«Кто владеет словом – владеет миром» (Сила воздействия на слушателей)
методическая разработка по литературе (9 класс)
Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Все аудиозаписи произведений можно разделить на чтение художественное и чтение авторское. В чём различие этих двух записей?
Чтение художественное – это чтение произведений актёрами, мастерами художественного слова. С примером такого прочтения учитель знакомит учеников, используя электронное приложение к учебнику литературы – фонохрестоматия. Такое чтение, несомненно, пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной, способной пробудить в детях душевный отклик, мысль о возможностях выразительного чтения.
Авторское чтение – это чтение автором своих произведений, то есть читает автор. Известны записи голоса И.Бунина, А.Белого, С.Есенина, В.Маяковского, Н.Гумилёва, А.Ахматовой, Б.Пастернака, К.Симонова, С.Маршака, К.Чуковского, Н.Рубцова и многих других писателей и поэтов, творчество которых мы изучаем в школе.
Аудиозаписи можно применять при работе по подготовке к урокам, посвящённым творчеству того или иного поэта. Это заставляет настроится на правильную эмоциональность.
Вышесказанное не означает, что выступление, посвящённое тому или иному поэту, без аудиозаписи будет плохим; что без неё невозможно будет понять особенности творческой манеры поэта, но она позволяет разнообразить урок, привлечь внимание детей к поставленной проблеме, придав необходимый эмоциональный импульс, сделать выступление запоминающимся, помочь в раскрытии и более глубоком понимании особенностей творчества поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сила воздействия на слушателей…»
«Кто владеет словом – владеет миром».
К сожалению, далеко не все любят выступать публично, многие не умеют красиво и убедительно говорить. Однако практически во всех сферах человеческой деятельности требуется умение выступать перед публикой. Успех приходит к тому, кто может создать и осуществить грамотное и яркое выступление. Эти навыки необходимо в себе развивать.
Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.
Истоки ораторского мастерства, конечно, следует искать в Древней Греции, где речь, слово оказывалось реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства.
Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произнесение профессиональных речей имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение. Оратор (от латинского ORARE – говорить) – человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова – аудитория (от латинского AUDIRE – слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малые дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый.
Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать.
Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Истории звукозаписи не более 130 лет. Однако на сегодняшний день все уверены в том, что звук может стать мощным средством воздействия, а использованный на уроке – важным компонентом.
Все аудиозаписи произведений можно разделить на чтение художественное и чтение авторское. В чём различие этих двух записей?
Чтение художественное – это чтение произведений актёрами, мастерами художественного слова. С примером такого прочтения учитель знакомит учеников, используя электронное приложение к учебнику литературы – фонохрестоматия. Такое чтение, несомненно, пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной, способной пробудить в детях душевный отклик, мысль о возможностях выразительного чтения.
Авторское чтение – это чтение автором своих произведений, то есть читает автор. Известны записи голоса И.Бунина, А.Белого, С.Есенина, В.Маяковского, Н.Гумилёва, А.Ахматовой, Б.Пастернака, К.Симонова, С.Маршака, К.Чуковского, Н.Рубцова и многих других писателей и поэтов, творчество которых мы изучаем в школе.
В чём отличие голоса автора от голоса мастера художественного слова? Автор может допускать ошибки в речи, так, например, Заболоцкий говорил вместо рУсло руслО. Кроме того, многие авторы читают без выражения. Получается, что авторское чтение не может вызывать такого эмоционального отклика. Авторское чтение не всегда может быть примером выразительного чтения. Но, как пишут литературоведы, имеют другие цели – помочь раскрыть глубинный смысл стихотворения, затронуть его тончайшие струны. Тогда становится понятным громкое и сильное декламирование Маяковского.
На уроке литературы при изучении стихов Есенина один из учителей спросил у своих учеников, как они представляют себе звучание стихов данного автора, его голос. Многие из них, глядя на обаятельного мужчину с голубыми глазами, с белокурыми прядями, сказали о чувстве мягкости, лиричности. Но при включении записи поэта отношение учеников поменялось: Есенин читает с надрывом, выкрикивая. Для чего учитель использовал запись голоса автора? Эта деталь помогла школьникам при анализе произведений поэта, его творческой судьбы.
Удивительно, именно авторское чтение способно более полно передать ритмику стихотворения. В день самоуправления ученица 9 класса проводила урок литературного чтения в начальной школе. Урок был посвящён Чуковскому. Ею была использована аудиозапись стихотворения Чуковского. Авторское чтение. Маленькие ученики услышали детское, выразительное чтение Чуковского с сильным выделением ударных гласных. Что из этого вышло? Самое главное, после прослушивания авторской аудиозаписи создаётся образ живого поэта, живого человека, личности, ощущение её присутствия. Поэт для детей стал не только фотографией в учебнике, но яркой личностью, настоящей личностью в общем течении литературы.
Аудиозаписи можно применять при работе по подготовке к урокам, посвящённым творчеству того или иного поэта. Это заставляет настроится на правильную эмоциональность.
При защите проекта, посвящённого творчеству Маяковского, моя выпускница использовала запись голоса поэта. Стихотворение «Необычное приключение …». Качество звука, разумеется, не совсем хорошее, нет возможности распознать все слова. Прозвучал отрывок. Строки, в которых заключалась идея произведения. Именно из уст самого Маяковского мы смогли услышать:
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Запись голоса Маяковского, этот отрывок стихотворения с его повторным прочтением, запомнился многим из слушателей.
При подготовке к уроку необходимо помнить, что аудиозапись не должна длиться очень долго, иначе к ней теряется внимание. Запись не должна быть целью выступления, защиты, а лишь средством достижения цели. Запись должна быть связана с представляемым материалом урока.
Разумеется, что аудиоматериал не должен и не может вытеснить живое слово выступающего. Он лишь призван внести в выступление элемент документальности, нотку реализма.
Устная речь обязательно должна быть выразительной. Не зря Аристотель говорил: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, правильной расстановкой логических ударений и пауз. Выразительную речь легко слушать и понимать. Невыразительная речь, напротив, утомляет слушателей. Следует голосом, интонацией подчёркивать главную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.
Выразительность речи оратору надо вырабатывать с помощью специальных упражнений.
Кроме того, для достижения поставленной цели мы можем использовать аудиозапись.
Вышесказанное не означает, что выступление, посвящённое тому или иному поэту, без аудиозаписи будет плохим; что без неё невозможно будет понять особенности творческой манеры поэта, но она позволяет разнообразить урок, привлечь внимание детей к поставленной проблеме, придав необходимый эмоциональный импульс, сделать выступление запоминающимся, помочь в раскрытии и более глубоком понимании особенностей творчества поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Сила воздействия музыки на человека"
сила воздействия музыки на человека...
Говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Старое изречение приобретает в современном мире особое значение. И задача современного учителя не только передать наилучшим образом свои знания, но и научить теперешних детей приобретать эти знания пу...
Интегрированный урок "Кто владеет информацией - тот владеет миром"
Интегрированный урок (математика+информатика+физика) "Кто владеет информацией - тот владеет миром" для учащихся 7-9 классов...
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....
Сила воздействия классической музыки на человека.
Преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования, что в ней можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать....
Сила воздействия классической музыки на человека.
Преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования, что в ней можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать....
конспект урока «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года-помните.»
конспект открытого ингрированного урока музыки и литературы в 6 классе по музыке и литературе....