Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Литература, 9 класс Тема: Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Цели урока: обучающие: углубить знания о личности и творчестве М. А. Шолохова, познакомить с историей написания рассказа « Судьба человека», выявить особенности его композиции , способствовать развитию речи учащихся, монологического и диалогического высказывания; развивающие: развивать навыки анализа текста, работы в группе, умение выбирать главное, обобщать; развивать монологическую речь учащихся; развивать творческие способности учащихся; воспитывающие: воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать уважение к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине, родному краю. Планируемые результаты: знание основных фактов творческой биографии М. А.Шолохова, содержание рассказа «Судьба человека», понимание идеи рассказа; владение навыками анализа текста, умения работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.odt | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература, 9 класс Тема: Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Цели урока: обучающие: углубить знания о личности и творчестве М. А. Шолохова, познакомить с историей написания рассказа « Судьба человека», выявить особенности его композиции , способствовать развитию речи учащихся, монологического и диалогического высказывания; развивающие: развивать навыки анализа текста, работы в группе, умение выбирать главное, обобщать; развивать монологическую речь учащихся; развивать творческие способности учащихся; воспитывающие: воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать уважение к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине, родному краю. Планируемые результаты: знание основных фактов творческой биографии М. А.Шолохова, содержание рассказа «Судьба человека», понимание идеи рассказа; владение навыками анализа текста, умения работы в группе. Тип урока: урок- исследование Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, репродукции к рассказу «Судьба человека», использование видеокадров фильма С. Бондарчука «Судьба человека». Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека», подготовить сообщения по биографии М. А. Шолохова (группа «Биографы»), выявить особенности его композиции (группа «Теоретиков»), исследовать историю написания рассказа « Судьба человека» (группа «Литературоведы»), совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное . Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, видеофрагменты фильма), практические (работа с текстом).
Ход урока
І. Организационный момент. Здравствуйте! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать на уроке, потому что в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок- это и есть наше с вами совместное творчество.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы думаете, над каким произведением и ее автором мы будем сегодня работать? («Судьба человека» М. А. Шолохова) - Итак, сформулируйте тему нашего урока… - Откройте тетради и запишите тему урока: ( М .А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»). - Давайте вместе сформулируем цели урока: (ответы учащихся) - получить представление о личности М. А. Шолохова и его произведениях; - выявить особенности композиции рассказа; - развивать навыки анализа текста; - воспитывать уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны, любовь к Родине, родному краю.
IІІ. Работа по теме урока
– Сообщение эпиграфа к уроку.
Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях — это трудное дело.
И. С. Грачева
- О чем говорят эти слова писателя? Что для него является главным в жизни? (Ответы на вопросы подготовьте на протяжении урока)
Класс поделен на творческие группы: «Биографы», «Литературоведы», «Теоретики ». Ребята получили опережающее задание, получили творческие задания: нужно было найти в дополнительной литературе интересные сведения из биографии Михаила Шолохова, исследовать историю о создании рассказа, повторить теоретические сведения о композиции рассказа. Перед тем, как мы начнем работу над произведением, я предлагаю познакомиться с биографией писателя и его творческим наследием. Давайте посмотрим на результаты группы «Биографы». 1 биограф. Михаил Александрович Шолохов - выдающийся писатель и общественный деятель, который родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станице Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова. Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучаре. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.
2 биограф. Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).
3 биограф. Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932). Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки. Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах, в 1960 году получил Ленинскую премию. С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие). Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969). Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».
4 биограф. С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ). Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.
Интересные факты:
1. Когда Шолохов пришел свататься к одной из дочерей П. Я. Громославского, бывший казачий атаман предложил взять в жены другую его дочь – старшую Марию. В 1924 году они поженились. В браке они прожили 60 лет, в семье родилось четверо детей.
2. Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов – один из немногих, кто не боялся говорить вождю правду.
3. Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство.
4. В 1958 году на Нобелевскую премию по литературе вместе с Шолоховым выдвигался Борис Пастернак, который и стал обладателем премии этого года.
- Спасибо! Молодцы, справились с заданием. Действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всем мире. Один из его рассказов основан на реальных событиях. Вы догадались, о каком рассказе идёт речь?( «Судьба человека») Давайте поговорим об истории создания рассказа «Судьба человека». Слово предоставим группе «Литературоведы»
1. В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата -шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».
2. 1 января 1957 г. в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека». Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Свой рассказ Михаил Шолохов посвятил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Григорьевне Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принёс в издательство рукопись «Тихого Дона». Евгения Григорьевна прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.
3. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.
- Спасибо! Молодцы, справились с заданием.
- Обратимся к названию рассказа «Судьба человека». Почему рассказ называется «Судьба человека», а не, например, Судьба Андрея Соколова? (Война постучалась в каждый дом,таких солдат много). - Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение…) - В каком же значении употребил данное слово М. Шолохов. (Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов). - Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?Слово группе «Теоретиков». 1 - й. Давайте вспомним знания о теории литературы: что такое композиция, сюжет и его элементы. (Запись в тетрадь: Работа по теории литературы) 1. Композиция – построение произведения. Сюжет – основное содержание произведения. Элементы сюжета: 1) Экспозиция – описание до начала действия. 2) Завязка – начало действия. 3) Развитие сюжета – последовательность описания действий. 4) Кульминация – наивысшая точка развития действия. 5) Развязка – окончание действия. 2 — й. Давайте определим сюжетно-композиционную структуру рассказа.(Исследовательская работа «Теоретиков» ) 1. Композиция рассказа: рассказ состоит из трех частей (1.История Андрея Соколова до начала ВОВ, 2. Андрей Соколов на войне, 3. Возвращение Соколова с войны.) 2. Сюжет рассказа: история жизни Андрея Соколова. Элементы сюжета: 1) Экспозиция – случайная встреча автора-рассказчика с незнакомым мужчиной. 2) Завязка – начало рассказа Андрея Соколова. 3) Развитие сюжета – история жизни Андрея Соколова. (часть 1, 2) 4) Кульминация – встреча Андрея Соколова и Вани. 5) Развязка – путешествие отца и сына.
Молодцы, ребята! С творческой работой справились. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Что помогло герою выстоять во всех испытаниях ?
1. Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”
Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо.
2. На фронте. Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.
- Дети, давайте найдем в тексте рассказ Андрея Соколова, в котором он говорит, где побывал за годы плена. («Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, 142 человека советских военнопленных, в лагерь Б-14, неподалеку от Дрездена»).
- «Русское достоинство и гордость», несокрушимая нравственная сила, мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина и почему в конце концов Мюллер «великодушно» подарил Соколову жизнь? Попробуем с вами найти ответы в этом фрагменте.
Просмотр фрагмента из кинофильма Бондарчука «Судьба человека»
-Давайте теперь попробуем ответить на поставленный вопрос: зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина и почему в конце концов Мюллер «великодушно» подарил Соколову жизнь?
( Столкнувшись к жестокостью гитлеровцев, Андрей Соколов удивляется: варварство фашистов кажется ему непостижимым, диким. В противоборстве с гитлеровцами, в фашистском плену Андрей сохранил свое человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата.)
Выводы: Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”).
- Остался ли в плену А.Соколов? (Ему пришлось возить на «опель – адмирале» немца – инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)
После освобождения из немецкого плена герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях. Но судьба уготовила для нашего героя еще одно испытание – гибель семьи. В июне 1942 г. немцы бомбили авиазавод, и одна тяжелая бомба попала прямо в дом Соколова. Жена и дочери как раз были дома…
Давайте зачитаем отрывок, в котором Соколов узнает о семье.
Выводы: Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разоренный очаг принес в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
- Лишь на миг «блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий». И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские мечтания» о будущем сына, внучатах. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб 9 Мая 1945г. Вновь горе обрушилось на человека, судьба отвернулась от него снова. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий и встречает там маленького, оборванного мальчика Ваню и узнает, что у него нет родителей и что он также одинок в этой жизни. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети!»
Видеофрагмент из кинофильма Бондарчука «Судьба человека». «Встреча Соколова с Ванюшкой» – Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова? Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
Выводы: Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчика. Соколов сумел стать выше своей судьбы.
Зачитайте финал рассказа.
Из текста: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина…»
IV. Закрепление изученного материала
1) Задания и вопросы для усного опроса учащихся : 1. Определите основную тему рассказа «Судьба человека». ( Тема Великой Отечественной войны). 2. Кто является главным героем рассказа? (Андрей Соколов). 3. Что является основой сюжета рассказа? ( Судьба Андрея Соколова). 4. В каком году был написан рассказ? ( В 1956 году). 5. Почему произведение называют рассказом- эпопеей? ( Охват большого исторического периода). 6. Из скольких частей состоит рассказ? Аргументируйте свой ответ. (Из трех частей. События до ВОВ, годы войны и послевоенная весна). 7. От лица кого ведется рассказ? (От лица автора и Андрея Соколова. Рассказ в рассказе). 8. Как вы понимаете слова: «Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины»? 9. Определите, кому принадлежит эта портретная характеристика из текста: «Он положил на .колени большие темные руки, сгорбился…. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» ( Андрей Соколов). 10. Почему автор рассказа с первых строк не называет героя по имени? (Он просто высокий, сутуловатый мужчина.)
- О том, что имя героя Андрей, мы узнаем из уст его жены Ирины, когда семья провожает его на войну. Из текста: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся мы с тобой… больше… на этом… свете». (О том, что фамилия героя Соколов, мы узнаем только во второй части рассказа, на войне. Из текста: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?»).
– А мы с вами попробуем заглянуть в Википедию и выяснить значение имени и фамилии нашего героя. (Андрей (от древнегреческого имени Андреас) переводится как «храбрый», «мужественный».Соколов (от слова Сокол) – солнечный символ победы, света, свободы. У славян эта птица – символ силы, мужественного казака, доброго молодца. «Сокол ты мой, ненаглядный. Соколик мой ясный» и др. Вывод: Андрей Соколов – это храбрый, мужественный, сильный человек).
V. Подведение итогов урока
1. Обращение к эпиграфу Давайте вместе с вами обратимся к эпиграфу урока и ответим на вопросы: - О чем говорят эти слова писателя? Что для него является главным в жизни?
( Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново. ).
2. Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает? ( Простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Человек становится подлинно красивым человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы).
3. Составление синквейна (работа в группах) Задание: Составить синквейн об Андрее Соколове, Ванюшке.
VI. Домашнее задание. Напишите эссе на тему: « Чем поучительна для меня история Андрея Соколова?»
VII. Рефлексия. У вас на столе лежат листы проведение самооценки. Я прошу заполнить их и сдать.
Лист самооценки по данным критериям (от 3 до 5-ти баллов)
ФИ учащегося _____________________________
Критерии самооценки: _______________________
На уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил
Материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока
Работал не активно, материал усвоил частично
Оценка учителя ___________
- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это позиция и самого Соколова. Я хочу закончить нашу беседу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”. Я думаю, что удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Петрович Девятаев. Человек - легенда.
Презентационный материал учитель может компоновать по своему усмотрению, в зависимости от формы проведения (урок, классный час и т. д.).Переоформить слайды тоже можно по- своему.Для удобства даны ссыл...
Михаил Александрович Шолохов: мифы и реальность
Презентация "Михаил Александрович Шолохов: мифы и реальность" предназначена для уроков литературы в 11 классе. С её помощью можно познакомить учеников с загадками судьбы и творческого пути М.А. Шолохо...
Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
Предмет: Русская словесность 7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество
Презентация предназначена для обучающихся 11 класса....
Михаил Александрович Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека»
Личный сайт Мавриной О.Г. «Литература» по ссылке: https://nsportal.ru/mavrinaolga14Просмотреть видеоурок «Шолохов «Судьба человека»: https://www.youtube.com/watch?v...
Художественные особенности творчества Михаила Александровича Дудина
ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.Художественные особенности творчества Михаила Александровича Дудина...