Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Посмашная Наталья Яковлевна

Презентация предназначена для обучающихся 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon m.a.sholohov_11_klass.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество (к уроку литературы в 11 классе)

Слайд 2

Я хотел, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой. Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984) русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской премии (1965) М.А.Шолохов

Слайд 3

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье Дом, в котором родился М.А.Шолохов Детство

Слайд 4

Детство «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины». (Из автобиографии)

Слайд 5

По другой версии, М.А.Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но сам писатель их никогда не опровергал. Детство

Слайд 6

Мать Шолохова состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Шолохова Александра Михайловича, с которым обвенчалась после смерти мужа в 1912 году. Тогда же Михаил был усыновлен своим отцом и получил фамилию Шолохов. Отец – Александр Михайлович – был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна – дочь крепостного крестьянина, который пришёл на Дон с Черниговщины. Родители Шолохов с родителями (1912)

Слайд 7

Годы учёбы Годы учёбы в гимназии Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии, но не закончил образование. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.

Слайд 8

«С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Приходилось бывать в разных переплётах. Участвовал в переписи населения, работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком…» (Из автобиографии) 20-е годы Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество. М. Шолохов (1925)

Слайд 9

Первая проба пера Первый фельетон «Испытание» за подписью М.Шолох опубликован в комсомольской газете «Юношеская правда» В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 — рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926).

Слайд 10

Многие персонажи «Донских рассказов» имеют реальных прототипов, но Шолохов почти всё заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с рассказа «Родинка» (1923), — смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. "Донские рассказы" Иллюстрация к «Донским рассказам»

Слайд 11

В 1925 г. Шолохов начал было произведение о казаках во время Корниловского мятежа 1917 года под названием «Тихий Дон». Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берётся за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Появление "Тихого Дона" Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал, расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 г. в журнале «Красная новь».

Слайд 12

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей «Поднятая целина». В письмах, в том числе к И.В.Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей в деревне: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягчённом виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932). Журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». "Поднятая целина" Иллюстрация к роману «Поднятая целина» «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Слайд 13

В Великую Отечественную войну писатель служил военным корреспондентом газет «Правда», «Красная звезда», был свидетелем разгрома фашистов под Сталинградом В годы Великой Отечественной войны Писатели (второй ряд слева направо) М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров, командующий Западным фронтом генерал-лейтенант И.С.Конев (крайний слева), 1941 год

Слайд 14

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. После войны Иллюстрации к рассказу « Судьба человека»

Слайд 15

В послевоенные годы Шолохов продолжает литературную и общественную деятельность: был членом Советского комитета защиты мира.; был депутатом Верховного Совета, был академиком АН СССР; был членом Президиума Союза писателей СССР; по мотивам произведений Шолохова снимались фильмы; в 1960 г. писатель был удостоен Ленинской премии; издаётся собрание сочинений в 9 томах; в 1965 г. в Стокгольме Шолохову была вручена Нобелевская премия; принимал участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира Общественная деятельность

Слайд 16

Общественная деятельность В 1965 г. в Стокгольме М.А.Шолохову была вручена Нобелевская премия «На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь…служить своим пером трудовому народу». М.А.Шолохов

Слайд 17

Общественная деятельность Михаил Александрович Шолохова среди земляков

Слайд 18

Последние годы жизни В последние годы жизни Михаил Шолохов работал над романом «Они сражались за Родину , который начал ещё в годы Великой Отечественной войны (остался незавершенным) В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжёлых испытаний. Героизм русских людей в романе лишён внешне блестящего проявления и предстаёт перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь — подвиг. Иллюстрация к роману «Они сражались за Родину»

Слайд 19

Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской, что на крутом берегу тихого Дона Памятник Михаилу Шолохову в Москве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

Пушкинские мотивы в творчестве Михаила Сеспеля

Родоначальник новой русской литературы А.С. Пушкин близок и дорог многим народам. Певец свободы и дружбы народов, великий гуманист и защитник угнетенных, он вошел в национальные литературы нашей стран...

Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"

В данной презентации даны краткие сведения о  Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....