаимодействие двух  игроков в нападении и защите через «заслон»

Учебная игра в баскетбол

Волейбол

Передачи мяча во встречных колоннах

Прием мяча снизу после подачи

Отбивание мяча кулаком  через сетку

Нижняя прямая подача.

Верхняя и нижняя передачи мяча на месте и после перемещения вперед

Учебная игра в мини-волейбол

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега

Прыжки в высоту с разбега

Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет с учетом нормативов.

Бег 100 м. Метание мяча на дальность с 4-5 шагов

Календарно-тематическое планирование

9а класс

№ урока

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

I четверть

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

ОРУ типа зарядка. Спортивные игры

ОРУ с мячами. Спортивные игры

ОРУ с мячами. Подвижные игры

ОРУ с мячами. Подвижные игры

ОРУ типа зарядка. Спортивные игры

ОРУ с мячами. Спортивные игры

                      2 четверть

1

ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры.

2

ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры

3

ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры

4

Упражнения на формирование правильной осанки. Спортивные игры

5

Упражнения на формирование правильной осанки. Спортивные игры

6

Упражнения на формирование правильной осанки. Спортивные игры.

7

ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры.

                    3 четверть

1

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

2

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

3

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

4

ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры

5

ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры

6

ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры

7

ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры.

8

ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры.

ОРУ с гимнастическими скакалками. Подвижные игры.

ОРУ типа зарядка. Подвижные  игры.

ОРУ типа зарядка. Подвижные  игры.

                  4 четверть

1

ОРУ с мячами. Подвижные игры

2

ОРУ с мячами. Подвижные игры

3

ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры

4

ОРУ с гимнастическими палками. Спортивные игры

5

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

6

ОРУ типа зарядка. Подвижные игры

7

ОРУ с гимнастическими скакалками. Спортивные игры.

8

ОРУ с гимнастическими скакалками. Спортивные игры.

Материально-техническое оснащение:

  1. Мячи
  2. Свисток
  3. Гимнастические скакалки
  4. Гимнастическая скамейка
  5. Шведская стена
  6. Гимнастический козел, конь
  7. Гимнастический мостик
  8. Гимнастические маты
  9. Перекладина
  10. Лыжи
  11. Коньки
  12. Волейбольная сетка
  13. Секундомер
  14. Рулетка
  15. Канат
  16. Гимнастический обруч
  17. Баскетбольные кольца
  18. Мел
  19. Граната для метания
  20. Гимнастические коврики
  21. Дартс
  22. Лыжные ботинки
  23. Лыжные палки
  24. Теннисные ракетки
  25. Уличный комплекс «Полоса препятствий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов

Рабочая  программа  составлена  на основе  программы «МАТЕМАТИКА» (авторы  М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами  специальных (ко...

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант1 6 класс

Рабочая программа по чтению обязательной предметной области "Язык и речевая практика" разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.Рабочая программа разр...