Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре

Ковалев Андрей Владимирович

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizkulture_22-23_4_klass.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена

на заседании МО

№____от __________

Утверждена

протоколом педсовета

№ _____ от __________

Рабочая программа учебного предмета

«Физическая культура»

 для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

4а класс

Разработчик:

Ковалёв Андрей Владимирович

учитель

2022-2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Физическая культура», 4 класс составлена на основании:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»
  • Учебного плана  СОГБОУ «Починковская  школа-интернат» на 2022-2023 учебный год;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
  •   Требований к результатам освоения  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной̆ отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели и задачи предмета.

  Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

  Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:

     • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

      • формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;

      • коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

      • формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;

      • воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;

      • содействие военно-патриотической подготовке.

Требования к результатам освоения учебного предмета «физическая культура»

Личностные результаты:

  • проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
  • иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • уметь выполнять построение на урок, соблюдая все требования учителя; следовать режиму организации учебной деятельности;
  • определять план выполнения заданий на уроках и в жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • выполнять физические упражнениями с учетом требований безопасности.

Познавательные

  • ориентироваться в пространстве своего тела, спортивного зала под руководством учителя.
  • уметь слушать, отвечать на вопросы учителя и самостоятельно их задавать;

Коммуникативные

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
  • оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
  • слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
  • участвовать в паре, в работе группы во время занятий.

Предметные результаты:

  • Базовый уровень:

Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.

Выполнять подтягивание в висе разными способами.

Выполнять технику бега с разных исходных положений.

Выполнять различные элементы на снарядах.

Уметь последовательно объяснить правила игры.

  • Минимальный уровень:

Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»

Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Знать все изученные игры и правила к ним.

Знать о значении дыхания в жизни человека.

Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.

Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.

Развитие жизненной компетенции:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
  • развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых;
  • развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.

Нормы оценки обучающегося  4 класса

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

Требования к знаниям и умениям

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся  должны:

Знать:

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

- об особенностях игры в пионербол;

Уметь:

-  выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости,  координации;

- проводить закаливающие процедуры;

- знать элементарные правила соревнований;

- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений

Календарно-тематическое планирование 4а класс

урока

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

  I- ЧЕТВЕРТЬ

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника безопасности во время занятий физической культурой

Мониторинг

«Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м)

Высокий старт

Прыжки в длину с разбега

Челночный бег

Метание мяча с места в цель

Многоскоки

Равномерный бег до 5 мин

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

Техника безопасности во время занятий  играми

Ведение мяча на месте и в движении

Ведение мяча с изменением направления

Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках

Броски в кольцо двумя руками снизу

Ловля и передача мяча на месте   и в движении по кругу

Броски в кольцо одной рукой от плеча

Верхняя передача мяча над собой

Нижняя передача мяча над собой

Верхняя и нижняя передачи мяча над собой

Нижняя прямая подача

Верхняя передача мяча в парах

Нижняя передача мяча в парах

Верхняя и нижняя передачи мяча в парах

Верхняя передача мяча по кругу

Нижняя передача мяча по кругу

          II- ЧЕТВЕРТЬ

ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ

Техника безопасности во время занятий гимнастикой

Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой

Лазанье по канату

Стойка на лопатках.

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на животе, подтягиваясь руками.

«Мост» из положения лежа на спине.

Упражнения в висе стоя и лежа

Акробатическая комбинация

Лазанье по канату. Упражнения в висе стоя и лежа

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне.

Упражнения в висе на разновысоких брусьях.

Упражнения в висе на разновысоких брусьях.

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа

Упражнения на гимнастической стенке

Упражнения на гимнастической стенке

Комбинация из освоенных элементов на разновысоких брусьях

Комбинация из освоенных элементов на гимнастическом бревне.

Преодоление гимнастической полосы препятствий

Преодоление гимнастической полосы препятствий

             III- ЧЕТВЕРТЬ

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой.

Ступающий шаг без палок

Ступающий шаг с палками.

Скользящий шаг без палок

Скользящий шаг без палок

Скользящий шаг с палками.

Повороты переступанием вокруг пяток.

Скользящий шаг с палками.

Повороты переступанием вокруг носков

Подъем ступающим шагом

Повороты переступанием

Спуски в высокой стойке

Подъем «лесенкой»

Спуски в низкой стойке

Попеременный двухшажный ход без палок

Попеременный двухшажный ход без палок

Подъемы  и спуски  с небольших  склонов

Попеременный двухшажный ход без палок

Попеременный двухшажный ход без палок

Попеременный двухшажный ход с палками под уклон

Подъемы и спуски  с небольших склонов

Повороты переступанием

Попеременный двухшажный ход с палками

Попеременный двухшажный ход с палками

Игры на лыжах

Передвижение на лыжах до 2-х км

Передвижение на лыжах до 2-х км

Подъемы и спуски  с небольших склонов

Передвижение на лыжах до 2-х км

Игры на лыжах

         IV-  ЧЕТВЕРТЬ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР

Техника безопасности во время занятий  играми

Ведение мяча на месте и в движении

Ведение мяча с изменением направления

Ловля и передача мяча на месте   и в движении

Ловля и передача мяча на месте   и в движении в тройках, по кругу

Учебная игра  в «мини-баскетбол»

Верхняя и нижняя передачи мяча над собой

Верхняя и нижняя передачи мяча в парах

Нижняя прямая подача

Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу

Учебная игра в  «Пионербол»

Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу

Учебная игра в  «Пионербол»

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега способом «Перешагиванием»

Прыжки в высоту с разбега

Прыжки в высоту с разбега

Прыжки в длину с разбега

Метание мяча на дальность

Метание мяча на дальность

Медленный бег до 5 мин

Бег 1500 м без учета времени

Тестирование.

Мониторинг

Материально-техническое оснащение:

  1. Мячи
  2. Свисток
  3. Гимнастические скакалки
  4. Гимнастическая скамейка
  5. Шведская стена
  6. Гимнастический козел, конь
  7. Гимнастический мостик
  8. Гимнастические маты
  9. Перекладина
  10. Лыжи
  11. Коньки
  12. Волейбольная сетка
  13. Секундомер
  14. Рулетка
  15. Канат
  16. Гимнастический обруч
  17. Баскетбольные кольца
  18. Мел
  19. Граната для метания
  20. Гимнастические коврики
  21. Дартс
  22. Лыжные ботинки
  23. Лыжные палки
  24. Теннисные ракетки
  25. Уличный комплекс «Полоса препятствий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов

Рабочая  программа  составлена  на основе  программы «МАТЕМАТИКА» (авторы  М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами  специальных (ко...

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант1 6 класс

Рабочая программа по чтению обязательной предметной области "Язык и речевая практика" разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.Рабочая программа разр...