Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizkulture_22-23_4_klass.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО №____от __________ | Утверждена протоколом педсовета № _____ от __________ |
Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
4а класс
Разработчик:
Ковалёв Андрей Владимирович
учитель
2022-2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Физическая культура», 4 класс составлена на основании:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»
- Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
- Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной̆ отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели и задачи предмета.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
• коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
• воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
• содействие военно-патриотической подготовке.
Требования к результатам освоения учебного предмета «физическая культура»
Личностные результаты:
- проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
- иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (разминка, подвижные игры); Т\Б на уроках физкультуры
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- уметь выполнять построение на урок, соблюдая все требования учителя; следовать режиму организации учебной деятельности;
- определять план выполнения заданий на уроках и в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- выполнять физические упражнениями с учетом требований безопасности.
Познавательные
- ориентироваться в пространстве своего тела, спортивного зала под руководством учителя.
- уметь слушать, отвечать на вопросы учителя и самостоятельно их задавать;
Коммуникативные
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
- слушать и понимать речь других, дополнять ответы.
- участвовать в паре, в работе группы во время занятий.
Предметные результаты:
- Базовый уровень:
Уметь перестраиваться из одной шеренги в две, в три, знать все команды. Выполнять акробатические упражнения без помощи учителя.
Выполнять подтягивание в висе разными способами.
Выполнять технику бега с разных исходных положений.
Выполнять различные элементы на снарядах.
Уметь последовательно объяснить правила игры.
- Минимальный уровень:
Выполнять повороты на месте, команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»
Уметь показывать комплекс упражнений ритмической гимнастики.
Знать все изученные игры и правила к ним.
Знать о значении дыхания в жизни человека.
Выполнять все элементы прыжка в длину с 3-4 шагов.
Выполнять технику метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
Уметь правильно выполнять эстафетный и челночный бег.
Развитие жизненной компетенции:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
- развитие умения понимать своё состояние и при необходимости попросить о помощи взрослых;
- развитие умения обучающихся преодолевать неадекватные формы собственного поведения.
Нормы оценки обучающегося 4 класса
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Требования к знаниям и умениям
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны:
Знать:
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры в пионербол;
Уметь:
- выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости, координации;
- проводить закаливающие процедуры;
- знать элементарные правила соревнований;
- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений
Календарно-тематическое планирование 4а класс
№ урока | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
I- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | |||
Техника безопасности во время занятий физической культурой Мониторинг | |||
«Круговая эстафета» (расстояние 15-30 м) | |||
Высокий старт | |||
Прыжки в длину с разбега | |||
Челночный бег | |||
Метание мяча с места в цель | |||
Многоскоки | |||
Равномерный бег до 5 мин | |||
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР | |||
Техника безопасности во время занятий играми | |||
Ведение мяча на месте и в движении | |||
Ведение мяча с изменением направления | |||
Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках | |||
Броски в кольцо двумя руками снизу | |||
Ловля и передача мяча на месте и в движении по кругу | |||
Броски в кольцо одной рукой от плеча | |||
Верхняя передача мяча над собой | |||
Нижняя передача мяча над собой | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | |||
Нижняя прямая подача | |||
Верхняя передача мяча в парах | |||
Нижняя передача мяча в парах | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча в парах | |||
Верхняя передача мяча по кругу | |||
Нижняя передача мяча по кругу | |||
II- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | |||
Техника безопасности во время занятий гимнастикой | |||
Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой | |||
Лазанье по канату | |||
Стойка на лопатках. | |||
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на животе, подтягиваясь руками. | |||
«Мост» из положения лежа на спине. | |||
Упражнения в висе стоя и лежа | |||
Акробатическая комбинация | |||
Лазанье по канату. Упражнения в висе стоя и лежа | |||
Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне. | |||
Упражнения в висе на разновысоких брусьях. | |||
Упражнения в висе на разновысоких брусьях. | |||
Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне | |||
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа | |||
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа | |||
Упражнения на гимнастической стенке | |||
Упражнения на гимнастической стенке | |||
Комбинация из освоенных элементов на разновысоких брусьях | |||
Комбинация из освоенных элементов на гимнастическом бревне. | |||
Преодоление гимнастической полосы препятствий | |||
Преодоление гимнастической полосы препятствий | |||
III- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | |||
Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. | |||
Ступающий шаг без палок | |||
Ступающий шаг с палками. | |||
Скользящий шаг без палок | |||
Скользящий шаг без палок | |||
Скользящий шаг с палками. | |||
Повороты переступанием вокруг пяток. | |||
Скользящий шаг с палками. | |||
Повороты переступанием вокруг носков Подъем ступающим шагом | |||
Повороты переступанием | |||
Спуски в высокой стойке | |||
Подъем «лесенкой» | |||
Спуски в низкой стойке | |||
Попеременный двухшажный ход без палок | |||
Попеременный двухшажный ход без палок | |||
Подъемы и спуски с небольших склонов | |||
Попеременный двухшажный ход без палок | |||
Попеременный двухшажный ход без палок | |||
Попеременный двухшажный ход с палками под уклон | |||
Подъемы и спуски с небольших склонов | |||
Повороты переступанием | |||
Попеременный двухшажный ход с палками | |||
Попеременный двухшажный ход с палками | |||
Игры на лыжах | |||
Передвижение на лыжах до 2-х км | |||
Передвижение на лыжах до 2-х км | |||
Подъемы и спуски с небольших склонов | |||
Передвижение на лыжах до 2-х км | |||
Игры на лыжах | |||
IV- ЧЕТВЕРТЬ | |||
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР | |||
Техника безопасности во время занятий играми | |||
Ведение мяча на месте и в движении | |||
Ведение мяча с изменением направления | |||
Ловля и передача мяча на месте и в движении | |||
Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу | |||
Учебная игра в «мини-баскетбол» | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча в парах | |||
Нижняя прямая подача | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу | |||
Учебная игра в «Пионербол» | |||
Верхняя и нижняя передачи мяча в кругу | |||
Учебная игра в «Пионербол» | |||
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | |||
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Прыжки в высоту с разбега способом «Перешагиванием» | |||
Прыжки в высоту с разбега | |||
Прыжки в высоту с разбега | |||
Прыжки в длину с разбега | |||
Метание мяча на дальность | |||
Метание мяча на дальность | |||
Медленный бег до 5 мин | |||
Бег 1500 м без учета времени | |||
Тестирование. | |||
Мониторинг |
Материально-техническое оснащение:
- Мячи
- Свисток
- Гимнастические скакалки
- Гимнастическая скамейка
- Шведская стена
- Гимнастический козел, конь
- Гимнастический мостик
- Гимнастические маты
- Перекладина
- Лыжи
- Коньки
- Волейбольная сетка
- Секундомер
- Рулетка
- Канат
- Гимнастический обруч
- Баскетбольные кольца
- Мел
- Граната для метания
- Гимнастические коврики
- Дартс
- Лыжные ботинки
- Лыжные палки
- Теннисные ракетки
- Уличный комплекс «Полоса препятствий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1. Пояснительная записка (общие цели образования с ...
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов
Рабочая программа составлена на основе программы «МАТЕМАТИКА» (авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами специальных (ко...
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Развитие речи" 5-9 классы
Рабочая программа по развитию речи 5-9 кл....
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант1 6 класс
Рабочая программа по чтению обязательной предметной области "Язык и речевая практика" разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 6 классе.Рабочая программа разр...