Технологическая карта урока литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Петрова Лариса Васильевна

Технологическая карта предназначена для проведения урока литературы в пятом классе общеобразовательной школы, высоко оценена руководителем курсов СПб АППО Л. В. Гораш, которая рекомендовала два академических часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta_uroka_literatury.docx56.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Петрова Лариса Васильевна

ОУ: ГБОУ СОШ № 394 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Класс: 5

Тема: Человек-покоритель дикой природы ( по роману «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)

 Тип урока: изучение нового материала (открытия новых знаний)

Задачи: познакомить учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; гуманизм Д.Дефо; донести мысль о том, что труд и навыки цивилизованного человека оказались условием и способом спасения жизни, подготовиться к анализу  характера главного героя, его поведения, душевных и нравственных качеств.

Предметные умения: знать биографию и творчество Д. Дефо, содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, анализировать поведение и характер героя.

Метапредметные УУД:

  • Личностные:  осознавать эстетическую ценность зарубежной литературы, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока,  планировать необходимые действия и операции, самостоятельно организовывать собственную деятельность в соответствии с планом; оценивать свои достижения,;

  • Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в тексте, структурировать материал;
  • Коммуникативные:  проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдая правила речевого поведения; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
  • Развивающая технология: теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/.
  • Ресурсы урока: учебник Литература, 5 класс, часть 2, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; интерактивная доска; презентация; лист оценивания, раздаточный материал с тестом и таблицей.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

Приветствие. Настрой.

- Сегодня прекрасный весенний день. Хочется скорей на природу. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА?

Проверяют готовность к уроку. В рабочих тетрадях записывают дату, «Классная работа»

Обсуждают в группе свои ассоциации.

Актуализация знаний

Записывает на доске в виде кластера ассоциации детей. Микровывод: общение с природой не всегда несёт радость, но может таить угрозу для человека.

-  Давайте почитаем текст на листочках.

Называют по очереди всё, что связано с этой темой.

С помощью учителя вспоминают рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Мотивация познавательной деятельности

Работа с фрагментом из текста: - Ребята, посмотрите, перед вами лист с текстом, прочитайте. Предположите, кто герой этого произведения? Может быть, летом кто-то читал произведение и узнает? Подчеркните слова, связанные с героем книги.

***… Вода в ручье была чистая и прозрачная. Из-за сухого времени года ручей местами если не просох, то, во всяком случае, еле струился.

По берегам его тянулись красивые саванны, или луга, ровные, гладкие, покрытые травой, а дальше- там, где низина постепенно переходила в возвышенность и куда, надо думать, не достигала вода, - я обнаружил обилие зелёного табака с высокими и толстыми стеблями. Там были и другие растения,, каких я раньше никогда не видел; весьма возможно, что, знай я их свойства, мог бы извлечь пользу для себя…я увидел также большие растения вроде алоэ и сахарный тростник…

На другой день, …я нашел разные плоды, в числе прочих- дыни и виноград. Виноградные лозы вились по стволам деревьев, и их роскошные гроздья только что созрели…

…Вся окрестность зеленела, цвела и благоухала, точно сад, насажденный руками человека, в котором каждое растение блистало красой весеннего наряда.

Я спустился в эту очаровательную долину…

После высказываний учащихся вопросы:

-В каких отношениях человек и природа в этом фрагменте?

- А ведь это дикая природа на необитаемом острове. Какими качествами , по-вашему, должен обладать человек, чтобы подчинить себе природу целого острова и подружиться с ней? Запишите эти качества.

Читают, выделяя нужное.

Представитель каждой группы зачитывает по очереди слова, характеризующие поступки и состояние героя.

Хорошо, если кто-то назовёт текст.

- Дружеских, добрых, гармоничных.

- Составление кластера на тему: «Человек-покоритель дикой природы.»

Представление кластера от каждой группы.

Целеполагание

– Сюжет романа, отрывок из которого вы прочли, писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

-Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.

-Это приключенческий роман. И он не может быть скучным.

-А теперь попробуйте определить тему и содержание сегодняшнего урока

-Какие цели мы поставим перед собой?

Формулируют и высказывают свои предположения.

Записывают скорректированную тему урока: Человек-покоритель дикой природы. (По роману Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)

Предполагаемые цели: узнать как можно больше интересных фактов о романе и его авторе, попытаться понять замысел писателя и характер главного героя.

Организация познавательной деятельности

Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве Д. Дефо (стр 199 – 200) .

Приём «Стёртая надпись». Задание: восполнить недостающие на бумаге, побывавшей в морской воде, записи в таблице, используя статью учебника и выступление самого писателя. (Подготовленный ученик, желательно, в парике или с какими-то элементами одежды Д.Дефо читает дополнения к биографии автора от лица самого писателя).

– Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова II, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

Составь вопросы одноклассникам по данной статье. Что ещё может быть интересно?

В группе заполняют таблицу, пользуясь статьёй учебника.

Даниель Дефо 1660-1731

Фамилия отца писателя

Сколько лет пробыл Робинзон на острове?

58 лет

1719

Александр Селькирк

4 года 4 месяца

Ребята по очереди играют в «учителя», а учитель корректирует и направляет.

Примерные вопросы:

1.Почему он не стал священником?

2.Что Д.Дефо считал важным в человеке?

3.В каком возрасте он написал первый роман?

4. Сколько лет провел Робинзон на острове?( 28)

5. В каком году была написана книга «Робинзон Крузо»?( 1719)

6. Назовите даты жизни писателя. 1660-1731

7. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?

8. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?

9. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»? тех, кто оказались вдали от людей наедине с природой?

Физкультминутка для глаз.

- Ребята, вы знаете, что Робинзон очень часто смотрел на море, чтобы увидеть долгожданный корабль, на котором бы он уплыл. Но тщетно, глаза его уставали и слезились. И он придумал несколько упражнений для глаз.

Работа по теме урока

-  О ком говорится?

С самого раннего детства я  больше  всего  на  свете  любил  море.  Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее  плавание.  По  целым часам я простаивал на  морском  берегу  и  не  отрывая  глаз  рассматривал корабли, проходившие мимо.

- Это строки из первой главы романа Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

-Небольшая справка: Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.

– О чём мечтал Робинзон в детстве?

Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. 

Чтение отрывка из произведения Д.Дефо «Жизнь, необыкновенные удивительные приключения Робинзона Крузо…. » По мере прочтения текста учащиеся составляют вопросы, потом сравнивают с записанными на слайде через проектор.

-Каждая группа определит три главных качества человека-покорителя дикой природы.

- О море, о приключениях.

-1 сентября 1651 года в Лондон.

Примерные вопросы:

  • Для чего автор использовал такое длинное название?
  • По началу чтения можно ли определить - от чьего имени ведётся повествование?
  • Для чего автор ведёт рассказ от 1-го лица?
  • Чему научился Р.Крузо во время своего первого путешествия? Найдите и прочитайте в тексте.
  • Почему главный герой решил продолжить свое путешествие, несмотря на то, что его друг-капитан умер?

Учащиеся пробуют самостоятельно по  рассказу учителя охарактеризовать главного героя. Добавляют в свои кластеры черты характера человека, который сможет четверть века прожить в экстремальных условиях.

Рефлексия 

Организует рефлексию.

- На основе кластера напишите синквейн на тему: Робинзон Крузо.

Составляют в группе и зачитывают синквейны.

Подведение итогов

Проводит диагностическую работу. Оценивает работу на уроке.

ТЕСТ по услышанному материалу:

Оценки---

Одна- две ошибки---4,

3 ошибки—3,

4 ошибки --2

--Внимание на слайд: вам одна минута

1. Где родился Дефо:

А) Париж, б) Бристоль, в) Дублин

2. Кем хотел видеть своего сына отец Джеймс Фо?

А) юристом, Б) священником, в) Торговцем

3.Что привлекало юного Даниеля?

А) торговля, Б) журналистика, В) учёба.

4) Против чего выступал Д.Дефо?

А) уничтожение животных, Б) несправедливых законов

5)Сколько было лет Дефо, когда он написал свой роман *Робинзон Крузо*

А) 45 лет, Б) 58 лет, В) 60 лет

6) В каком году был написан роман?

А) 1719 г., Б) 1802г., В) 1729 г.

7) Кого называют Робинзонами?

А) того, кто любит читать, Б) того, кто остается наедине природой, В) того, кто любит путешествовать

8) Какой город упоминает Робинзон, путешествуя в Сибири?

А) Верхнеудинск, Б) Тобольск, В)

-Проверьте себя сами, поставьте оценку в лист оценивания.

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

  • 1. Для всех: прочитать в учебнике VI главу романа «Робинзон Крузо» и составить 6 вопросов одноклассникам для блиц-опроса на знание содержания текста. Можно проблемные.
  • 2. Индивидуально:
  • 2.1.сделать презентацию краткого содержания всего романа.
  • 2.2. Сообщение с видеофрагментами на тему: «Лучшая экранизация романа Дефо, которую я советую непременно посмотреть моим одноклассникам.

Решают тест и делают самооценку.

Анализируют домашнее задание и выявляют степень готовности к его выполнению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...